В фильме рассказывается история о шотландском докторе (Шон Коннери) и его юной любовнице (а заодно и племяннице), которые проводят
отпуск в Швейцарских Альпах.
Возможно, вам приходилось слышать высказанную вслух мечту маленькой девочки: «Когда я вырасту, то выйду замуж за
человека, такого, как...»? Таким идеалом для юной Кейт является ее старый дядя Дуглас, брат ее рано умершего отца. Доктор Дуглас Мередит человек
обаятельный, путешественник и любитель альпинизма (прекрасно исполненная роль Шоном Коннери). Молоденькая Кейт пытается притворить в жизнь свои детские мечты и отправляется в Альпы вместе со своим дядюшкой, представляясь его женой.
Но у их романа нет никакого будущего. Доктор женат, Кейт - родная дочь его брата, что, конечно, вызовет скандал в обществе довоенной Англии. К тому же, имеет место быть большая разница в возрасте между возлюбленными. В общем, их отношения ведут в никуда.
Кейт начинает понимать, что ее дядя, конечно, не идеал, каким представлялся ей в детстве. Он обычный человек, со своими слабостями и недостатками. Он одинок, он стареет, лысеет, он боится признаться жене в своей связи с юной племянницей. Он может быть вспыльчивым, ревнивым эгоистичным и развратным.
Постепенно девушка начинает испытывать чувства к проводнику, с которым они ходят в горы, и оказывается перед необходимостью принять трудное решение. Что же ей делать дальше? Но судьба делает свой выбор...
Однажды доктор
и проводник возвращаются после трудного восхождения. Кейт ждет в хижине у подножия горы. И вот она видит вдалеке, что
возвращается лишь один мужчина. Девушка спешит к нему навстречу. Ясно, что произошло несчастье, но до самого последнего
момента она, как и зрители, не знает, кто из двух мужчин остался живым.
Основная тема фильма: возлюбленные, разделенные временем. Это прекрасно иллюстрирует сцена-метафора в фильме: через сорок лет в леднике находят тело юноши, жениха, который погиб накануне своей свадьбы. Его невеста так и не вышла замуж, оставаясь верна своей первой любви.
И вот, спустя десятилетия ей приносят тело возлюбленного. Он, находясь в леднике, остался таким же молодым, как в день своей гибели, а она уже совсем старая женщина, прожившая долгую жизнь. Только настоящие чувства не подвластны времени... и горы, которые простоят вечно. Все остальное мимолетно.
В фильме мало диалогов и взгляды важнее, чем слова. В картине прекрасно передан аромат эпохи (1932 год), потрясающие виды альпийских гор.
|
Для Циннеманна этот фильм значил гораздо больше,
чем просто еще один новый фильм. Он говорил Коннери, что
эта картина должна стать воплощением в кино его мечтаний, его снов. Энтузиазм режиссера был так велик, что заразил
продюсеров, вложивших в проект примерно 15 миллионов долларов. Вот почему Циннеманн мог спокойно поднять довольно много
людей в горы и снять там несколько прекрасных эпизодов.
Когда ему еще не было двадцати лет, Циннеманн забирался на некоторые из самых высоких, вечно покрытых снегом гор
в Австрии. Чудо кончилось, когда ему пришлось перед войной уехать из Вены в Париж. Сорок лет он мечтал сделать фильм о
горах своей юности, снять картину, в которой горы были бы не только фоном, а живыми существами. Потрясающе ощущать себя
мельчайшей частичкой, затерянной в неспокойном и загадочном мире, но еще восхитительнее и волнующе, как говорил режиссер,
слышать эту абсолютную тишину горных вершин.
Еще в 1950 году в руки режиссера попал рассказ Кея Бойла «Первая девушка», эта короткая история вдохновила Циннеманна. Прошел тридцать один год, прежде чем в июне 1981 года начались съемки этого фильма.
Коннери предлагалось сыграть роль доктора Дугласа. Это была замечательная и выигрышная роль.
На вопросы о том, что побудило его взяться за эту роль, Коннери отвечал: «Одной из причин была возможность поработать с Фредом Циннеманном, в конце концов, он был уже живой легендой. Я видел «Ровно в полдень», еще когда только пытался пробиться в кино. И, конечно, сама роль была очаровательная».
Сам Циннеманн признавал, что Коннери был его единственным выбором для этой роли. Шон блестяще сыграл доктора Мередита, передав и эгоизм и обаяние человека, которого будет терзать чувство вины все оставшиеся годы его жизни.
Бетси Брэнтли, сыгравшая в фильме Кейт, юную племянницу доктора, впервые снималась в кино.
До начала работы над фильмом Коннери улетел в Швейцарию, чтобы пройти двухнедельный интенсивный курс по
альпинизму. Его заранее предупредили, что почти все трюки ему придется делать самому, так как снимать будут с очень близкого
расстояния и дубляж неприемлем. Он не возражал, несмотря на то, что однажды провел долгое время в висячем
положении на одном из склонов с угрозой отморозить лицо. Сложность была еще и в том, что для съемок фильма альпинистское снаряжение должно было точно соответствовать времени. Все оборудование, с помощью которого актеры поднимались в горы, было 1930-го года.
Была задействована специальная команда спасателей для безопасности всех, работающих на съемках в горах,
и вскоре, вместе с Коннери они стали известны в округе как шотландская мафия. Все члены группы были первоклассными
скалолазами, «хорошо пьющими сильными эксцентриками», как говорил Циннеманн. Они прекрасно проводили время и смеялись так
часто, как ни одна другая мужская команда, которую Фред наблюдал в своей жизни.
«Кроме того, что Коннери был удивительно добрым и глубоко порядочным человеком, он был прекрасным актером и замечательным
спортсменом. Смелость, грубоватость и хрипотца в голосе, а также саркастический юмор делали его чрезвычайно популярным среди
окружающих его людей. Он с гораздо большим удовольствием играл бы в гольф, чем карабкался в горы, но он никогда не увиливал,
когда его просили упасть с горы в пропасть глубиной в 200 футов. Шон пользовался колоссальным авторитетом».
Анна Мэсси, игравшая одну из эпизодических ролей, расценила свое участие в съемках этого фильма как
очень важный жизненный опыт. Она присоединилась к длинному списку актеров и актрис, ставших почитателями Коннери после
работы с ним. Мэсси говорила: «Шон показался мне удивительно милым, с ним было очень легко работать. Его чувство юмора
прекрасно и тонко. Я также восхищалась его работой. Кажется, он излучает на экране энергию и ему очень легко играть».
Драма в горах была снята не совсем в точном соответствии с душераздирающим сценарием. Фильм получился
более правдивым и реалистичным, с опасными восхождениями и прекрасными пейзажами. Один из пиков был так непреступен, что
на него можно было попасть только на вертолете, и все, кто там должен был оказаться, перевозились туда в течение трех или
четырех часов.
Опасность подстерегала съемочную группу на каждом шагу, однажды сорвавшимся со скалы камнем была разбита камера, и съемки были прерваны на день.
Не задолго до прибытия съемочной группы в этих местах погибло несколько альпинистов, и съемочная группа фактически наткнулась на тело альпиниста, он пропал несколько десятилетий назад. Этот эпизод нашел отражение в фильме, когда герои находят в леднике тело юноши, пропавшего сорок лет назад. Тело приносят в деревню, где их встречают жители, в том числе старая женщина, невеста погибшего.
Она так никогда и не вышла замуж, продолжая ждать своего пропавшего возлюбленного.
Несколько лет Фред Циннеманн искал места для съемок картины. В 1979 году он наткнулся на нетронутую временем, отдаленную швейцарскую деревушку Понтресина (Pontresina), окруженную альпийскими горами.
Получив разрешение на съемки в этих местах, съемочная группа должна была соблюдать суровые условия договора, в Швейцарии очень строгие законы о защите окружающей среды. Любой мусор, оставляемый съемочной группой, должен был убираться ежедневно, часто для этого приходилось задействовать вертолет.
Во многих местах съемок были запрещены любые транспортные средства, кроме лошадей. Съемочное оборудование приходилось доставлять на место на лошади и детской коляске.
Очень жаль, что после всех затраченных усилий, времени и денег, после всех ожиданий и надежд Циннеманна
на то, что экранное воплощение его юношеских мечтаний найдет понимание у зрителей, фильм «Пять дней одного лета» стал
финансовой неудачей, не найдя признания у публики.
Фильм «Пять дней одного лета» после своего выхода на экраны подвергся суровой критике со стороны кинообозревателей.
Многие, видимо, ждали от тандема режиссера Фреда Циннеманна и Шона Коннери чего-то большего, чем эта мрачная любовная история, которая, по мнению критиков, была лишена какого-либо действия. «Пять долгих лет» - так некоторые обозвали новый фильм Циннеманна.
Хулители фильма называли историю «бесконечно медленной», а защитники «неторопливой».
Но некоторые кинокритики явно были добры к картине, а один обозреватель даже поставил ее в ряд самых лучших и наиболее
загадочных работ Циннеманна, хотя многие не могли не согласиться, что история не отличается большой глубиной. Игру Коннери
критики оценили очень высоко, но, несмотря на это, совсем немногие захотели прийти в кинотеатры и посмотреть фильм. Так
«Пять дней одного лета» помог своим создателям потерять несколько миллионов.
Забудьте о кассовом провале фильма, любой кинозритель, испытывающий хотя бы небольшой интерес к карьере Шона Коннери должен посмотреть этот прекрасный фильма на видео, и насладиться его неторопливым повествованием.
Лучше смотреть не телевизионную версию фильма, которая была сокращена режиссером на 12 минут.
Дальше о режиссере
|