Нельзя сказать, что мода на постановку
полнометражного художественного фильма по известному сериалу так уж плоха. Есть неудачи, но есть и безусловные удачи. Точнее говоря, тем,
кто не видел сериал, послуживший прототипом, полнометражный фильм обычно нравится. А те, кто видел и любит сериал, после просмотра фильма
обычно плюются.
Проблема же заключается в том, что зрители сериала подспудно ожидают, что в фильме будет создана квинтэссенция самых
удачных находок, самых выигрышных диалогов и самых неожиданных поворотов сюжета сериала, а на деле оказывается все не так. Поэтому фанатики
сериала обычно говорят, что создатели полнометражного фильма взяли из сериала в картину все самое худшее, в результате чего, разумеется,
облажались. Те же зрители, которые сериал не видели, картину часто смотрят с удовольствием и недоумевают, почему фанатики сериала так недовольны.
«Мстители»
Кроме того, фильм часто представляет собой нечто совершенно не похожее на оригинальный сериал, а объединяет его с ним только
имена главных героев. И это вполне объяснимо. Любой сериал снимается в расчете на то, что каждая отдельная серия, с одной стороны, по сюжету
представляет собой нечто более-менее законченное, но с другой - обязательно оставляет какие-то действия незавершенными, какие-то вопросы
невыясненными, а некоторые злодейства ненаказанными. Потому что это сериал. Он должен быть бесконечным, и он делается бесконечным.
В полнометражном художественном фильме законы совершенно другие, поэтому сюжет там строится совершенно не так,
как в сериале. Да и бюджет у художественного фильма всегда намного (часто - на несколько порядков) больше, чем у отдельной серии, поэтому
получается так, что и цели, и средства достижения этих целей у картины и сериала совершенно различны, и вполне логично, что из этого получаются
совершенно непохожие друг на друга кинематографические произведения.
К чему такая длинная преамбула? К тому, что «Мстители», как вы, наверное, догадались, тоже поставлен по сериалу. Причем
по весьма популярному британскому сериалу 60-70 годов с одноименным названием. Именно там секретные агенты Джон Стид и Эмма Пил стильно
и с большим изяществом защищали старую добрую Англию от внешних и внутренних врагов. Причем Джон Стид всегда представал в образе
безукоризненно выглядящего джентльмена в котелке и с зонтиком, а Эмма Пил появлялась в обтягивающих кожаных комбинезонах и кожаных сапогах-чулках.
Суть сериала 60-70 годов заключалась в изумительном и все время подчеркиваемом стиле, сопровождающем все эпизоды, в
тонком британском юморе и весьма ироничном отношении ко всему, что происходило с главными героями. Причем снималось это все за очень
маленькие деньги, а стиль создавался диалогами актеров и мастерством режиссера с оператором, которые недостаток средств восполняли блестящими идеями.
«Мстители» образца 98 года, конечно же, не такие, хотя канадец Джеремайя Чечик изо всех сил пытался воссоздать в фильме
неуловимую стильную и ироничную атмосферу знаменитейшего сериала. Но на сегодняшних Джона Сида и Эмму Пил уже можно было потратить 60
миллионов долларов, поэтому настрой картины стал уже не тот. Хотя, на мой взгляд, подчеркнутый английский стиль - причем не настоящий, а тот,
который в англичанах видят иностранцы, - воссоздан в картине очень и очень неплохо. Впрочем, давайте сначала поговорим о сюжете...
«Мстители»
Джон Сид (Ральф Файанс) и Эмма Пил (Ума Турман) - секретные агенты британской спецслужбы. При этом не очень понятно,
в каком времени они находятся... точнее, они находятся в смешении двух эпох: сам Лондон, автомобили на улицах и одежда персонажей относится
где-то к годам шестидесятым, но какие-то вещи - дизайн некоторых квартир, оружие и механизмы могут относиться уже к двадцать первому веку.
Впрочем, какая разница, в какой они эпохе? Главное - они невероятно стильны: Джон Сид - классический джентльмен, Эмма Пил - его очаровательная
помощница - в кожаном костюме и кожаных сапогах, а вот какое они оружие используют для борьбы с врагами Англии - это уже не имеет значения.
Какое нужно - такое и используют.
Между тем, врагов у Англии - немало. И самый главный из них - гордый шотландец (он и по фильму гордый шотландец) по имени
сэр Август де Винтер (Шон Коннери). И его имя не зря переводится как сэр Август Зима. Потому что Август сумел добиться полного контроля над погодой.
И теперь он может над Лондоном - да что там над Лондоном... над всем миром! - сделать зиму в августе и август зимой. Получив контроль над погодой,
сэр Август хочет только одного: чтобы правительство Англии платило ему 10% от валового дохода страны. В общем, это довольно разумно, особенно если
принять во внимание тот факт, что Август уже установил над Лондоном настолько мерзопакостное снеговерчение, что я на месте англичан согласился бы
и на 17 процентов, лишь бы вернуть живительный серый туман, а не эти снежные бури.
Но правительство имеет свое собственное мнение на то, каким образом отреагировать на происки сэра Августа. Разумеется,
блистательный Джон Сид и Эмма Пил справятся с негодяем Августом, дадут ему прикурить старого доброго викторианского табачку, после чего также
дадут ему прокашляться старым добрым английским туманчиком.
Короче говоря, зло будет наказано, хороший и толстый шеф секретных агентов по кличке Мама получит повышение, а продажная
и худая шефиня по кличке Папа будет наказана вместе со всем остальным злом. Над Лондоном взойдет солнце, позолотив своими лучами Биг-Бен,
который негодяйский сэр Август в дупель раздолбал своими дикими экспериментами с погодой. Но мы с котом Бубликом верим, что простые лондонцы
починят свой знаменитый будильник аккурат к Рождеству.
Шон Коннери в фильме «Мстители»
Если не знать, откуда у этого фильма растут ноги, то «Мстители» выглядит как некая смесь из предельно упрощенной
«Бразилии» Гиллиама (подчеркиваю - предельно упрощенной) и классической бондианы. Причем к бондиане «Мстители» максимально близки. Все
те же секретные агенты, все тот же Злодей, те же стильные суперагенты (только их двое) и шампанское за успех операции.
Но в фильме есть много «изюминок», которые отличают его в довольно выгодную сторону от уже набившей оскомину бондианы.
Это определенная необычность окружающего антуража (смесь стиля викторианской Англии и современных технических средств), подчеркнутая
фантастичность некоторых эпизодов (например, один полковник секретной службы, работающий в архивах, полностью невидим) и прочие необычности,
которых нет в бондиане. Плюс великолепные зрительные эффекты (фильм не зря стоил таких денег), которые временами просто потрясают даже при
просмотре картины на обычном телевизоре.
Фильм очень красивый и эффектный. Впрочем, если убрать в сторону весьма забавную стилизацию под викторианскую Англию,
то останется один голый Бонд, который уже надоел. Но именно из-за стиля и визуальных красот фильм вполне можно посмотреть.
По совокупности - твердая четверочка. Особенно хорош Ральф Файнс в роли Джона Сида. Эмма Пил в исполнении Умы Турман -
намного слабее, но тоже вполне прилично. Правда, она больше похожа на манекенщицу, чем на актрису. Но данная роль никаких актерских глубин не
требует: фигуристая тетка в обтягивающем кожаном комбинезончике и сапогах-чулках борется с врагами. Как раз роль для манекенщицы. Шон Коннери
в роли классического злодея - классический злодей. Ничем не удивил, и как бы даже не понравился. То ли я к нему привык, то ли он в последнее время
везде одинаковый. Эдакий старый конь, который борозды не испортит, но и новую не вспашет.
Короче говоря - посмотреть вполне можно. Причем крайне желательно - на большом экране или в домашнем кинотеатре. На
«рыбьем глазу» семьдесят процентов удовольствия просто потеряете. Лучше даже и не смотреть.
Пародия, гротеск, фарс смешаны в этой нелепой
для нашего зрителя картине, поставленной по сериалу 60-х годов. Джон Стид (Файнс) получает правительственное задание узнать, кто стоит за захватом
Службы контроля над погодой в Англии. Работает он вместе с элегантной красавицей Эммой Пил (Турман). Это коварный Август Де Винтер (Коннери),
потребовавший от правительства 10% валового дохода страны. В противном случае он грозит заморозить всех и вся! Помогает злодею предательница и
изменница по имени Папочка. Фильм будет интересен для тех, кого интересуют декорации, костюмы, спецэффекты, трюки. Все сделано на очень высоком
уровне.
М. Иванов
Впервые сериал «Мстители» появился на экранах в 1962 году - на пике популярности «агента 007». Но в отличие от патриота Бонда неповторимость им придавала
доведенная до предела английская манерность - героев больше заботило, как бы шампанское не нагрелось до комнатной температуры, чем поимка очередного
негодяя. Фильм 1998 г. является киноверсией знаменитого во всем мире телесериала, шедшего, кстати, и в нашей стране. Главные герои Джон Стид и Эмма
Пил - спецагенты британской разведки - разоблачают козни злодеев, желающих подчинить себе весь мир, попутно демонстрируя зрителям изысканнейшие
манеры, элегантнейшие костюмы, котелки и тросточки, а также умение картинно курить сигары.
Затянутая в кожу Ума Турман - самое стильное явление киногода. Файнс - олицетворение английского аристократизма, джентльмен из джентльменов.
Им противостоит сам Шон Коннери во всем своем великолепии. Его герой - негодяй Август де Винтер, научившийся подчинять себе погоду и управлять
атмосферными фронтами. Сюжет позволяет продемонстрировать самые современные спецэффекты, благодаря которым привычный мотив спасения
человечества обретает новые краски, а финал превращается в грандиозную битву Добра и Зла. Но не только красота и визуальный шик являются
достоинствами этой необычной картины, фильм органично сочетает самые разные жанры: приключения и фантастику, фэнтэзи и комедию, саспенс
и романтическую историю. «Мстители» - фильм для всех, кто еще способен видеть мир глазами ребенка, кто иногда смотрит на небо и любит не только
серый цвет официальных костюмов.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
«Premiere» 1998, ноябрь
Журнал «Фильм» Vogue 1998, октябрь. Карина ДОБРОТВОРСКАЯ «Жизнь дается лишь дважды»
О фильме на IMDb