|
Майкл Крайтон (John Michael Crichton).
|
|
Майкл Крайтон (John Michael Crichton) - медик, писатель, сценарист, кинорежиссер. Родился 23 октября 1942 года в Чикаго, Штат Иллинойс, США.
Он вырос на окраине Нью-Йорка, в Рослине (на Лонг-Айленде), в довольно образованной семье (отец работал журналистом, мать - домохозяйка).
У Майкла был младший брат и две сестры.
Вначале быстро вымахавший подросток (рост у Крайтона был за два метра - 205 см.) делал успехи в баскетбольной команде школы Рослина,
потом - поступил в Гарвард на факультет английской литературы и вознамерился стать писателем.
Редкий биографический очерк про Крайтона обходится без гарвардской истории о том, как профессора ставили ему за работы низкие
баллы, критикуя стиль и слог, и как обиженный несправедливостью Майкл однажды подсунул им вместо собственного сочинения эссе
Оруэлла. Оруэлл получил трояк с плюсом. Умный Майкл все понял - и, окончив-таки Гарвард, переметнулся в естественные науки.
Он занялся антропологией в Кембридже (достиг изрядных успехов - читал лекции уже в двадцать три года), потом заинтересовался
медициной (окончил Гарвардскую медшколу, поработал немного в институте биологических исследований в Ла-Холле). Однако
обходной и успешный естественнонаучный маневр вовсе не избавил Крайтона от желания быть беллетристом.
Некоторое время он работал врачом, публиковал книги по медицине. Параллельно писал
фантастические и детективные романы и издавал их под псевдонимами (Джеффри Хадсон (Jeffrey Hudson), Джон Лэнг (John Lange), Майкл Дуглас).
Один из этих романов под названием «В случае необходимости» завоевал в 1968 году престижную премию писателей детективов «Эдгар».
А другая книга становится первой фантастической книгой Крайтона: имеется в виду роман «Отборное средство» (1968), представляющий
собой классический фантастический детектив.
Наибольшую популярность получил
роман, опубликованный под его собственным именем - «Штамм Адромеды» (1969 г.), в котором повествовалось о борьбе группы
ученых с инопланетными вирусами.
Режиссер Роберт Уайз в 1971 году осуществил успешную экранизацию этой книги. После этого
Крайтон решил попробовать себя в режиссуре и поставил фильм по собственному сценарию «Мир Дальнего Запада» (Westworld / 1973 г.) - об увеселительном парке будущего, в котором роботы разыгрывали для посетителей (и с их участием) различные исторические сюжеты в искусственной среде, имитирующей легендарный мир Дальнего Запада.
Один из ковбоев-роботов выходит из строя и начинает охоту за человеком. Противостояние робота и человека и составляет основной сюжет фильма. К тому же в этой ленте Крайтон одним из первых использовал оцифровку изображения для получения спецэффектов.
В качестве сценариста и режиссера, воплощающего свои сценарии, Крайтон снял несколько вполне
профессиональных для «человека со стороны» фантастических (и не только) триллеров - «Кома» (Coma / 1978 г.), «Большое ограбление
поезда» (The Great Train Robbery / 1978 г.), «Беглец» (The Runaway / 1984 г.).
«Кома» базировалась на медицинском опыте Крайтона - он фантазировал на тему злоупотреблений при пересадке органов, разбавляя сюжет некоторыми фантастическими элементами.
Фильм «Большое ограбление поезда» был достаточно незамысловатым историческим детективом (с Шоном Коннери в главной роли) о краже золота из поезда в 1855 году в викторианской Англии.
В «Беглеце» (пародии на фантастический триллер) Том Селлек гонялся за «плохими», вышедшими из повиновения роботами.
Майкл Крайтон (John Michael Crichton).
Бестселлеры Крайтона, приводимые в действие в большей степени развитием сюжета, нежели характеров, служили
хорошей основой для экшн-кинематографа. Вместе с тем аналитики отмечали, что книги и фильмы Крайтона достаточно сложны и
пессимистичны для массового искусства; в них в той или иной форме всегда проходили его коронные темы: выходящие из
повиновения обитатели заповедников (так называемых «тематических парков»), оборачивающаяся катастрофами самонадеянная
надменность ученых, злоупотребления политической и экономической мощью.
В 1993 году Стивен Спилберг использовал сценарий Крайтона в своем мегаблокбастере «Парк Юрского периода».
В этом сценарии на полную мощность задействованы две коронные темы Крайтона - самоуверенность ученых и жадность богатых.
Майкла Крайтона называют «отцом технотриллера». Это понятие нужно понимать, с одной стороны, как
«экшн-фильм», мотором развития которого («макгафином», как сказал бы Хичкок) является решение (или постановка) какой-либо современной технологической проблемы или рассмотрение какого-либо модного духовного поветрия.
С другой стороны, термин «технотриллер» можно перевести как «научно-производственный триллера». Берется некая популярная современная профессия, и из нее всеми возможными способами «выжимается»
«триллерное качество».
Например, в блокбастере «Смерч», снятом по роману Крайтона, показана
работа ученых-метеорологов. В «Рое» - нанотехнологии, вышедшие, разумеется, из-под контроля и превратившие сонмы
мельчайших «нанонасекомых» в страшную угрозу. В «Государстве страха» - попытки управления погодой и тектоническими процессами.
А вообще, деятельность Крайтона в 90-е - 2000-е годы выходит далеко за пределы понятия «техно» - в романах и фильмах по этим романам 90-х годов Крайтон с увлечением анатомирует постмодерные реалии конца века.
Интересно, что в современном творчестве Крайтона чисто фантастический элемент как бы сошел на нет.
|
Майкл Крайтон (John Michael Crichton).
|
|
В экранизации романа Крайтона 1992 года «Восходящее солнце» (с Шоном Коннери в главной роли) режиссер Филипп Кауфман
исследует «темные стороны» японских инвестиций в американскую экономику. В 1994 году Бэрри Левинсон экранизировал другой
роман Крайтона - «Разоблачение» (Disclosure), в котором рассматривалась другая модная постсовременная американская тема - сексуальное
посягательство. В «Конго» Крайтон опять с «постсовременной точки зрения» показывает работу археологов.
По его сценариям были сняты фильмы «Сфера» и «Тринадцатый воин», а последней кинотеатральной
экранизацией стала «В ловушке времени» Ричарда Доннера. Общий тираж книг Майкла Крайтона, переведенных более чем на 30 языков мира, давно превышает 100 миллионов экземпляров.
Хотя первый фильм, в котором Крайтон выступал как режиссер, был фильм телевизионный (политический триллер
1972 года «Преследование»), с тех пор для телевидения он ничего не делал. И тем более триумфальным стало его решающее
участие в одном из самых популярных сериалов 90-х годов - «Скорая помощь» (ER, NBC, 1994-1998), который получил 14 премий «Эмми».
Крайтон в очередной раз воспользовался опытом
своего медицинского прошлого в этой достаточно реалистичной хронике службы скорой помощи. Этот сериал с большим успехом демонстрировался и по российскому телевидению.
Одно время Майкл Крайтон являлся руководителем фирмы по производству программного обеспечения «FilmTrack», а в конце 90-х годов
Крайтон становится основателем компании «Timeline Studios» по производству компьютерных игр, основанных на сюжетах
собственных романов. Сам писатель признавался, что он уже почти два десятка лет фанатично любит этот вид развлечений, и это не
могло не сказаться на его творчестве.
В 1992 году престижный журнал «People» назвал Майкла Крайтона одним из пятидесяти самых красивых людей страны.
Он являлся экспертом в области компьютеров и автором одной из первых научно-популярных книг об информационных технологиях
«Электронная жизнь: Как думают компьютеры» (1983), также был разработчиком компьютерных игр «Амазонка» (Amazon, 1982)
и «Стрела времени» (Timeline, 2000). Крайтон коллекционировал произведения современного искусства, написал серьезную монографию,
посвященную ведущему представителю поп-арта Джасперу Джонсу.
В 1988 году у Крайтона вышел также и автобиографический роман «Путешествия», в котором автор описал свои поездки по миру:
Бангкок, Малайзия, Пакистан, Килиманджаро, Ямайка, Новая Гвинея.
Майкл Крайтон был женат пять раз, четыре его брака закончились разводом.
В 1989 году от четвертого брака с актрисой Анной-Марией Мартин (Anne-Marie Martin) у них родилась дочь Тейлор Энн. Брак продлился с 1987 по сентябрь 2002 года. В мае 2005 года Крайтон женился в пятый раз на Шерри Александр (Sherri Alexander), их брак продлился до смерти писателя в ноябре 2008 года.
Скончался Майкл Крайтон в Лос-Анджелесе 4 ноября 2008 года от рака на 67 году жизни.
Новый роман Крайтона должен был появиться в продаже в декабре 2008 года, но издательство HarperCollins заявило, что книга была отложена из-за проблем со здоровьем автора.
|