1987 год, США / «Paramount» Слоган: АЛЬ КАПОНЕ. Чикаго был в его абсолютной власти. Никто не мог его остановить.
До тех пор, пока Элиот Несс и небольшая группа людей не поклялась его свергнуть.
AL CAPONE. He ruled Chicago with absolute power. No one could touch him. No one could stop him.
- Until Eliot Ness and a small force of men swore they'd bring him down.
Режиссер: Брайан Де Пальма
Продюсер: Арт Линсон
Сценарий: Дэвид Мамет, основано на произведениях Оскара Фрейли, Элиота Несса и Паула Робски
Оператор: Стивен Х. Бэрэм
Музыка: Эннио Морриконе, также Дюк Эллингтон (песня «Sophisticated Lady») и Руджеро Леонкавалло («I Pagliacci»).
Художник: Виллиям А. Эллиот
Костюмы: от Джорджио Армани
Художник по костюмам: Мэрилин Вен-Стрейкер
В ролях: Кевин Костнер (Элиот Несс), Роберт Де Ниро (Аль Капоне), Шон Коннери (Джим Мэлоун), Чарльз Мартин Смит,
Энди Гарсиа, Ричард Бредфорд и др.
Время: 119 минут
Бюджет: $ 25,000,000
Сборы в США: $ 76,270,454
Премьера в США: 3 июня 1987 года.
Премьера в Аргентине: 27 августа 1987 года.
Премьера в Западной Германии: 15 октября 1987 года.
Премьера во Франции: 21 октября 1987 года.
Премьера в Финляндии и Швеции: 30 октября 1987 года.
Премьера в Норвегии: 10 декабря 1987 года.
1988 год - Шон Коннери - премия «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
1988 год - Номинация на премию «Оскар» за лучшую музыку - Эннио Морриконе. 1988 год - Номинация на премию «Оскар» - в категории лучший художник - Виллиям А. Эллиот.
1988 год - Номинация на премию «Оскар» - в категории лучший художник по костюмам - Мэрилин Вен-Стрейкер.
1987 год - Награда «ASCAP Award» (ASCAP Film and Television Music Awards) за лучшую музыку к кинофильму - Эннио Морриконе.
1988 год - Премия Британского кино и телевидения «BAFTA» за лучшую музыку - Эннио Морриконе.
1988 год - Номинация на премию «BAFTA» за роль второго плана - Шон Коннери.
1988 год - Номинация на премию «BAFTA» в категории лучший художник по костюмам - Мэрилин Вен-Стрейкер.
1988 год - Номинация на премию «BAFTA» - Виллиям А. Эллиот.
1988 год - Шон Коннери - «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана.
1988 год - Номинация на «Золотой глобус» за лучшую музыку к кинофильму - Эннио Морриконе.
1988 год - «Grammy» за лучший альбом - Эннио Морриконе.
1988 год - Награда Итальянского синдиката киножурналистов «Silver Ribbon» за лучшую музыку к кинофильму - Эннио Морриконе.
1988 год - «ALFS Award», награда лондонских кинокритиков - актер года Шон Коннери.
1987 год - Награда «NBR Award» («National Board of Review» США) за лучшую мужскую роль второго плана - Шон Коннери.
1987 год - Шон Коннери - «Fennecus» за лучшую мужскую роль второго плана
1987 год - Шон Коннери - «Apex» за лучшую мужскую роль второго плана в фильме жанра экшн.
1988 год - Номинация на премию «Cesar» (Франция) за лучший иностранный фильм - Брайан Де Пальма.
1988 год - Номинация на награду Общества американских кинематографистов, США «ASC Award» за операторскую работу - Стивен Х. Бэрэм.
1988 год - Номинация на награду «WGA Award» (Writers Guild of America, USA) - за лучший сценарий - Дэвид Мамет.
Этот гангстерский фильм - одна из лучших работ мастера
жанра Брайана Де Пальмы. Рассказывая о времени
сухого закона в Америке, фильм представляет собой историю юриста Элиота Несса (Кевин Костнер) и его попыток очистить
Чикаго от гангстеров. Его команда полицейских не принимала взяточничество и двурушничество, которые стали нормой для многих
их коллег; они назывались «Неприкасаемые». Их главным врагом был Аль Капоне, король преступного мира Америки, колосс, у ног
которого лежал весь Чикаго...
Брайан Де Пальма (Brian De Palma) режиссер, сценарист,
продюсер родился 11 сентября 1940 года в Нью-Йорке (Нью-Джерси, США).
Закончил Колумбийский университет, где специализировался в изящных искусствах и изучал физику. Брайан Де Пальма начал снимать фильмы в
начале 60-х годов. Первый его фильм - короткометражка «Пробуждение Вотана» (1962) принес ему сразу несколько наград. Затем последовали
несколько низкобюджетных лент, в которых впервые появился на экране Роберт Де Ниро. Первым значительным коммерческим успехом Брайана
Де Пальмы стал фильм «Кэрри» (1976). Среди лучших работ режиссера такие известные фильмы, как «Лицо со шрамом» (1983), «Неприкасаемые»
(1987), «Путь Карлито» (1993), «Миссия не выполнима» (1996).
Режиссер фильма «Неприкасаемые» Брайан Де Пальма после
нескольких весьма противоречивых и неудачных картин, а затем кровавых, но иногда не лишенных поэтичности триллеров, таких, как
«Кэрри», «Одетый для убийства», «Лицо со шрамом»,
нуждался в некотором оживлении своей карьеры.
Фильм «Неприкасаемые» был сделан по мотивам телесериала 1963 года. Сериал «Неприкасаемые» шел на «Эй-Би-Си--Ти-Ви» с 1959 до 1963 года.
Роль агента Элиота Несса, возглавлявшего бригаду неприкасаемых агентов, сражавшихся против Аль Капоне, играл Роберт Стэк. Сюжеты были вымышленными, но сочетание стальных челюстей Стэка и обаяния Невила Брэнда в роли Аль Капоне
обеспечили сериалу многомиллионную аудиторию.
В своем новом фильме режиссер Брайан Де Пальма создал атмосферу Чикаго 30-х
годов, когда городом заправляли бандиты, убивавшие друг друга в разборках из пистолетов-пулеметов Томми-ган (Пистолет-пулемёт Томпсона - tommygun) и не стеснявшиеся стрелять из
задних окон огромных черных катафалков.
Шон Коннери играл в фильме роль ирландско-американского полицейского Джимми Мэлоуна. Для него фильм
представлял несомненный творческий интерес. Сценарий был написан Дэвидом Маметом, недавно получившем Пулитцеровскую премию за
пьесу «Гленгарри Глен Росс», поставленную на Бродвее. Коннери считал, что то, что Мамет согласился работать над сценарием,
было большой удачей - писатель родился в Чикаго и прекрасно знал и чувствовал историю города. Он великолепно разбирался в
этнических проблемах, а также много знал о коррупции в полиции. Мамет был действительно способен написать правдивую историю
о тех далеких временах.
Шон Коннери и режиссер фильма Брайан Де Пальма
Писателю особенно удались характеры героев, которые были выписаны в сценарии ярко и точно. Герой
Коннери, уличный полицейский Мэлоун, хорошо знающий опасность подпольного мира бандитов и гангстеров, просто пытается
остаться в живых. Трактовка роли была типична для многих других ролей Коннери и строилась на контрасте между внешней
суровостью и внутренней мягкостью и душевностью Мэлоуна. Сценарий был основан на подлинной борьбе Аль Капоне, которого, как
известно, удалось засадить за решетку лишь как лицо, уклоняющееся от уплаты налогов и Элиота Несса. Мэлоун, стареющий
полицейский, так и не сделавший карьеры из-за своего отказа способствовать коррупции, был придуманным героем.
Роль Элиота Несса играл молодой актер Кевин Костнер, а на роль Аль Капоне был приглашен Роберт Де Ниро. Сначала на эту роль пригласили Боба Хоскинса. Впрочем, Хоскинсу открыто заявили, что если найдется актер с
более известным именем, ему будет отказано.
Финансировавшая проект «Парамаунт Пикчерс» провела исследование зрительской аудитории, согласно которому зрители не имели
представления, кто такой Элиот Несс, зато все прекрасно знали Аль Капоне. Это требовало привлечения на роль Капоне
знаменитого актера.
Технически Де Ниро был слишком стар для Капоне - знаменитый гангстер достиг расцвета к тридцати двум годам. Но сценарий Мамета это не подчеркивал.
«Мне всегда хотелось сыграть Аль Капоне, - говорил Де Ниро. - Я никогда не видел, чтобы его играли так, как, по моему мнению, это должно было быть сделано. Капоне - это не воплощенное зло. Он был политиком и администратором, он вызывал в людях нечто большее, чем просто страх. Он должен был обладать поистине дьявольским обаянием».
Шон Коннери - Джим Мэлоун
Приготовления Де Ниро к роли Капоне были экстраординарными. Он изучал фотографии, просмотрел все фильмы, в которых изображался Капоне,
прочел сотни книг и статей. Все это нужно было для наполнения образа. Внешняя подготовка проводилась столь же тщательно. Для этой
роли Де Ниро прибавил в весе на тридцать фунтов. Он сбрил волосы на макушке, чтобы создать впечатление лысины, а также подбрил виски, чтобы лицо казалось шире. Одежда его была от Джорджио Армани (костюмы от Армани для фильма обошлись в полмиллиона долларов) - блестящий образец того платья, какое
мог бы носить Аль Капоне. Последний штрих - шелковое белье от Салка, которое в свое время Капоне действительно носил.
Сыграть Аль Капоне было для Де Ниро своеобразным вызовом. В принципе, это была небольшая роль, нечто
среднее между эпизодом и ролью второго плана, но он придал своим шести сценам огромную мощь. И для таких малоопытных
актеров, как Кевин Костнер или Гарсиа, не оставалось никаких возможностей противостоять ему...
Коннери отличался бескомпромиссными суждениями о своих собратьях - актерах. Они с Де Ниро встретились
лишь в последний день съемок, в единственной общей сцене. «Мне он понравился, - прямо говорит Коннери. - Актеры,
которым приходится играть роли негодяев, часто используют всякие приемы, чтобы как-то подсказать зрителю: дескать, на самом
деле я совсем другой... А с Де Ниро такого не происходит. Он делает все то, что требует от него роль, характер персонажа,
так что он может быть и негодяем, если роль этого требует. Он мало появляется в фильме, но все время незримо присутствует в
нем».
Шон Коннери и его «Оскар»
Персонаж Коннери - в центре истории. Он дает уроки агенту Нессу, рассказывая, что представляет собой мир
чикагских гангстеров. В Финальной сцене, сцене смерти, его убивают, и он ползет, оставляя за собой кровавую полосу. Актер
Эрик Сайкс, выразив чувства многих почитателей Коннери, говорил: «Для меня фильм кончается на этой сцене. В этом и состоит
трудность работы с Коннери. Он так выразителен, что все остальные на его фоне кажутся бледными и неинтересными».
Фильм «Неприкасаемые» с участием трех кинозвезд стал хитом. Наконец-то Шон Коннери получил «Оскар» в
номинации «Лучший актер второго плана». В последствии в одном интервью Шон Коннери сказал: «Хочу признаться, я совсем не был
уверен, что получу «Оскар». Мне это не казалось важным. Но когда я получил эту награду, я сразу понял насколько это важно».
Коннери получил за фильм гонорар меньший, чем обычно. Ему полагались также проценты от сборов, оказавшиеся,
как выяснилось позже, довольно большими суммами. Отклики в прессе на фильм были замечательными, его называли настоящим
произведением искусства, игра Коннери заслужила самых высоких оценок. Сборы были огромны. Только во время первого уик-энда
после выхода на экраны Америки «Неприкасаемые» и «Полицейский из Беверли-Хиллз» собрали 60% всех сборов от кино. Во всем
мире фильм собрал более 100 миллионов долларов, что дало возможность считать его блокбастером.
История, рассказанная уже тысячу раз, как Аль Капоне был отправлен за решетку. Только на этот раз режиссер - Брайан Де Пальма, самого Аль Капоне играет Роберт Де Ниро. Как всегда фантастическая музыка Эннио Морриконе (да он и не может сочинить плохую музыку). Сумасшедшая роль Шона Коннери. На месте Костнера - исполнителя главной роли - можно было снимать кого угодно. Да и вообще миф о его величии чрезмерно раздут. А фильм смотреть можно всегда, везде и в любое время. По пятибалльной шкале - шесть с плюсом.
Леонид Володарский
Благодаря этому фильму Брайан Де Пальма взял реванш
за свою не очень получившуюся четырьмя годами раньше современную гангстерскую сагу «Лицо со шрамом». На этот раз он с помощью известного
драматурга и сценариста Дэвида Мэмета (будущего режиссера иронических картин о мошенниках и бандитах) дополнил несколько комедийной интонацией
эпическое, основанное на фактах повествование о борьбе представителей закона с Аль Капоне, «королем мафии» начала 30-х годов.
Элиот Несс, довольно наивный агент ФБР, преувеличивающий свои способности (кстати, реальное лицо, потом он принял участие в создании книги
обо всем случившемся), задумал дерзкую авантюру, намереваясь подловить неуязвимого Аль Капоне на сущем пустяке - доказать неуплату им
причитающихся налогов. А для этого надо было найти соответствующие документы о разнообразных сделках, совершенных гангстером.
Осуществлению плана Несса помогают хитроумный бухгалтер Оскар Уоллес, импульсивный италоамериканец-полицейский Джордж Стоун
(на самом деле - Джузеппе Петри), а главное - многоопытный, умудренный страж порядка Джим Мелоун, который учит их всех профессии и
жизни (разумеется, тут трудно было обойтись без Шона Коннери, в итоге получившего за эту роль свой первый «Оскар»).
Брайану Де Пальме несомненно пригодился его вкус к кинематографическим новациям, ярким выразительным средствам, формальным
изыскам, которые искусно вплетены в ткань сюжета, позволяя острее и более захватывающе воспринимать происходящее. Безусловно,
классической следует считать потрясающую по нарастанию напряжения и виртуозную по режиссерскому мастерству сцену у лестницы
на железнодорожном вокзале в Чикаго, которая одновременно является великолепным ироническим парафразом знаменитого эпизода
«Одесская лестница» из ленты «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Интересно, что Де Пальма был вынужден ограничиться
съемками на ступеньках вокзала, поскольку студия «Парамаунт» отвергла его первоначальную идею насчет перестрелки агентов ФБР
с людьми Аль Капоне возле остановленного поезда, посчитав, что подлинный железнодорожный состав 30-х годов обойдется слишком дорого.
Но киночиновники могли бы и рискнуть - картина, стоившая $25 млн., в прокате превзошла более чем втрое собственный бюджет.
Время создания страницы: 27 апреля 2001 года.
Последнее редактирование: 23 марта 2008 года.
При создании страницы были использованы следующие материалы:
Джон Паркер «Шон Коннери»
Энди Дуган «Неприступный Роберт Де Ниро»
Джон Бакстер «Роберт Де Ниро. Однажды в Америке»
Елена Карцева «Легенды и реалии. История американского уголовного фильма»
«Режиссерская энциклопедия Кино США»
О фильме на IMDb