|
Фред Циннеманн на съемках фильма «Пять дней одного лета», 1982 год. |
|
Фред Циннеманн (Fred Zinnemann) режиссер документального и художественного кино. Родился в Вене (Австрия)
29 апреля 1907 года. Еще будучи студентом юридического факультета Венского
университета, Фред увлекся кинематографом и под влиянием фильмов Штрогейма и Видора решил во что бы то ни стало стать режиссером.
Для чего отправился в Париж в техническую школу фотографии и кино. По ее окончании работал в Германии с Билли Уайлдером и Робертом Сиодмаком в качестве помощника оператора на фильме
«Люди воскресенья» (1929). В том же году он уехал в США.
Путь к вожделенной профессии оказался для Циннеманна весьма тернистым. Он снимался в массовке фильма «На Западном фронте без перемен». С
1931 года стал ассистентом у знаменитого британского документалиста Роберта Флаэрти. В 1935-м работал с Гомесом Мюриелем в Мексике над документальным фильмом
«Волна». В 1937 нанялся в «МГМ» режиссером короткометражных лент серий «Преступление не приносит дохода», «Специальные выпуски Пита Смита»,
«Исторические загадки». За картину «Те матери могли бы жить» (1938), снятую в последний из этих циклов, режиссер был удостоен «Оскара», как и за документальный фильм «Бенджи»
(1951).
Только в 1941 году, через 12 лет после начала работы в американском кино, Циннеманн, наконец, поставил свою первую художественную ленту
«Глаза в ночи».
Но успех пришел лишь три года спустя, после экранизации им
антифашистского романа Анны Зегер «Седьмой крест» 1944 г. Вся ненависть режиссера к фашизму, воцарившемуся на его родине, сконцентрировалась в показе того, как система насилия, введение которой поддерживали миллионы немцев,
ибо речь шла об устранении конкурентов и инакомыслящих, стала самодовлеющей, обернувшись и против тех, кто ее приветствовал. И в то же время фильм, как и роман, утверждал веру в человеческое достоинство, в возможность его сохранения даже в самых тяжелейших
и опаснейших обстоятельствах, говорил о необходимости борьбы.
Уже в этой картине сказались основные черты режиссерского метода и этической позиции Циннеманна: стремление делать фильмы о тех людях, кто любой ценой защищал то, во что верил и что считал правильным.
Уилл Кейн (Гэри Купер) из вестерна «Ровно в полдень» (1952) в одиночку выступил против бандитов, терроризировавших маленький городок, после того, как испуганные жители отказались его поддержать, (многие усмотрели в этой картине аллюзии с мужественными борцами против маккартизма в США).
Томас Мор (Пол Скофилд) из исторической драмы «Человек на все времена» (1966, премия «Оскар») - канцлер Англии XVI века - из религиозных соображений отказался присягнуть королю, за что был обвинен в государственной измене и казнен.
Американка Джулия (Ванесса Редгрейв) из одноименного антифашистского фильма (1977) пожертвовала не только богатством, но и самой жизнью в борьбе против нацизма в столь далекой от ее родины Австрии.
Тот же, кто не становится борцом против зла и несправедливости, гибнет как личность, что и произошло с Милтоном Уорденом (Берт Ланкастер) из фильма «Отныне и вовеки веков» (1953, премия «Оскар») - экранизации одноименного романа Джеймса Джонса, переведенного и на русский язык, по своей тональности и даже некоторым событиям
напоминающего классическую повесть А.Куприна «Поединок». Только здесь место действия - Пирл-Харбор накануне нападения на него японцев и главный упор сделан не на показе тусклой гарнизонной жизни, а на «дедовщине», царящей на этой американской военно-морской базе.
И даже мужество, проявленное героем во время японской воздушной атаки - это лишь лихая удаль отчаявшегося человека, потерявшего все жизненные опоры.
В своих работах, как правило, основанных на адаптациях для кино классиков современной литературы, Циннеманн
непременно обращал внимание на социальную значимость представляемых коллизий и уделял пристальное внимание психологии и
исторической достоверности.
Социальные и политические мотивы проглядывают даже в «жанровых» фильмах Циннеманна.
В «Поисках» (1948) и «Полной шляпе дождя» (1957) это тяжкие последствия войны, ломающей судьбы детей и взрослых. В «Терезе» (1951) - бедные кварталы Нью-Йорка, увиденные глазами молодой итальянки, пораженной царящей там нищетой.
«Берегись, то конь Блед» (1964) полон реминисценциями о гражданской войне в Испании.
У Циннеманна был дар правильного выбора актеров - именно тех, кто лучше всего подходил для создания того или иного образа. (Таким, к примеру, стал в «Седьмом кресте» Спенсер Трейси). Причем режиссер не боялся рисковать, поворачивая исполнителя к зрителям совсем иной стороной, неведомой им дотоле, именно он открыл для кинематографа
блестящего театрального мастера Марлона Брандо, пригласив его в свой фильм «Мужчины» (1950), где тот выразительно сыграл инвалида второй мировой войны. На роль солдата-итальянца Анджелло Маггио - объекта всяческих издевательств в фильме «Отныне и во веки веков» режиссер взял потерявшего голос певца Фрэнка Синатру, никогда ранее драматические образы не создававшего.
И тот получил «Оскара». В «Истории монахини» (1959) Циннеман снял Одри Хепберн в почти трагедийном амплуа, хотя раньше она считалась лишь романтической или комедийной актрисой.
Работа в документальном кино в начале карьеры давала о себе знать пристальным вниманием к деталям, стремлением подробно показать развитие событий. Это особенно явственно сказалось в одном из последних фильмов режиссера
«День Шакала» (1973), который шаг за шагом воспроизводил все подробности подготовки покушения на генерала де Голля во Франции. (Экранизация знакомого и нам одноименного романа Фредерика Форсайта). При этом ни на секунду не отпуская напряженного внимания зрителей.
Может из-за своего вечного стремления к отражению жизни во всех ее мельчайших подробностях, отсутствия яркой кинематографической образности, пристрастия к традиционному повествованию с крепко выстроенным сюжетом, прекрасными актерами и монтажом, воссоздающим подлинную реальность на экране, Циннеманна многие считали излишне рациональным, холодноватым, полностью лишенным чувства юмора. Некоторая доля истины в этом утверждении есть
(вероятно давал о себе знать склад ума юриста), но все эти недостатки компенсировались не только выбором общественно и морально значимых тем, но и чрезвычайно квалифицированным их решением. Четырех
«Оскаров» в Голливуде удостоились лишь единицы.
Циннеманн снял такие фильмы, как: «Отмеченные» 1947 г.; «Мужчины» 1950 г.; один из крупнейших
вестернов в истории американского кино «Ровно в полдень» 1952 г.; «Отныне и вовеки веков» (по роману Джеймса Джонса) 1953 г. (премия «Оскар»); мюзикл
«Оклахома» 1955 г.; психологическую драму с Одри Хепберн «История монахини» 1958 г.; «Человек на все времена» 1966 г. (премия «Оскар»); «День
Шакала» 1973 г. (по роману Фредерика Форсайта); «Джулия» 1978 г. и др. В 1982 году поставил свой последний фильм «Пять дней одного лета».
В фильмах Фреда Циннеманна снимались самые яркие американские и английские звезды кино: Спенсер Трейси,
Марлон Брандо, Берт Ланкастер, Монтгомери Клифт, Одри Хепберн, Гэри Купер, Грейс Келли, Грегори Пек, Шон Коннери, Ванесса
Редгрейв, Френк Синатра и др. Умер Фред Цинеманн 14 марта 1997 года в США.
Елена Карцева
|