Filmography Фильмография      

ЗАПОМНИТЕ ЭТУ НОЧЬ
(Гибель «Титаника»)

A Night to Remember


 

СЮЖЕТ ФИЛЬМ НАГРАДЫ РЕЖИССЕР ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ
ТИТАНИК - ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ ТИТАНИК НА ЭКРАНЕ



Страницы: 1 | 2 | 3 »

 
«ТИТАНИК» - ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ



О фильме О фильме


КРУШЕНИЕ «ТИТАНИКА»

«Это было самое большое судно в истории - величайшее творение рук человеческих. Достижения всех наук потребовались для его постройки и эксплуатации. Офицеры корабля, набранные из «сливок» Королевского флота, прошли строжайшие экзамены по всем наукам, касающимся ветров, течений и морской географии. Это были уже не моряки, но ученые»

М. Робертсон,
«Тщета: крушение Титана».

«Тщета: крушение Титана» - именно под этим названием (Futility: Wrack of Titan) бывший офицер военного флота Морган Робертсон, автор отвергаемых издателями романов о битвах обитателей иных планет с тамошними чудовищами, напечатал в 1898 году, за четырнадцать лет до трагедии, научно-фантастический роман о том, как в Британии построили гигантский трансатлантический лайнер «Титан» - самый непотопляемый, самый комфортабельный и роскошный, самый быстроходный. В первый рейс отправились миллионеры Старого и Нового света. На полном ходу пароход врезался в айсберг и затонул. Большинство из около 2000 пассажиров погибло. На фоне холодной апрельской ночной Атлантики автор развернул картины героизма и трусости, подлости и благородства.

«Титаник»

«Титаник».

В романе «Титан» Робертсона имел четыре трубы, три гребных винта, длину 260 м, водоизмещение 70 тыс. тонн, мощность 50 тыс. л.с., скорость 25 узлов, вместительность 3000 человек, 24 шлюпки на 500 мест. Всего было 11 палуб. От воды до шлюпочной палубы - 18,5 м.

В жизни «Титаник» имел четыре трубы, три гребных винта, длину 268 м, водоизмещение 66 тыс. тонн, мощность 55 тыс. л.с., скорость 25 узлов, расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м., 8 палуб, вместимость 4400 человек, 20 шлюпок на 1180 мест.

СПАСАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА «ТИТАНИКА»
Пробковые жилеты на каждого пассажира и члена экипажа.
48 спасательных кругов.
14 десятиметровых шлюпок вместимостью 65 человек.
2 катера вместимостью 40 человек.
4 шлюпки со складывающимися парусиновыми бортами вместимостью 50 человек.
На 3500 пассажиров и 908 членов экипажа.

ПРОЛОГ

«Титаник» у причала в Саутгемптононе.

«Титаник» у причала в Саутгемптононе.

На рубеже веков на трансатлантической линии обострилась борьба судоходных компаний. Будучи не в силах победить в скорости перевозок, британская «Уайт Стар Лайн» (White Star Line) решила обойти конкурентов роскошью и комфортом, прельщая ими сливки общества. В 1909 году в Белфасте она заложила два однотипных лайнера небывалого до той поры водоизмещения - «Титаник» и «Олимпик», которые отличались (после доработки в доках) лишь наличием на верхней палубе одного из них щитов, защищающих пассажиров 1-го класса от брызг.

2 мая 1911 года на воду был спущен «Олимпик», через 28 дней - «Титаник».

Это были действительно роскошные лайнеры.

Часовни, театр, бальные и читальные залы, поле для игры в гольф, теннисный корт, турецкие бани, игорный зал, плавательные бассейны, бары... - сулили приличную городскую жизнь. А два суперлюкса имели даже по отдельной прогулочной палубе с садом (пересечь в таком Атлантику стоило 4350 тогдашних долларов - около 50 тыс. сегодняшних).

На 3500 пассажиров, размещаемых в трех классах, приходилось без малого 900 человек экипажа, из которых 500 были обслуживающим персоналом.

Шестнадцать водонепроницаемых отсеков обещали абсолютную непотопляемость. Корабли могли держаться на плаву при затоплении даже четырех из них, в то время как британские нормы требовали обеспечения плавучести при затоплении двух.

Несмотря на идентичность судов, «Титаник», на котором часть прогулочной палубы предназначалась для размещения грузов, при регистрации оказался крупнее собрата.

В первый рейс самого большого корабля всех времен и народов отправилось полтора десятка миллионеров и промышленных «королей». Один из суперлюксов занял президент и директор-распорядитель компании «Уайт Стар Лайн» Брюс Исмей. Планировал плыть и самый крупный капиталист того времени Дж. П. Морган, но он вернул свой билет, когда узнал, что выход в море отложен.


Роскошные интерьеры «Титаника».
Салон и одна из кают первого класса.

 

В МОРЕ

3 апреля 1912 года «Титаник» пришел в Саутгемптон для принятия части пассажиров, угля и продовольствия.

Капитан «Титаника» Эдвард Д. Смит.

Капитан «Титаника» Эдвард Д. Смит.

10 апреля в полдень лайнер взял курс на Квинстаун.

11 апреля в два часа полуночи, приняв на борт последних пассажиров и почту, капитан Эдвард Д. Смит покинул ирландский порт и «северным путем из дома» повел свой корабль в легенду.

14 апреля в 23:40 при скорости 22,5 узла вахтенный офицер, первый помощник Уильям Мэрдок, приняв сигнал впередсмотрящего «Прямо по курсу айсберг!», попытался избежать столкновения, дав команды «Лево на борт!» и «Стоп! Полный назад!». Уклониться не удалось. Ледяная скала подводной частью вспорола 5 водонепроницаемых отсеков правого борта. «Титаник» был обречен.

Капитан Смит пригласил сопровождавшего корабль директора-распорядителя верфи Томаса Эндрюса помочь оценить повреждения. После осмотра он отдал приказ готовить шлюпки, собирать пассажиров к местам аварийного сбора, подать радиосигнал бедствия. Было 00:10.

Общую тревогу не объявляли. По просьбе капитана заиграл оркестр. «Женщины и дети - первыми в шлюпки!» Стюарды вежливо предлагали надеть жилеты и приглашали к шлюпкам, которых не могло хватить на всех. Первая лодка легла на воду в 00:30, загруженная наполовину.

Миссис Ида Страус, зная, что ее мужа не пустят в шлюпку, отказалась от приглашения занять место в лодке. Офицер, уважая возраст супругов, предложил место и Исидору, но миллионер (владелец самого большого в мире универсального магазина в Нью-Йорке) не счел возможным принять его. Горничная Иды Элен Бэрд, плача, отправилась в шлюпку, прижимая к груди меховое манто - последний подарок хозяйки.

Сигналы о помощи приняли несколько кораблей. Ближайшей оказалась «Карпатия», получившая сигнал в половине первого, но хода ей до «Титаника» было три с лишним часа. В 00:45 с ходового мостика гибнущего гиганта взлетели первые сигнальные ракеты.

Исидор и Ида Страус.

Исидор и Ида Страус.

Среди множества историй о гибели «Титаника», одной из самых трогательных стала история четы Страус. Вместе они прожили 40 лет, Ида Страус отказалась покинуть тонущий корабль, оставшись со своим мужем, и погибнув вместе с ним.

Миллионер сэр Космо Дафф Гордон, участник Олимпийских игр 1908 года по фехтованию, подкупил экипаж шлюпки, в которой оказался. Лодка отошла от корабля с семью моряками и пятью пассажирами (вместо 40 по штату) и больше к нему не возвращалась.

Полковник Арчибальд Грэйси, встретив в палубной сутолоке Фредерика Урайта, с извинениями отменил назначенную на утро встречу на площадке для игры в сквош.

Брюс Исмей, президент и распорядитель фирм, которым принадлежал «Титаник», позволил себе проникнуть в одну из первых шлюпок. Суд оправдал его, но общественность не простила фактическому владельцу судна спасения в то время, когда гибли женщины и дети. Остаток жизни он провел изгоем в ирландском поместье.

На шлюпочную палубу прорвались пассажиры третьего класса, среди которых было много мужчин-иностранцев, не понимающих языка. Офицеры применили оружие, стреляя вдоль бортов шлюпок, чтобы обеспечить посадку детей и женщин в первую очередь.

47-летний миллионер полковник Джейкоб Д. Астор, путешествовавший с восемнадцатилетней женой и занявший место в уже опускаемой шлюпке, увидев появившуюся на палубе женщину, остановил спуск, попрощался с женой и уступил место даме. Майор Арчи Батт, Артур Рейсон, Фрэнсис Миллет и Кларенс Мур отправились в курительную комнату первого класса на партию в карты, которую закончили в два часа.

В 02:05, когда тали последней шлюпки были отданы, капитан освободил радистов от вахты. Оркестр играл.

На шлюпочной палубе католический священник исповедовал всех желающих.

Брюс Исмей, президент и распорядитель фирм, которым принадлежал «Титаник».

Брюс Исмей, президент и распорядитель фирм, которым принадлежал «Титаник».

В 02:20 «Титаник» скрылся под водой. Музыка смолкла, стало темно.

Море было спокойным.

Полковника Грейси и второго помощника Чарльза Лайтоллера утянуло за кораблем, но вырвавшийся воздушный пузырь выбросил их обратно. Им повезло добраться до шлюпок.

Объединив под своим командованием несколько лодок, отошедших от тонущего судна на безопасное расстояние, пятый помощник Лоу выжидал почти час, после чего вернулся, но подобрал только четверых живых человек. Один из них вскоре умер.

В 04:10 подошла «Карпатия». С полупустых шлюпок сняли 711 человек. Среди них 203 пассажира первого класса, 118 - второго, 175 - третьего и 212 членов команды. Это составило 32 процента находившихся на борту людей. А даже имеющимися спасательными средствами могли спастись почти вдвое больше.

Драматизм трагедии усилен двумя обстоятельствами.

Александр Карлайл, главный корабельный инженер верфи и руководитель проекта, намеревался обеспечить суда 74 шлюпками, обеспечив местами всех. Предложение было отвергнуто владельцами, потому что количество спасательных средств, установленных на «Титанике» и «Олимпике», и без того на 30 процентов превышало требуемое британскими и американскими морскими правилами.

Этот район Атлантики весьма оживлен, и огни какого-то судна были видны с гибнущего «Титаника». Кто-то имел возможность спасти всех и не сделал этого.

Фото офицеров «Титаника».
Фото офицеров «Титаника».
С лева на право: Мэрдок, старший механик Белл, Боксхолл, капитан Смит.

 

РАССЛЕДОВАНИЕ

По прибытии «Карпатии» в Нью-Йорк начала работу судебная комиссия, назначенная сенатом США. Особое возмущение американцев вызвал тот факт, что коэффициент смертности детей из третьего пассажирского класса оказался выше коэффициента смертности мужчин из первого. По результатам исследования причин катастрофы комиссия разработала ряд предложений, которые были приняты. В частности, были введены круглосуточные вахты радистов и изменены правила комплектации судов шлюпками.

Провел следствие и аварийный суд в Лондоне. Несмотря на мнение опрошенных ледовых капитанов, которые в один голос утверждали, что не стали бы снижать ход после получения предупреждений о ледовой обстановке, суд заключил, что столкновение произошло из-за чрезмерной скорости, с которой шел корабль. Виновным (посмертно) был признан капитан Смит. Особое внимание было уделено кораблю, не оказавшему помощь. В этом бездоказательно обвинили капитана «Калифорниэна» Стенли Лорда, корабль которого находился в 19 милях от «Титаника». Лорд провел остаток жизни не более весело, чем Исмей.

Но обвиняли его зря. Сигнала бедствия радист не принял, потому что ушел спать. А замеченное с «Титаника» судно было не «Калифорниэном». В 1963 году капитан Хенрик Наэсс сознался, что это его «Самсон» возвращался с браконьерского тюленьего промысла. Ракеты «Титаника» он принял за сигналы патрульного корабля и, погасив ходовые огни, постарался скрыться. А радио у него не было.

На верхней палубе «Титаника».
На верхней палубе «Титаника».
 

ВЕРСИЯ МИСТИЧЕСКАЯ

«Титаник» был обречен не дойти до порта назначения.

Еще в Белфасте загорелся уголь в бункере №6, расположенном, кстати, по правому борту.

В Саутгемптон корабль пришел горящим, за время стоянки пожар ликвидирован не был. 10 апреля при отбуксировании от саутгемптонского причала «Титаник» чуть не врезался в пароход «Нью-Йорк», буквально оторванный проходящим гигантом от причальной стены. Даже если бы «Титаник» увернулся от айсберга, рок все равно настиг бы его.
 

ВЕРСИЯ РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ

Виной всему некомпетентность экипажа и амбиции владельцев.

Самовозгорание угля не было редкостью и особой угрозы не представляло. Хотя, если бы хозяева не опасались огласки, правильнее было бы погасить пожар за неделю стоянки в Саутгемптоне.

Но вот если бы вахтенный офицер не дал команду «Полный назад», лайнер уклонился бы от айсберга. Даже при «полном заднем» корабль едва не разминулся с препятствием, а быстро движущееся судно поворачивает круче. Как мог забыть опытный моряк о том, что известно каждому прибрежному мальчишке?

Тормозить было можно, не перекладывая руля, - это убило бы многих в носовых отсеках, но корабль остался бы на плаву.

Наконец, если бы офицеры знали, что шлюпку можно полностью комплектовать пассажирами еще на талях, спасенных было бы вдвое больше.

Видимо, Мэрдок растерялся, а к шлюпочным тревогам никто не готовился - ведь это было непотопляемое чудо света. Он погиб, как и другие старшие офицеры.

«Титаник» готовыт к выходу в океан.
«Титаник» готовят к выходу в океан.
 

ВЕРСИЯ ДЕТЕКТИВНАЯ

На самом деле погиб не «Титаник», а «Олимпик».

Выход «Титаника» был первоначально назначен на 20 марта, но был отложен на три недели.

24 февраля «Олимпик», наскочив на затонувшее судно, повредил гребной винт и нуждался в ремонте, но единственный подходящий док был занят «Титаником». Постройка обоих судов обошлась очень дорого, а за неполный год эксплуатации «Олимпика» это была третья серьезная авария. Владельцы несли убытки. Стремясь сократить время простоя лайнера, они поменяли плиты с названиями кораблей, и «Титаник» с надписью «Олимпик» ушел в его плановый рейс, а «Олимпик» занял место «Титаника» в доке и с задержкой в три недели, потребовавшейся для ремонта винта, ушел под чужим именем навстречу судьбе.

Спасенные с «Титаника» дети.
Спасенные с «Титаника» дети.
 

POST SCRIPTUM

Детей первого и второго пассажирских классов спасли всех. Из детей третьего - почти половину девочек и чуть меньше трети мальчиков.

Из 143 пассажирок первого класса спаслись 139. Причем трое из четырех погибших отказались расставаться с мужьями.

Во втором классе спасли 78 из 93 женщин, а в третьем - 98 из 179.

Для мужчин процентное соотношение таково: уцелело 33 процента мужчин из первого класса, 8 процентов из второго и 16 - из третьего.

Из команды выжило 24 процента моряков. Две трети из них служили в «палубном» отделе, четверть - в «машинном». Остальные были стюардами.

Но что же именно играл оркестр Уолласа Хартли, не вспомнил никто.  

«Непотопляемая» Молли Браун.
«Непотопляемая» Молли Браун вручает кубок капитану «Карпатии» Ростону с благодарственной надписью от спасённых пассажиров «Титаника».


 

«Титаник» / Сканы статей из прессы:
Все статьи отсканированы мною для сайта seanconneryfan.ru
(старый адрес: sean-connery.narod.ru).

1200x1602 763KB 1200x1612 886KB 1200x1628 967KB 1200x1618 918KB
Журнал «ТВ Парк», №17 апрель 2012 год.
Официальный сайт

Дальше: «Титаник» на экране


 

 

Время создания страницы: 31 марта 2012 года.
Последнее редактирование: 27 сентября 2012 года.

При создании страницы были использованы следующие материалы:
Журнал «ВИДЕО-АСС Известия» №37 (2) 1998 год.
Журнал «Total DVD» (Все Кино), №4 (133), апрель 1912 год.
О фильме на IMDb
Titanic In The Movies

 

Страницы: 1 | 2 | 3 »

 

СЮЖЕТ ФИЛЬМ НАГРАДЫ РЕЖИССЕР ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ ССЫЛКИ
ТИТАНИК - ЛЕГЕНДА И ИСТОРИЯ ТИТАНИК НА ЭКРАНЕ

A Night to Remember


ФОТОГРАФИИ


Постеры к фильму »

 
 
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ


О фильме на IMDb »

Rottentomatoes.com »

«Титаник» в кино »

 
 

 
 
 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2016 © Irina Kabanova_Anna   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.