Разумеется, самый знаменитый король Европы никогда не существовал в том виде, в каком его преподносят легенды. Его реальные прототипы - таковых насчитывается с полдесятка - все вместе не совершили и сотой доли тех подвигов, которые ему приписывают.
ОТ ИСТОРИИ К ЛЕГЕНДЕ
Отыскать место Артура в английской истории при желании не сложно. Ученым известно, что в V веке нашей эры на Британские острова, только-только покинутые римскими легионами (римляне завоевали Альбион в III веке и вполне успешно уживались с обитавшими там кельтскими племенами), обрушились орды
германцев-саксов с континента. К началу VII века Британия стала саксонской, а еще через четыре столетия была завоевана норманнами, -
но это уже другая история, хотя и имеющая отношение к нашей. Нас же должен зацепить тот факт, что, согласно археологическим
находкам, в первой половине VI века, примерно в 505-550 годах, саксонские вторжения прекратились, подарив Британским островам
несколько мирных десятилетий, что было очень немало по тем неспокойным временам.
Кто-то выиграл крупное сражение и изгнал саксов почти со всей территории бриттов: при археологических раскопках найдено исчезающе мало следов их культуры за пределами некой границы, за которую они и были изгнаны. Похоже, что завоеватели надолго кого-то испугались, - а кем мог быть этот «кто-то», как не могущественным военным вождем с огромной сильной армией?
Вряд ли этот прототип Артура был королем в современном смысле этого слова. Военный вождь (хронисты именуют его по-латыни: dux bellorum) - выборная должность, претендующий на нее должен был пройти некую инициацию, чтобы доказать свое право на власть. В легенду такая инициация вошла в виде камня или наковальни (и это, кстати, забавным образом напоминает историю с Золушкой и ее туфелькой).
Как бы то ни было, неведомый вождь определенно обладал талантом полководца и немалой харизмой: без этого в легенды не попадают.
В хроники Артур проник значительно позднее - в IX-X веках. Но веры ранним историческим источникам мало: слишком много в них откровенно фантастических историй и путаницы с местами и датами. Такова и «История бриттов» монаха Ненния, в которой впервые упоминается Артур - военачальник, сражающийся в войске правителя Амброзия Аврелиана, - и «Анналы Камбрии» (Камбрия - древнее название Уэльса) неизвестного автора. Возможно, хронисты полагали своей задачей найти место в истории легендарным героям и событиям и, по сути, занимались скорее сочинением прошлого, нежели его восстановлением.
|
Руины замка Тинтагель (Tintagel Castle).
|
|
Первое упоминание самого имени «Артур» относится к VII веку: это одна-единственная строчка в поэме Y Gododdin
авторства лотианского (Лотиан - область на юго-востоке Шотландии) поэта Анейрина. Об одном из воинов автор говорит, что тот
доблестно сражался, «хотя он был и не Артур». Тот ли это Артур, что нас интересует, - история умалчивает. Если тот,
значит, речь идет о действительно великом воине, коль скоро его образ и подвиги стали образцом для подражания не менее чем
через сто лет после его предполагаемой гибели. Однако нам не известно, насколько распространено было это имя у кельтов,
и вообще имя ли это: Arthur происходит, как считается, от древневаллийского artu - «медведь», и могло быть прозвищем,
которое воин получил за свою силу.
По-настоящему популярен Артур стал, как ни удивительно, после того, как Британию завоевали норманны. Теперь уже саксы обороняли остров, который считали своим,
забыв, как четыреста лет назад сами были захватчиками (впрочем, кельты тоже не были первыми обитателями островов), и также не
смогли долго противостоять завоевателям. Легенды о подвигах Артура и его рыцарей сохранились благодаря любви норманнов к
искусству: они обожали пение бардов и древние саги. Расцвет бардовского искусства привел к появлению самого большого свода
кельтских преданий, представлявшего собой «шпаргалку» для исполнителей, под названием «Мабиногион».
Сложился этот сборник, как предполагают, в XI веке. В нескольких сказаниях действуют король Артур, его супруга Гвенхвивар (Гвиневера),
рыцари Кей (единственное имя из артуровских сподвижников, дошедшее до нас без изменений) и Бедивер (Бедуир), отдаленный прототип
Ланселота.
Описание рыцарских приключений - побед над драконами и великанами, дальних странствий и сражений - близко к тому, о чем мы
привыкли читать в подобных историях. Правда, Артуру и его рыцарям приписывались подвиги, совершенные Кухулином, Диармайдом,
Конхобаром, Талиесином и другими мифологическими кельтскими героями. История окончательно переплавилась в легенду и в таком
виде отправилась странствовать по свету.
Тинтагель (Tintagel).
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ АРТУРА:
Амброзий Аврелиан (валлийск. Эмрис Вледиг), римлянин по происхождению, военный вождь бриттов примерно в 463-508 годах. Ненний в «Истории бриттов» смешивает его с Мерлином, а Гальфрид Монмутский называет дядей Артура, братом его отца Утера Пендрагона. У Мэри Стюарт Мерлин (Мирддин Эмрис) - бастард Амброзия и, таким образом, кузен Артура.
Луций Арторий Каст, римский военачальник, живший во II веке н. э., почти на 400 лет раньше Артура. Участвовал в обороне Адрианова вала (стены, отделяющей римскую Британию от пиктских племен, оттесненных на север). В версиях его происхождения историки расходятся: то его называют сарматом (фильм «Король Артур» поддерживает именно эту версию), то уроженцем Южной Италии. После увольнения со службы был назначен губернатором в одной из провинций Далмации (современная Хорватия).
Артуир мак Айдан, шотландский полководец, погибший в сражении с пиктами в 582 г. Возможно, автор Y Gododdin имел в виду именно его.
Риотамус, король Бретани (местность на северо-западе Франции) в V веке. Местами его биография, изложенная в «Византийской хронике» Иорданеса, похожа на легенды об Артуре.
Атруйс ап Мейриг, король Гвента (одно из валлийских королевств) в VII веке. Известно о нем очень мало.
РЫЦАРИ БЕЗ СТРАХА И УПРЕКА
Почти одновременно с «Мабиногионом» в середине XI века создаются два труда, претендующие на то, чтобы считаться историческими: «Деяния английских королей» монаха Уильяма Малмсберийского и «История британских королей» Гальфрида (Джеффри) Монмутского.
Но если брат Уильям сурово осуждает сказочников, которые приукрасили деяния достойного короля богопротивными чудесами, то Гальфрид Монмутский создает, по сути, первую полную версию артуровского мифа почти в том виде, в каком он нам известен. Именно он первым рассказал об обстоятельствах зачатия и рождения Артура: полюбив герцогиню Игрейну, король Утер Пендрагон (брат упоминаемого в ранних хрониках Аврелия Амброзия) воспользовался помощью волшебника Мерлина и проник в ее спальню под чародейской личиной герцога Горлойса, мужа Игрейны.
От Гальфрида мы знаем и об извлечении из камня меча Калибурна (Эскалибура), и о женитьбе на прекрасной Гвиневере, и о ее измене с племянником короля Медраутом (Мордредом), приведшей к войне и гибели Артура. Перу Гальфрида принадлежат и первые тексты о Мерлине - «Пророчества Мерлина» и «Жизнь Мерлина», где впервые появляется колдунья Моргана ле Фей - хозяйка острова Авалон, сводная сестра Артура и его злейший враг.
«История британских королей» обрела бешеную международную популярность. Вся образованная Европа
зачитывалась ею как увлекательным романом, не задумываясь о том, правдиво ли сочинение Гальфрида Монмутского. На французский,
к тому же в стихотворной форме, «Историю...» вольно перевел некий трубадур Вас, он же придумал еще одну деталь, без
которой мы не представляем себе легенду об Артуре - Круглый стол. Английский священник Лайамон перевел поэтическую версию Васа обратно на ее родной язык, попутно объяснив назначение этого предмета: за Круглым столом все многочисленные сторонники Артура могли чувствовать себя равными, не споря за наиболее почетные места.
Тем временем при дворах французских правителей пышным цветом расцветает поэзия трубадуров и сопутствующий ей
культ рыцарства и куртуазной любви. Эти стихи и романы ознаменовали рождение первой за много столетий светской литературы.
Рыцарское сословие нуждалось в идеологии, своих ритуалах и собственном искусстве, воспевающем отважных и благородных воинов,
защитников слабых и обиженных, и здесь истории о подвигах Артуровых сподвижников пришлись как нельзя кстати. Однако настоящий
рыцарь должен был не только уметь сражаться, но и знать толк в изящных искусствах: музицировании, танцах и сочинении стихов.
Объектом последних обычно становилась идеализированная Прекрасная Дама - как правило, супруга сюзерена.
Воспевая ее, рыцарь (или трубадур, заменяющий его) рассчитывал на благосклонность последнего, а вовсе не на любовную связь, -
хотя по серьезности этих текстов можно заподозрить обратное. Не случайно одним из любимейших куртуазных сюжетов стала история
любви Тристана и Изольды (в кельтском варианте их звали Друстан и Ессилт).
Вне куртуазной традиции невозможно было появление Ланселота Озерного - воплощения всех книжных идеалов рыцарства. Этот персонаж и его любовь к Гвиневере - целиком и полностью французские, а не кельтские, из совсем другого времени и другой культуры. Разве что его воспитание при дворе Владычицы озера - эхо древних кельтских легенд, к тому времени уже ставших сказками. Ланселот стал главным героем романа Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь телеги» (ок. 1168).
Де Труа, придворный поэт Марии Шампанской, создал несколько романов о рыцарях короля Артура («Тристан», «Эрек и Энида», «Ивейн, или Рыцарь со львом») и попутно придумал название «Камелот», перенеся действие романов из реальной Британии в сказочную Логрию. Правда, столица Артурова королевства стала лишь декорацией начальной сцены почти всех рыцарских романов де Труа и его последователей: рыцари собираются при дворе короля Артура и отправляются навстречу приключениям («адвентюрам»). В «Ланселоте...» главный герой спасает королеву, похищенную вероломным рыцарем Мелеагантом, спеша ей на помощь на телеге - других средств передвижения под рукой не оказалось, -
и мужественно сносить этот позор (на телегах обычно возили осужденных к месту казни) во имя своей Дамы. Этот подвиг Кретьен де Труа ставит едва ли не выше бесчисленных побед в боях.
|
Сэр Галахад (Sir Galahad. Joseph Noel Paton).
|
|
Этот же автор подарил артуровскому мифу еще один постоянный мотив: поиски Святого Грааля. В его последнем незавершенном произведении, «Персеваль, или Повесть о Граале» (1182) главный герой, «чистый сердцем» Персеваль, мечтая стать рыцарем, попадает в загадочный замок увечного Короля-Рыбака, где созерцает сосуд, именуемый Граалем, и окровавленное копье. Впоследствии «Персеваль...» был завершен и переписан другими авторами, в том числе немецким рыцарем Вольфрамом фон Эшенбахом под названием «Парцифаль».
Грааль, уже напрямую описанный как чаша, из которой Иисус пил на Тайной вечере и в которую впоследствии была
собрана кровь, оказывается в центре перипетий цикла «Вульгата» (он же «Ланселот-Грааль», он же
«Прозаический Ланселот»), созданного неизвестным автором (или авторами) около 1230 года. Главный герой цикла -
Ланселот, он отодвигает на второй план и самого Артура, и прочих рыцарей Круглого стола, среди которых есть и еще верный королю
Мордред. В «Вульгате» больше религиозной мистики, чем куртуазности: Ланселот удостаивается чести созерцать святой
Грааль лишь после того, как отрекается от греховной любви к Гвиневере, а первым из этих избранных становится сын Ланселота от
девицы Элейны (дочери Короля-Рыбака), непорочный и набожный Галахад.
«Вульгата» уделяет немало внимания не только расцвету артуровского королевства, но и его падению как результату
многочисленных прегрешений рыцарей, забывших об идеалах братства и учинивших междоусобную войну. Предательство Мордреда - лишь последнее звено в этой цепи.
Средневековому своду разнородных текстов требовалось еще одна, последняя переработка, чтобы окончательно закрепиться. Этот титанический труд совершил небогатый английский дворянин Томас Мэлори - правда, вышла «Смерть Артура» через 14 лет после его смерти, в 1485 году, и с тех пор выдержала невероятное количество переизданий: до настоящего времени не было ни единого года, когда книгу нельзя было найти в английских книжных магазинах.
Сэр Томас (хотя известно несколько его современников-однофамильцев) сам по себе фигура примечательная: ввязавшись в Войну Алой и Белой роз, что называется, не на той стороне, он угодил в лондонскую тюрьму по обвинению в нескольких мелких и крупных преступлениях, включая изнасилование. Справедливы ли были эти обвинения, спорят до сих пор, однако если бы не двадцатилетнее тюремное заключение, «Смерти Артура» не было бы. У Мэлори имелся доступ к хорошей библиотеке, в которую входила непременная «Вульгата», а также немало рыцарских романов и исторических хроник.
Собрав воедино практически все многочисленные легенды, романы, поэмы и песни о короле Артуре и его рыцарях,
сэр Томас создал относительно сжатое («Вульгата» в пять раз длиннее «Смерти Артура»), стройное и
увлекательное повестсвование. Сюжет его пересказывать бессмысленно: это и есть тот самый, известный каждому с детства вариант
легенды об Артуре, Мерлине, Ланселоте и других отважных рыцарях и прекрасных дамах. Стоит только добавить, что для самого
Мэлори, на глазах которого идеалы рыцарства разбились в пух и прах в междоусобной бойне, этот текст стал своеобразным побегом от реальности - и попыткой передать будущим поколениям, что грязь и подлость не вездесущи, и возможны еще истории, в которых побеждают благородство и душевная чистота.
ФЭНТЕЗИ ПРИ ДВОРЕ КОРОЛЯ АРТУРА
Появление «Смерти Артура» ознаменовало собой закрепление канона легенды. Все, что было написано на эту тему позднее, - можно сказать, фанфики. Началось, пожалуй, с поэмы Эдмунда Спенсера «Королева фей» (1590), в которой Артур - скорее собирательный образ галантного рыцаря, разыскивающего по всему свету свою возлюбленную - Королеву.
Возможно, последняя - не кто иная, как Моргана ле Фей.
|
Теренс Хэнбери Уайт «Меч в камне».
|
|
В эпоху романтизма рыцарские романы вошли в моду заодно со всем Средневековьем, не вышли и позднее - во второй половине XIX века. Поэт Альфред Теннисон пишет цикл стихотворений «Королевские идиллии», образами рыцарей вдохновляются Гете и Шиллер, Блейк и Кольридж... Художники-прерафаэлиты увлеченно изображают сюжеты и героев артуровского цикла.
Правда, представления романтиков о Средних веках были весьма наивными и идеалистическими. Поэтому в 1889 году появляется первая пародия на эти представления - «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Марка Твена.
Американец, перенесшийся во времена легендарного короля, обнаруживает, что никаких благородных рыцарей тут отродясь не водилось, Артур - тупица, его соратники - хвастливые злобные уроды, волшебник Мерлин - старый маразматик... Зато предпринимательский гений янки оказывается как нельзя кстати: он чуть было не организует пришествие цивилизации в «грязном Средневековье»,
но изменить историю ему все же не удается. Это первый опыт изображения Артура и его рыцарей в юмористическом ключе - до Марка Твена все «фанфики» были предельно серьезны.
Очень близок к «Смерти Артура» оказался англичанин Теренс Хэнбери Уайт в своей монументальной
пенталогии «Король былого и грядущего» (1938-1958): последние книги эпопеи аккуратно следуют тексту
Мэлори, дополняя его тонким психологизмом, рассказом о том, что думали и чувствовали герои. Но автор не раз позволяет себе
постмодернистскую игру: на первых же страницах «Меча в камне», первой книге цикла, появляется гувернантка (!)
Артура и его сводного брата Кэя, а рыцари называются не иначе как «джентльменами».
Дальше - больше: герои сетуют на коммунистов, упоминаются Оксфорд и Итон, а Мерлин оказывается нашим современником,
путешественником во времени, точнее, контрамотом (живущим из будущего в прошлое; не здесь ли черпали вдохновение братья
Стругацкие для своего «Понедельника...»?).
Наконец, в книге появляется сам Томас Мэлори: ему, юному бедному дворянину, легендарный король дарует честь написать книгу
об Артуре и его рыцарях. Разумеется, это не суровая кельтская Британия и не сказочная Логрия рыцарских романов - это Англия всех
эпох одновременно, и Артур в ней действительно оказывается королем и прошлого, и настоящего, и будущего, как и сказано в легенде.
Уайта в Англии почитают «отцом фэнтези» наравне с Толкином и Мервином Пиком. По его эпопее был снят диснеевский
мультфильм «Меч в камне» (1963) и поставлен мюзикл «Камелот», легший в основу одноименного
фильма.
Одним из лучших артуровских циклов и, пожалуй, самым человечным из них стала эпопея Мэри Стюарт, включающая трилогию о Мерлине («Хрустальный грот», «Полые холмы», «Последнее волшебство») и связанные с ней романы «День гнева» и «Принц и паломница». Стюарт выбрала «кельтскую» версию истории Мерлина и Артура, но умудрилась обойтись практически без магии: ее Мирддин Эмрис - не могущественный волшебник, а нечто вроде медиума или экстрасенса, или же просто человек, умеющий пользоваться своей интуицией. Это попытка рассказать волшебную историю реалистическим методом - и попытка удавшаяся. Кроме того, безусловное достижение Стюарт - образ Артура: глазами
Мирддина мы прослеживаем весь его путь, от мальчишки, волею судьбы принявшего на свои хрупкие плечи бремя правления королевством, до мудрого и честного короля, сраженного опять-таки самой судьбой, принявшей облик Мордреда. Последний для Стюарт - отнюдь не безусловный злодей, а несчастный бастард, жертва воспитания и обстоятельств.
|
Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона».
|
|
Одна из наиболее «кельтских» литературных артуриан - масштабный роман американки Мэрион Зиммер
Брэдли «Туманы Авалона» и его многочисленные продолжения, в том числе написанные в соавторстве. Главный конфликт
романа - борьба древнего кельтского язычества с молодым христианством, подспудно - матриархата с патриархатом, феминизма с сексизмом. При этом автор не скрывает, на чьей стороне: жрицы Богини (Вивиана и ее племянница и ученица Моргейна) мудры, величественны и владеют магией, что до их противников - священников и истово верующих мирян (это, в частности, Горлойс и Гвенвифар - Гвиневера) - то они все, как на подбор, агрессивны и узколобы. И только Мерлин Талиесин («мерлин» здесь титул, а не имя) не только открыто утверждает,
что «все боги есть единый Бог, а все богини - одна Богиня», но и соединяет в своем характере древнюю мудрость с христианским смирением. Отказ Артура от клятвы верности, данной языческому Авалону, рассматривается как предательство и постепенно ведет к фатальным последствиям...
Идеологический антипод Брэдли - Стивен Лохед со своей трилогией «Пендрагон»
(«Талиесин», «Мерлин», «Артур»), созданной на несколько лет позднее «Туманов
Авалона». Лохед во многом повторяет канву романа Брэдли: у него кельтские жрецы тоже родом с Атлантиды, он так же
детально описывает языческие обряды и уделяет немало внимания постепенно набирающему силу христианству. Только его Мерлин
- сын первой Владычицы озера, атлантской царевны Хариты, - уже во второй книге принимает веру в Иисуса Христа, а сам король
Артур и его рыцари сражаются с боевым кличем «Аллилуйя!» на устах. При этом Лохеду удается избежать слащаво-глянцевого изображения христианства, которым порой страдают его верующие коллеги: его герои, при всей своей фэнтезийности, вполне достоверны, как убедительна и их вера.
А вот Николаю Толстому удалось «перекельтить» даже Брэдли: в романе «Пришествие
Короля» не только используются мотивы валлийских сказаний и довольно точно воспроизведены кельтский быт и менталитет,
но и сам текст частично стилизован под кельтские саги, отчего может быть непрост для читателя. Зато автор довольно смело обошелся
с каноническим сюжетом: у него король Артур гибнет, не успев изгнать саксов из страны, в Британии воцаряется хаос, и только
рожденный вновь волшебник Мерлин (Мирддин маб Морвин) и новый верховный король Мэлон Высокий могут спасти королевство...
Дэвида Геммела, как всегда, в мифах привлекает эпическая героика: в дилогии «Камни силы» («Царь призраков» и «Последний меч силы») различные мифологии смешаны в совершенно невообразимый коктейль. Тут и атланты, и Вотан (Один), и христианские монахи... Что до Утера Пендрагона, его сына Артура и доблестного воина Ланселота (он же Кухулин, по версии Геммела), то они объединяют образы многих персонажей, как исторических, так и вымышленных.
|
«Король Артур и рыцари Круглого стола».
|
|
Немало авторов фэнтези используют мотивы легенд об Артуре, превращая свои тексты в эдакий постмодернистский салат. Так, в романе Тима Пауэрса «Черное на черном» действует наемник Брайан Даффи - реинкарнация короля Артура, а в его борьбе с пришедшей с Востока черной магией (действие романа происходит в 1529 году во время осады Вены войсками Османской империи) ему помогают Мерлин и Король-Рыбак, наряду с гномами и викингами. В «Гобеленах Фьонавара» Гая Гэвриела Кея канадская студентка Дженни оказывается реинкарнацией Гвиневеры, да и сам Артур вместе с Ланселотом восстают из мертвых, чтобы вступить в битву с некромантом Ракотом Могримом.
У Роберта Холдстока в эпопее «Кодекс Мерлина» («Кельтика», «Железный Грааль», «Поверженные правители») Мерлин - на самом деле древнегреческий старец-волшебник Антиох, чья миссия - снова отправить в плавание легендарный корабль «Арго», но уже с кельтскими аргонавтами на борту. Можно вспомнить также Андре Нортон, которая в романе «Зеркало Мерлина» делает знаменитого волшебника пришельцем из космоса.
Новое время - новые мифы: в Средневековье Мерлин считался «всего лишь» сыном дьявола...
Артуриана - богатейший источник сюжетов для короткой прозы. Фантастических рассказов на рыцарские темы не счесть, назову лишь несколько наиболее примечательных: «Последний защитник Камелота» и «Государь, рожденный, чтобы властвовать миром» Роджера Желязны, «Рыцарство» Нила Геймана, «Бедные рыцари» Далии Трускиновской и, конечно же, прекрасная «La Maladie» Анджея Сапковского.
Наконец, на совершенно отдельный жанр вдохновили авторов детективных романов поиски святого Грааля: «Код да Винчи» американца Дэна Брауна сделал криптоисторическую рыцарскую адвентюру модным трендом. Только современные рыцари отправляются за Чашей не с крестом и мечом, а с «Википедией» и пистолетом. И лишь немногие из них действительно заслуживают награды - как небезызвестный археолог-авантюрист Индиана Джонс, безошибочно узнавший Грааль из десятков разнообразных чаш («Индиана Джонс и Последний крестовый поход»).
АРТУРИАНА В ЦВЕТЕ И ЗВУКЕ
|
Король Артур (Найджел Тэрри) «Эскалибур» (1981).
|
|
Киновоплощений у артуровской саги не так уж и много. Вдумчивее всех рассказывает историю Артура и его рыцарей «Эскалибур» Джона Бурмэна (1981): даже на фоне нынешнего киноизобилия это эпическое полотно действительно впечатляет, хотя и не вносит в артуровскую легенду ничего нового, просто бережно следует роману Мэлори. А вот «Ланселот Озерный» Роберта Брессона известен куда меньше, чем абсурдистская пародия на него - «Монти Пайтон и святой Грааль».
Поклонникам артуровского мифа стоит не пропустить мини-сериалы «Туманы Авалона» и «Великий Мерлин»: два почти противоположных взгляда на одну и ту же историю отлично дополняют друг друга. А «Первый рыцарь» Джерри Цукера и «Король Артур» Антуана Фукуа имеют мало отношения к легенде: в первом история любви Ланселота и Гвиневеры получает счастливую развязку, а второй пересказывает одну из исторических версий происхождения Артура - якобы римского легионера родом из Сарматии (местность, простиравшаяся от Дуная до Волги, ранее - Скифия), вместе с пиктскими племенами сражающегося против саксов. Суда по скромным кассовым сборам последнего фильма, историческую правду (точнее, одну из ее версий) зрители принимают весьма прохладно,
даже Кира Найтли в кожаном лифчике ситуацию не спасла. Зато фильм «Король-рыбак», разыгрывающий историю поисков Грааля в декорациях современного Нью-Йорка, считается одной из лучших работ Терри Гиллиама.
Согласно телесериалу «Звездные врата» Мерлин, наставник Артура и его рыцарей, был одним из Древних. Он создал святой Грааль как мощное оружие, но был остановлен другой Древней - Морганой. В 2008 году не телеэкраны вышел сериал «Мерлин», отличающийся от предыдущих версий мифа: главный акцент тут сделан
на взаимоотношениях молодых Мерлина и Артура, ровесников (хотя обычно Мерлин играет роль старшего наставника). В 2010-м выйдет уже третий сезон сериала, что говорит о его немалой популярности.
|
Король Артур (Шон Коннери) «Первый рыцарь» (1995).
|
|
Создатели компьютерных игр тоже не смогли пройти мимо легенды. King Arthur: The Role-playing Wargame на первый взгляд представляет собой очередную военную стратегию из семейства Total War - однако вместо экономики с политикой здесь есть сюжет и квесты, как в настоящем рыцарском романе. Кроме того, в этом мире активно используется магия. Нашлось место и религии: игрок может как принять христианство, так и подружиться с друидами.
Однако широкой популярности игра не получила из-за непродуманного баланса и обилия мелких и крупных багов.
Легенды о рыцарях Круглого стола нашли отражение и в музыке: в конце XVII века была написана опера английского
композитора Генри Перселла «Король Артур», а в конце XIX - две оперы Ричарда Вагнера, «Тристан и Изольда»
и «Парсифаль». В XX веке английский музыкант Рик Уэйкман пишет сюиту в стиле симфо-рок The Myths and Legends of King Arthur and the Knights of the Round Table. Сюжеты легенд об Артуре вдохновили группу Blind Guardian на песни A Past and Future Secret и
Mordred's Song, а Ayreon - на композицию Sail Away to Avalon. Наконец, существует пауэр-металлическая группа Kamelot, в своем творчестве регулярно отдающая дань легенде, в честь которой назвали группу.
...
В Британии до сих пор верят - полушутливо, полусерьезно - что спящий король Артур хранит остров от бед и
непременно восстанет, когда это понадобится. Легенда, выросшая из архаичных ритуалов и мифов, прошла перековку историческими
событиями и преодолела полный круг, вернувшись к мистике - но уже христианской. В этом смысле артуровский мономиф -
действительно основной миф Европы. Не говоря уже о том, что из рыцарских романов выросла почти вся приключенческая,
а впоследствии и фантастическая литература.
КТО ЕСТЬ КТО В АРТУРОВСКИХ МИФАХ
Артур (Артур Пендрагон)
Верховный король Британии. Сын короля Утера Пендрагона и Игрейны, жены герцога Горлойса из Корнуола, после смерти мужа ставшей супругой Утера. Воспитан Эктором Окраинным, одним из сподвижников Утера.
Извлек заколдованный Мерлином меч из камня, чем подтвердил свое право на трон. Одержал большую победу над саксами при горе Бадон и много других славных побед. Построил замок Камелот и собрал в нем за Круглым столом самых доблестных рыцарей.
Погиб от руки племянника (или сына) Мордреда. Увезен на волшебный остров Авалон, где спит до поры до времени.
Мерлин (Мерлин Амброзий, Мирддин Эмрис)
Ближайший советник Артура, приложивший руку к его восшествию на трон и к добыче Эскалибура. Маг и чародей. По одной из легенд - сын дьявола от смертной женщины.
С детства он отличался мудростью. Был погублен колдуньей Морганой, выведавшей его тайны с помощью девицы Нимуэ (Девы озера),
которую старик полюбил. Как и Артур, спит где-то под холмом, но еще может проснуться. По другой версии - навеки заключен в
стеклянной колонне. Перед смертью проклял завоевателей-саксов, и те через 500 лет не устояли перед норманнами.
Гвиневера (Гвиневра, Джиневра)
Супруга Артура и королева Британии. Дочь короля Камелиарда (местность на юге Британии) Лодегранса, который в качестве приданого подарил Артуру Круглый стол. По одной из версий - это был брак по расчету, другие источники рассказывают романтические истории любви. Детей в браке не родилось. Артур не возражал против ее долгих отношений с Ланселотом, степень целомудренности которых варьируется от версии к версии. Когда связь подверглась огласке, король вынужден был осудить изменницу на сожжение на костре, но Ланселот спас ее. Когда Мордред в отсутствие Артура захватил власть, он попытался вынудить Гвиневеру выйти за него замуж (по версии Гальфрида Монмутского - ему это удалось). После смерти Артура удалилась в монастырь.
Ланселот (Ланселот Дю Лак, Ланселот Озерный)
Самый доблестный из рыцарей Круглого стола. Сын Бана и Элейны, королей Бретани. После смерти отца мать отдала его на воспитание Владычице озера. Придя в Камелот, чтобы стать рыцарем, полюбил Гвиневеру и совершил в ее честь множество подвигов. Был соблазнен девицей Элейной, на которую ее дама Брузена навела чары, чтобы та стала похожей на Гвиневеру. От этой связи родился Галахад. Узнав об этом, Гвиневера разгневалась и прогнала Ланселота, и тот сошел с ума от горя, чтобы затем быть исцеленным святым Граалем. Пережил Артура и ушел в монастырь, следуя примеру Гвиневеры.
Моргана (Моргана ле Фей, Фата Моргана)
Чародейка, сводная сестра Артура; по ранним версиям - лишь его целительница. Иногда совмещается с другой сестрой Артура - Мограузой, родившей от кровосмесительной связи с ним сына Мордреда. Поддержала последнего в борьбе с королем, которого не любила. По версии куртуазных авторов, ее любовь отверг Ланселот, за что она всячески мстила ему. В некоторых источниках - ученица Мерлина. Живет на Авалоне, волшебном острове, куда увезла Артура после его гибели, таким образом примирившись с ним.
Владычица озера (Нимуэ, Вивиана, Ниниана - источники расходятся)
Водная фея, обладавшая магической силой. По просьбе Мерлина даровала Артуру Эскалибур - волшебный меч, ножны которого останавливали кровотечение. Вырастила Ланселота после смерти его отца, короля Бана. Выведала у влюбленного в нее Мерлина секрет его могущества и погубила его (по некоторым источникам, это был другой персонаж).
Гавейн
Второй по доблести после Ланселота рыцарь Круглого стола, племянник Артура (сын его сводной сестры Моргаузы). Авантюрист, любитель женщин, смелый и бесшабашный.
Главный герой поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», в которой испытанию подвергается не его доблесть, а целомудрие: он не поддался чарам хозяйки замка, в котором гостил, а потом оказалось, что Зеленый Рыцарь, с которым Гавейн собирался сражаться, - ее супруг. По неведению убил своего брата Ивейна. Отправился на поиски Грааля, но вскоре ему наскучило это занятие. Погиб во время мятежа Мордреда.
Гарет (Гарет Белоручка)
Рыцарь Круглого стола, младший брат Гавейна. Явился в Камелот, из скромности не раскрыв своего имени, и получил работу на кухне. Когда дама Линетта пришла просить рыцарей о помощи в освобождении своей сестры Лионессы, захваченной Красным Рыцарем, Гарет неожиданно вызывается ехать с ней - и, мужественно снося все насмешки, одерживает победу над захватчиком. Посвящен в рыцари Ланселотом, им же и убит во время войны между ним и Артуром из-за Гвиневеры.
Кей
Названый брат Артура, сын его воспитателя Эктора Окраинного, ставший его сенешалем в Камелоте. По одной из версий - в молодости получил серьезное ранение, сделавшее его хромым на всю жизнь, и более в битвах не участвовал. По другой - несмотря на это, принимал участие в «адвентюрах».
Персеваль (Парцифаль)
Юноша благородного происхождения (по версии Эшенбаха - сын короля), выросший в лесной глуши. Случайно встретив рыцарей короля Артура, восхищается ими и едет ко двору, чтобы самому стать рыцарем, по пути совершает множество подвигов и попадает в замок Короля-Рыбака, где созерцает Грааль (у Эшенбаха это камень, а не чаша). Пройдя множество испытаний, становится рыцарем и хранителем Грааля.
Галахад
Сын Ланселота и Элейны, набожный, чистый душой и телом юноша. Воспитывался в монастыре. Прибыл в Камелот как раз к явлению святого Грааля и стал одним из первых, отправившихся на его поиски. Единственный рыцарь, которому удается взять Грааль в руки из рук самого Иосифа Аримафейского (апостола, принесшего Грааль в Европу) и вместе с ним вознестись на небеса - умереть, едва коснувшись Чаши.
Автор: Александра Королева, журнал «Мир фантастики», июнь 2010
Официальный сайт журнала «Мир фантастики»
|