|
Фред Шепизи (Fred Schepisi) |
|
Фред Шепизи (Fred Schepisi) (в некоторых энциклопедиях кино фамилия пишется как Скепси), американский и
австралийский режиссер, продюсер, сценарист, родился 26 декабря 1936 года в Мельбурне, Австралия. Свою профессию Фред
Шепизи выбрал рано. Увлечение кинематографом превратилось у него в «вечную любовь».
Придя в кино в возрасте пятнадцати лет, Шепизи долгие годы мечтал о том, что когда-нибудь выступит
в качестве режиссера, но ему катастрофически не хватало опыта, и тогда предприимчивый юноша (благо деньги у него имелись
- он выходец из обеспеченной семьи) в 1964 году организовывает собственную кинокомпанию - «Дом фильма», удовлетворившись
ролью продюсера и организатора съемок.
В 1973 году он впервые решается на самостоятельную постановку - одного эпизода фильма-антологии -
«Либидо». Работа получилась интересной, но должно было пройти еще два года прежде, чем 37-летнему Фреду удается добиться
признания. Однако, его австралийская лента «Площадка для игр сатаны» 1976 г. произвела фурор не только на родине режиссера,
но заставила говорить мировую кинообщественность о появлении на Зеленом континенте еще одного представителя «новой
австралийской волны», чье творчество резко «выламывается» из привычных рамок развлекательного кино.
Психологическая драма, рассказывающая о мучительных поисках своего места в обществе учеников католического колледжа, чья вера в Бога все время подвергается
сомнениям и искушениям, сразу же выдвинула Шепизи в разряд самых перспективных австралийских режиссеров.
Романтическая баллада «Песнь Джимми Блексмита» (1978 г.) стала его последней работой, сделанной
им на родине. Подобно многим своим коллегам он получил приглашение работать в Америке на самых выгодных условиях.
|
Шон Коннери, Мишель Пфайффер и Фред Шепизи на съемках фильма «Русский дом» |
|
В 1982 году на экранах появилась его первая «американская» лента - классический вестерн «Барбароса».
Поставив целью завоевать избалованную публику Нового Света, Шепизи рискнул снять картину в самом «американском» жанре - вестерне. Для новоприбывшего выбор этого жанра, в котором американцы были традиционно сильны,
выглядел дерзостью, и кто знает, как сложилась бы будущая карьера режиссера, обернись его дебют неудачей. Но этого не произошло, а убедительная игра Уилли Нельсона в роли свободолюбивого бандита и Гэри Бьюзи - деревенского ковбоя, ставшего напарником и подручным главного героя,
превратила ленту из заурядного приключенческого фильма в романтическую сагу о мужской дружбе и чести. Снятая на фоне прекрасных пейзажей дикого Запада, картина была буквально пронизана духом свободы.
Крепкий сценарий и динамичность действия также были отмечены благодарными зрителями, а сам режиссер, быстро завоевавший признание коллег, не успокоился на достигнутом, но решил доказать, что ему по плечу любой жанр.
И потому для своей следующей ленты выбрал фантастическую историю о неандертальце, замерзшем в глыбе льда в незапамятные времена и
«размноженном» современными учеными. Но фантастическая подоплека событий быстро уступает в фильме место психологической драме, которую переживает и сам дикарь, оказавшись в совершенно чуждом и непонятном для него мире и антрополог (в этой роли снялся Генри Хаттон), решивший любой ценой спасти это существо
от назойливого и опасного для жизни последнего любопытства своих коллег-ученых.
В целом судьба Шепизи в Голливуде сложилась вполне счастливо. Америка приняла его стиль, согласившись с
тем, что одаренный австралиец имеет право на свое собственное видение мира. Следующая его работа - «Беспокойное сердце» - это,
прежде всего, драма человеческого одиночества и непонятости женской души. Игра Мерил Стрип (в роли бывшей участницы
Сопротивления, которая ни как не может приспособиться к компромиссам и конформизму послевоенной жизни), поднялась до
поистине трагедийных высот, и в этом была немалая заслуга Шепизи, который сумел раскрыть драматическое дарование молодой
актрисы.
|
Шон Коннери и Мишель Пфайффер в фильме «Русский дом» На скамейке в Коломенском |
|
Столь же убедительна была Стрип и в другом фильме Шепизи - «Крик во тьме» 1988 г., в основу которого была
положена документальная история женщины, ждущий приговора за убийство собственного ребенка, убийство, которое она не
совершала. Именно в фильмах Шепизи, Мерил Стрип дано было сыграть едва ли не лучшие роли в своей карьере. Шепизи любит и
умеет работать с актерами, а они в свою очередь любят сниматься у него.
Комик Стив Мартин, написавший сценарий комедии «Роксана» по мотивам произведения Ростана о Сирано де Бержераке, долго уговаривал Шепизи выступить в качестве режиссера, и не вина последнего, что фильм не получился - слабый сценарий и излишнее комикование Мартина - вот основные причины появления заурядной ленты.
Трудно отнести к творческим достижениям Шепизи и другую комедию - «Мистер Бейсбол», о приключениях огромного американского бейсболиста, приглашенного в японскую сборную.
Впрочем на счету Шепизи есть и более удачные примеры «смешного жанра». Например комедия «Коэффициент интеллекта», где едва ли не самым главным действующим лицом становится сам Альберт Эйнштейн, устраивающий счастье своей племянницы, по настоящему остроумна и мила.
И все же самым интересным в творчестве Шепизи остается психологическая драма. «Шесть степеней отчуждения», и особенно «Русский дом» доказывают это.
«Русский дом» - экранизация романа Ле Карре, действие которой разворачивается в России, была едва ли не первой лентой о нашей действительности, где не было «клюквы», а блистательная игра актеров Шона Коннери и Мишель Пфайффер превращала политико-детективный триллер в историю непростой любви между англичанином и русской.
Но ведь любовь не признает границ, впрочем, как и сам Шепизи, который одинаково успешно работает и в Австралии и Англии, Японии и США. Ведь то, о чем он говорит в своих фильмах, одинаково близко всем.
По материалу:
И. Звегинцева, «Режиссерская энциклопедия. Кино США»
Фред Шепизи (Fred Schepisi) / Избранная фильмография
2003 «Так бывает в семье» / It Runs in the Family
2001 «Последние желания» / Last Orders
1996 «Свирепые создания» / Fierce Creatures
1994 «Коэффициент интеллекта» / I.Q.
1993 «Шесть степеней отчуждения» / Six Degrees of Separation
1992 «Мистер Бейсбол» / Mr. Baseball
1990 «Русский дом» / The Russia House
1988 «Крик во тьме» / Evil Angels
1987 «Роксанна» / Roxanne
1985 «Беспокойное сердце» / Plenty
1984 «Замороженный» / Iceman
1982 «Барбароса» / Barbarosa
1978 «Песнь Джимми Блексмита» / The Chant of Jimmie Blacksmith
1976 «Площадка для игр сатаны» / The Devil's Playground
1973 «Либидо» / Libido
|