Filmography Фильмография      

БАНДИТЫ ВРЕМЕНИ

Time Bandits


 

СЮЖЕТ РЕЖИССЕР ФИЛЬМ НАГРАДЫ ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ



Страницы: 1 | 2 »

 
РЕЖИССЕР



О фильме О фильме


Terry Vance Gilliam

Терри Вэнс Гиллиам

Терри Вэнс Гиллиам (Terry Vance Gilliam) появился на свет 22 ноября 1940 года в Миннеаполисе, штат Миннесота. В семье было трое детей, где Терри был старшим, что означало - меньше прав и больше обязанностей. В детстве он очень любил рисовать, изображая на бумаге героев своих любимых фильмов - «Багдадский вор», «20 тысяч лье под водой», «Остров сокровищ». Учился в Occidental College в Лос-Анджелесе. Будучи главным юмористом своего студенческого лагеря, выпускал журнал «Острый зуб», затачивая его из номера в номер, надо полагать, на преподавательский состав университета и прочие негативные стороны американской действительности.

В середине 60-х по приглашению Харви Куртцмана, редактора молодежного журнала «На помощь!», он перебирается в Нью-Йорк, где на протяжении трех лет работает иллюстратором, мечтая повторить карьеру Федерико Феллини. Там он знакомится с британским журналистом Джоном Клизом - как окажется позже, эта встреча была судьбоносной для них обоих. После службы в Национальной гвардии США Гиллиам уезжает в Европу.

В Лондоне при содействии Клиза Гиллиам устраивается сценаристом в телешоу, где знакомится с Эриком Айдлом, Майком Палином и Терри Джонсом. В 1967 году они инициировали сериал «Do Not Adjust Your Set», в котором Гиллиам дебютировал как аниматор. После того как к ним присоединились Джон Клиз и Грэм Чепмен, ими было создано шоу «Летающий Цирк Monty Python». Следующие пять лет (1969-1974) можно считать «золотым веком» на ВВС и одним из самых героических периодов в истории ТВ вообще.

Получасовые выпуски шоу представляли собой не только виртуозно написанные, разыгранные и срежиссированные порции стеба над английским национальным характером с его пресловутыми чертами (консерватизм, патологическая приверженность традициям и т.д.), над самой что ни на есть элитарной культурой, в том числе кинематографом, или над политической системой Британии. Это была блестящая абсурдистская рефлексия по поводу самой природы телешоу, начиная с обыгрывания хронометража и многочисленных пародий на ТВ-жанры, кончая разнообразными ухищрениями, превращающими даже финальные титры в маленький юмористический текст. Используя креативный принцип рок-группы, «питоны» все делали сами и сообща, играя в каждом выпуске по несколько ролей и превращая жесткие рамки получасовой передачи в резиновую арену для своего балагана с переодеваниями.

Бандиты времени

Шон Коннери в фильме «Бандиты времени» (1981)

Терри Гиллиам редко появлялся в кадре, в основном, в массовых сценах, предоставляя возможность блистать неисчислимым количеством граней комического дарования «сумрачному джентльмену» Джону Клизу, «очаровательному проходимцу» Майклу Пэлину, «веселому парню с лошадиной физиономией» Эрику Айдлу, «ироничному аристократу» Майклу Чепмену и «коренастому кокни в чепце» Терри Джонсу (спец №1 по «трансвеститным» бабушкам). Зато он занимался тем, что не мог сделать никто: великолепная коллажная анимация, абсолютно британская по духу, конденсировала в себе все лучшее в «Monty Python», являясь как бы эмблематической выжимкой из обильных «приколов» группы.

Естественно, как штатный аниматор группы, сценарист, временами сорежиссер и актер, Терри Гиллиам участвовал и во всех питоновских кинопроектах: в попури из лучших моментов под названием «А теперь нечто совершенно другое» 1971; в «живом» концерте группы в одном из самых престижных залов мира Hollywood Bowl (1982) и трех полнометражных эскападах: «Monty Python и Святой Грааль» (1974); «Житие Брайана по Монти Питону» и «Смысл жизни по Монти Питону».

Еще в питоновский период своего творчества Терри Гиллиам сделал два фильма как режиссер: «Jabberwocky» (что-то типа «Бормоглот») и «Бандиты времени» (1981). Но только в первой после распада группы собственной картине Гиллиам, отстранившись от стиля pythonesque, сумел развернуться по-настоящему и реализовать свои гигантские режиссерские и дизайнерские идеи в соответствующем масштабе.

«Король-Рыбак» (1991)

«Король-Рыбак» (1991)

После распада группы Гиллиам в 1984 году снимает фантастический фильм «Бразилия» В «Бразилии», поместив абсолютно кафкианского чиновника Сэма Лоури в футуристический антураж тоталитарного будущего а ля «1984» Оруэлла, постановщик фильма создал герметичную вселенную бюрократического колумбария. И заселил ее колоритнейшим паноптикумом ревностных служителей системы (феерический палач Джон Линт, трусливый Куртсман - шеф главного героя, ассенизатор-шизофреник Спур и т.д.) и фантастичных борцов с ней (летающий Таттл - бескорыстный сантехник-подпольщик в вихревом исполнении Роберта Де Ниро). Сэм Лоури постоянно теряется в бесконечных межпространственных туннелях-лабиринтах, ныряя из героического мира собственных снов в унылое бытие чиновника, оттуда к романтическому образу революционера, а затем в непроходимые дебри собственного безумия. Терри Гиллиаму удалось отвоевать у американского мейджора Universal право на окончательный монтаж, и по выпуску полной версии «Бразилию» оценили по заслугам, она вошла в двадцатку лучших лент 80-х.

Его следующий фильм «Приключения барона Мюнхаузена» (1988) - полотно, поистине, мифологических масштабов в форме театральной мистерии-буфф с дизайном а ля рококо конца 18 века.

В комедии Т.Гиллиама «Король Рыбак» (1991) рассказывается о бывшем яппи, а ныне трудящимся улиц и городском сумасшедшем, который решает, что нашел чашу святого Грааля. Еще более удачная в коммерческом отношении его следующая картина «12 обезьян» (1995), совсем мрачный парафраз «Бразилии» с участием Брюса Уиллиса и Брэда Питта, в котором рассказывается о том, как в далеком пост-апокалиптическом будущем «волонтер поневоле» Коул пускается в рискованный вояж назад, в 1996 год, чтобы спасти человечество от смертельного вируса.

«Бразилия» (1985)
«Бразилия» (1985).

И вот в 1998 году Гиллиам послал куда подальше свою обычную стилистику инфантильной феерии и отправился вместе с новыми героями, Раулем Дюком и доктором Гонзо, в психоделическое путешествие в самое сердце американской мечты, в Лас-Вегас. Фильм «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», поставленный по книге Хантера С.Томпсона с Джонни Деппом, открывает нам совершенно иного Терри Гиллиама. В этой ленте, снимавшийся в тот момент, когда один за другим умерли Берроуз, Гинзберг и Лири, а им всем был в каком-то смысле посвящен альбом ирландской группы U2 под циничным названием POP, Гиллиам осуществил долгожданную (более четверти века) экранизацию одной из главных книг пост-хипповой Америки.

Terry Vance Gilliam

Терри Вэнс Гиллиам

Сюжет и предыстория романа вытекают друг из друга: в 1971 году Томпсон, тогда спортивный журналист, получил редакционное задание и отправился на своей машине в Лас-Вегас, на Mint 400, автомобильные гонки без правил. В дорогу он взял закадычного друга и адвоката Оскара «Зету» Акосту, а также под завязку загрузился таблеточной наркотой всех видов, и - вперед! - сюрреалистическая одиссея началась. Совершенно очевидно, что Хантер С. Томпсон вдохновлялся тогда только вышедшей книгой Тома Вульфа «Электропрохладительный кислотный тест», которая стала классикой нового журнализма 60-х (вместе с очерками и романами Нормана Мейлера) и в форме разбухшего горячего репортажа поведала невинной Америке о кислотных приключениях Кена Кизи и его веселых проказников. Однако «беспечные ездоки» - 71 как будто попали в зазеркалье Америки, которую в эйфорическом экстазе LSD увидел Вульф глазами тех, о ком он писал свое произведение. То ли таблетки оказались депрессивнее, то ли Америка сменила позитив на негатив, подобно пьяному фотографу, но ситуация, в которой оказались Томпсон и Акоста, была определена самим автором так: «Алиса в дантовском аду». Книга «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» произвела фурор - критики назвали стиль Томпсона «аберрацией нового журнализма», его уродливым перерождением, как если бы психоделик напялил на себя шмотки глэм-рока.

Типология «кислотного роуд-муви» конца 90-х, которую применяет в своей экранизации Терри Гиллиам, тут же отсылает к двум эпохальным фильмам - «Прирожденные убийцы» Оливера Стоуна и, разумеется, языческий «Мертвец» Джима Джармуша, у которого позаимствован Джонни Депп на роль Дюка. «Этот фильм - говорит Гиллиам, - несколько лет следовал за мной по пятам. Десять лет назад появился сценарий, и я тогда подумал: «А было бы интересно начать девяностые с этой картины», но в то время я был занят чем-то другим, и проект так и остался на бумаге. С восьмидесятых я остро ощущаю, что мы прошли через время постоянного ущемления самовыражения, когда все несло на себе печать подавленности. Роман Хантера похож на репортаж военного корреспондента с передовой. Но это была не просто бомбардировка, а самобомбардировка: он как будто забрасывал в себя наркотики, как снаряды, а полем битвы был его мозг. И при этом книга написана так, будто он действительно побывал в гуще сражения. Роман уже выразил себя. Теперь наша очередь». Постановщик заявил во время съемок «Страха и ненависти в Лас-Вегасе»: «Наша цель - взломать клетку политкорректности, ведь роман был написан до всякого PC-кодекса, а фильм выйдет в тот момент, когда ненависть к нему достигла высшей точки». Так насмешник и абсурдист хотя бы с опозданием на 30 лет стал американским бунтарем, вполне в духе славных и бурных шестидесятых.

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998).
Джонни Депп в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998).

Премьера фильма, от которого поочередно отказались Скорсезе и Николсон, состоялась 16 мая 1998 года на Каннском фестивале. Рецензенты с злорадством выражали беспокойство о дальнейшей творческой карьере режиссера после ТАКОГО фильма. Гиллиам хотел, желал, чтобы его картина была максимально некорректной, и у него это получилось. Можно долго разглагольствовать о скрытой пропаганде наркотиков, в которой не раз упрекали эту ленту, но при этом нельзя не заметить потрясающие актерские работы Деппа и Дель Торо и неукротимую фантазию режиссера, помогшей ему экранизировать один из самых «неподъемных» литературных памятников XX века.

В 2005 году вышел фильм Гиллиама «Братья Гримм». Поражали не только размах (80 миллионов долларов), но и сама затея оживить сказки братьев Гримм. Любопытно, что Гиллиам сделал знаменитых братьев участниками сказочной феерии: все, о чем впоследствии они напишут, они якобы пережили сами. Для Гиллиама братья Гримм не просто кабинетные сочинители, но безумцы и фокусники, немножко авантюристы, немножко шарлатаны. Похожие на него самого - весельчака, оригинала и слегка сумасшедшего.

Джонни Депп и Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота».

Джонни Депп и Терри Гиллиам на съемках фильма «Человек, который убил Дон Кихота».

Из-за технических сложностей Гиллиам так и не смог завершить проект о Дон Кихоте. «Человек, который убил Дон Кихота» - фильм-мечта Терри Гиллиама. Был задуман очень интересный сюжет, местами смешной, местами грустный. Это фильм о современном человеке Тоби Гросини (Джонни Депп), который каким-то образом оказывается в 17 веке в Ла Манче. В новых обстоятельствах он попадает в рабство, но его спасает Дон Кихот.

Начинается их совместное путешествие, где Тоби фактически достается роль Санчо Пансы. Тоби вынужден сопровождать, охранять и заботиться о Дон Кихоте (его играл Жан Рошфор), при этом Тоби совершенный антипод Дон Кихота. Он не принимает ни идей, ни идеалов последнего рыцаря. На все романтические воззвания Дон Кихота Тоби только ругается и злится. Современное и своеобразное прочтение классики Терри Гиллиамом не состоялось. Но он по прежнему надеется закончить фильм. Джонни Депп подтверждает свое согласие на участие в проекте Гиллиама.

Гиллиам не считает себя голливудским режиссером. Он отверг предложения снимать «Форреста Гампа» и «Кто подставил кролика Роджера?», а первый фильм о Гарри Поттере не смог снять из-за отказа продюсеров работать с ним - хотя на кандидатуре Гиллиама настаивала сама Джоан Роулинг.

Гиллиам - один из немногих режиссеров, которые из фильма в фильм продолжают создавать собственную мифологию, не в жизни, на экране. Режиссер, работавший с лучшими представителями актерских школ Великобритании и США. Режиссер, заставляющий зрителя сквозь смех задуматься об очень несмешных проблемах современного общества.  

«Воображариум доктора Парнаса» (2009).
«Воображариум доктора Парнаса» (2009).


 


Терри Вэнс Гиллиам (Terry Vance Gilliam)
Избранная фильмография:

2011 «Целое семейство» / The Wholly Family ... короткометражка
2010 «Легенда Хэллоудеги» / The Legend of Hallowdega ... короткометражка
2009 «Воображариум доктора Парнаса» / The Imaginarium of Doctor Parnassus
2005 «Страна приливов» / Tideland
2005 «Братья Гримм» / The Brothers Grimm
2002 «Человек, который убил Дон Кихота» / The Man Who Killed Don Quixote (не окончен)
1998 «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» / Fear and Loathing in Las Vegas
1995 «Двенадцать обезьян» / Twelve Monkeys
1991 «Король-Рыбак» / The Fisher King
1989 «Приключения барона Мюнхаузена» / The Adventures of Baron Munchausen
1985 «Бразилия» / Brazil
1983 «Смысл жизни, по Монти Пайтону» / Monty Python's The Meaning of Life
1981 «Бандиты времени» / Time Bandits
1977 «Джеббервоки» / Jabberwocky
1975 «Монти Пайтон и Святой Грааль» / Monty Python and the Holy Grail
1971 «Монти Пайтон: А теперь нечто совершенно иное» /
And Now for Something Completely Different


 


ТЕРРИ ГИЛЛИАМ / Сканы статей из прессы:

1299x1682 439kb 1299x1682 685kb 1299x1681 602kb 1299x1682 681kb 1299x1682 655kb 1299x1682 390kb
Журнал «EMPIRE», №6, июнь 2012 год.
Официальный сайт


 

 

Время создания страницы: 2001 год.
Последнее редактирование: 10 июня 2012 года.

При создании страницы были использованы следующие материалы:
Дж.Паркер «Шон Коннери» / 1998 год.
Игорь Манцев «БЫТЬ!» «Искусство кино» 2000 № 11
«Искусство кино»
«Видео-АСС Известия» 1998 № 42
О фильме на IMDb



Страницы: 1 | 2 »

 
 

Бандиты времени
«Бандиты времени» (1981).

 
 

СЮЖЕТ РЕЖИССЕР ФИЛЬМ НАГРАДЫ ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ

Постер к фильму


ФОТОГРАФИИ


Фотографии из фильма »

Постеры к фильму »

 
 
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


О фильме на IMDb »

Rottentomatoes.com »

Eclectric Dragonfly »

Titanic In The Movies »


Видео:

Videodetective.com »


Терри Гиллиам:

Терри Гиллиам »

Архив Гильяма »

Gilliam.ru »

Русский сайт »

Peoples.ru »

 
 

 
 
 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.