Шон Коннери (король Артур) в фильме «Первый рыцарь».
Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола послужили основой для большого количества фильмов самых разных жанров: от костюмированных приключенческих легенд до комедий и мюзиклов. Образ короля Артура на экране воплощали такие звезды кино, как Шон Коннери, Ричард Харрис, Клайв Оуэн и Малькольм Макдауэл,
Ланселота - Франко Неро, Роберт Тейлор и Ричард Гир. Несмотря на жанровую пестроту, большую часть этих фильмов составляют приключенческие картины, сценарии которых, за редким исключением, написаны на основе литературных источников
(«Смерть Артура» Мэлори, романы Мэри Стюарт, Теренса Уайта, Марка Твена и др.)
Если ряд фильмов решен в реалистических традициях, призванных подчеркнуть историчность разворачивающихся на экране событий («Рыцари Круглого Стола», «Черный рыцарь», «Первый рыцарь»), то другие, напротив, тяготеют к жанру фэнтези и полны волшебства и магии («Меч отважного: легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре», «32 октября», «Экскалибур», «Мерлин и меч»).
Из достаточно однородной обоймы легких приключенческих картин выпадает фильм Робера Брессона «Ланселот Озерный» (1973). Лишив своих героев ореола романтики и приключений, Брессон создал мрачную драму, повествующую о возвращении разочарованных рыцарей, не нашедших Святого Грааля. Фильм был удостоен награды Финпресси в Каннах в 1974 году.
О походе за Святым Граалем повествует и американский фильм в жанре фэнтези «Экскалибур», получивший приз на Международном кинофестивале в Каннах и претендовавший на премию «Оскар». Четыре главные кинонаграды Америки получил фильм «Камелот», поставленный по мотивам мюзикла Алана Дж. Лернера и Фредерика Лоу, созданного, в свою очередь, по роману Теренса Уайта
«Король прошлого и грядущего». Немалый успех выпал на долю полнометражного мультфильма «Меч в Камне», поставленного на студии Уолта Диснея по мотивам одноименного романа Теренса Уайта. Любопытен британский телесериал «Мерлин из Хрустального грота», снятый BBC. Не смотря на то, что главный герой фильма Мерлин - персонаж легендарный, картина подчеркнуто биографична, словно чародей и наставник Артура - реальное историческое лицо, а трилогия Мэри Стюарт, по которой поставлен фильм, - не
художественное произведение, а хроники древних веков.
Шон Коннери (король Артур) и Джулия Ормонд (Гвиневера) в фильме «Первый рыцарь».
Неплохо прижилась в кинематографе заложенная еще Марком Твеном традиция иронического пересмотра известных легенд. Одних только снятых в разные годы экранизаций его романа «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» существует не меньше шести (1912, 1931, 1949, 1970, 1988, 1989). Эту же традицию продолжает и фильм
«Монти Пайтон и Святой Грааль», выдержанный в стилистике абсурдного юмора, столь свойственного известной английской комик-группе «Монти Пайтон». По мотивам этой картины позже даже была создана компьютерная игра. Другой пример - комедии, на этот раз для семейного просмотра:
«Король Артур был джентльменом», «Неопознанный летающий объект» и др. Единственное, в чем можно упрекнуть подобные фильмы, - это весьма пренебрежительное отношение к историческим реалиям и полная уверенность в том, что прошлое достойно осмеяния.
Ряд кинолент обыгрывает сюжеты и мотивы артуровских легенд на современном материале. Герой фильма Терри Гильяма «Король-Рыбак» ищет чашу Грааля в современном Нью-Йорке; в картине умело соединены элементы жанрового и авторского кино. В фильме «Индиана Джонс и последний Крестовый поход», третий фильм о приключениях знаменитого археолога-авантюриста, герои не только находят реликвию, но и исцеляются, выпив из нее воды.
К этой же категории относится, вероятно, и фильм «Вечное возвращение» (1943) французского режиссера Жана Кокто, переносящий действие легенды о Тристане и Изольде в XX в.
«Экскалибур» Джона Бурмена (1981).
Удивительную в своем роде экранизацию одной из артуровских легенд представляет собой «Парсифаль» (1982) Ханса-Юргена Зиберберга: хотя в основу его легла одноименная опера Р. Вагнера, в ряде случаев музыка композитора была подвергнута стилизации под Средневековье, к тому же к ней было добавлено некоторое число аутентичных средневековых мелодий. В отличие от многих других постановок подобного рода Зиберберг пригласил сниматься профессиональных оперных певцов.
К жанру музыкальных фильмов на артуровские темы относится и упоминавшийся выше «Камелот», и «средневековый мюзикл» Эрека Ромера «Персеваль Галльский» (1978) по роману Кретьена де Труа.
В отдельную категорию выделяют назидательные фильмы для детей и юношества, например «Дети Круглого Стола» (1995). В основном это телесериалы, где персонажи артуровского эпоса преподают попавшим в мир рыцарского романа подросткам уроки мужества и благородства.
Следует отметить документальный фильм краеведческого и историографического характера «Король Артур и его земля: Южная Англия» (King Arthur and his Country: Southern England, UK, 1984). Здесь целью авторов являлась, очевидно, попытка показать фон, на котором возникли легенды о короле Артуре.
«Экскалибур» Джона Бурмена (1981).
Российские и советские кинематографисты не проявляли особого интереса к легендам о короле Артуре. Собственно, речь может идти только о вольной интерпретации Виктора Греся, поставившего «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1988). Взяв за основу роман М. Твена, режиссер значительно отошел от литературного первоисточника, сняв трагедийный фильм о человеке, потерявшемся и потерявшим себя во времени. Можно упомянуть еще два фильма, использующих (хотя и крайне опосредованно) артуровские мотивы: мюзикл Леонарда Квинихидзе «31 июня» (1978, по мотивам одноименной повести Дж. Б. Пристли)
и фильм «Убить дракона» по мотивам пьесы Е. Шварца «Дракон» в постановке Марка Захарова, где позаимствованный из традиции рыцарского романа странствующий рыцарь (Ланцелот) претерпевает причудливую трансформацию.
Одним из последних фильмов артурианы, вышедшим на большой экран, стал «Король Артур» Антуана Фукуа (King Arthur / 2004). В картине представлен весьма нетрадиционный взгляд на классическую историю о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола. Создатели картины решили сделать исторический блокбастер, основываясь на теории, которая часто муссируется в последние годы некоторыми учеными. Она состоит в том, что рыцари Круглого Стола были родом из России.
Да-да, не смейтесь - есть весьма авторитетное мнение, что они - наши соотечественники! И доказывается сей факт следующим образом: у племен сарматов, которые жили в степях на месте нынешней России, священным символом считался меч в камне. Когда римляне покорили сарматов, степные воины стали служить Римской империи, и чаще всего их посылали охранять римские крепости в Британии. В хрониках упоминается имя одного из командиров сарматских войск - Люций Арторий Каст. А Арторий на латыни - это Артур.
Исследователи видят много сходных элементов в сарматских народных преданиях и легендах о короле Артуре и потому считают, что их теория имеет такое же право на существование, как и любая другая.
Ведь правды мы все равно не узнаем.
«Первый рыцарь» (1995).
Впрочем, несколько лет назад на историческом фронте произошла небольшая сенсация. Эксперты по древнеримским артефактам обнародовали сведения о фрагменте саркофага, датируемом II-III веками нашей эры. По мнению экспертов, в скульптуре на саркофаге запечатлен тот самый Люций Арторий Каст, римский генерал, который командовал вспомогательными римскими войсками, состоявшими из воинов сарматских племен. Таким образом, у историков появилось первое косвенное доказательство того, что деяния короля Артура относятся к началу первого тысячелетия нашей эры.
Но энциклопедия Britannia считает эту версию «крайне неправдоподобной».
В картине Антуана Фукуа, Артур - это римский военачальник, который стал христианином, но согласился служить империи и теперь подавляет мятежи кельтов и пиктов.
Гвиневера - настоящая амазонка, искусная лучница из племени пиктов, которая может повести в битву свой народ. Одетая в кожаное бикини с синими росписями на теле, она похожа скорее на дикарку, чем на принцессу. А рыцари Круглого Стола превратились в римских солдат.
«Первый рыцарь» (1995).
АРТУРОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ
В марте 2010 года появилось сообщение, что компания New Regency готова внести свою лепту в бесконечную
кино-артуриану. Очередной эпик о рыцарях Круглого стола с гордым названием Pendragon выйдет из-под пера сценаристов Ли Шипмэна
и Брайана МакГриви, а Сильвиан Уайт займет место у штурвала.
Создатели намерены освежить порядком запылившиеся легенды, вместо серьезной саги о почтенных мужах представив своего рода
ориджин. В новой версии Артур, Ланселот и Гиневера будут показаны прыщавыми юнцами, которые впервые встречаются в Камелоте,
ссорятся, мирятся, влюбляются, словом, отрабатывают типичную молодежную романтику в духе «Дворовых танцев» того же Уайта.
В свою очередь, в августе прошлого года Warner Bros. объявила о получении прав на римейк «Экскалибура» Бурмена. Это история короля
Артура, его рыцарей, его возлюбленной, волшебника Мерлина и поисков Священного Грааля. Тогда же к римейку приписали Брайана
Сингера, режиссера «Людей Икс». Но для Сингера «Экскалибур» не был приоритетным проектом, поэтому разговоры о фильме так с тех пор и не
возобновлялись.
Также Warner Bros. планирует снять и собственную версию древних мифов - фэнтези-полотно Excalibur. Проект не имеет
ничего общего с ремейком одноименной ленты Джона Бурмана, и основан на сценарной
заявке комиксиста Уоррена Эллиса. В конце июля 2009 года автор культовых комиксов «Трансметрополитен» Уоррен Эллис
сообщил в своем блоге, что уже несколько месяцев работает над сценарием фильма, проходящего под названием «Экскалибур».
По словам Эллиса, он выполнял работу для продюсеров «300 спартанцев» - Джанни Нуннари и Крэйга Дж. Флореса - и написал
историю о том, как объединились рыцари, ставшие спутниками короля Артура.
В качестве режиссера студия уже выписала Гая Ричи, который приступит к работе, как только отстреляется с сиквелом
«Шерлока Холмса». Детали сюжета хранятся в тайне, известно лишь, что «Экскалибур» будет разительно отличаться от прочих
представителей артурианы и по духу напомнит... «Звездные войны».
Проект устроился в компании Hollywood Gang, тогда как «Экскалибур» Сингера отдали Legendary Pictures. Обе компании базируются
на Warner.
Ниже приведена фильмография всех наиболее известных картин, основывающихся на легендах о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.