Тринадцатого июня грянул первый скандал: из проекта выбывает Моника Белуччи. Официальной
причиной называется нехватка у прекрасной итальянки времени на подготовку к роли. Студия срочно находит ей замену в
лице телезвезды Петы Уилсон, прославившейся в телесериале «Никита». Просьба агента срочно прислать
кассету с пробой на роль в новом фильме застала австралийскую актрису Пету Уилсон врасплох. Она только что родила ребенка и
жила в маленьком городке в шести часах езды от Сиднея. Несмотря на крошечного сына и жизнь на чемоданах в новом доме,
у Петы не возникло и мысли об отказе. Пришлось спешно искать камеру и человека, который прочел бы реплики Коннери. Уже
через несколько дней актриса была в самолете, летевшем в Прагу, где снимали большинство эпизодов. Свое скоропалительное
решение Пета объясняет тем, что просто не могла отказаться от возможности поработать с Шоном Коннери.
Стюарт Таунсенд в роли Дориана Грея
Вторым из проекта уходит
Роджер Мур - ему не нравится неопределенность сценаристов в отношении его персонажа. На смену ему приходит Ричард
Роксбург («Мулен Руж»), но уже через несколько дней становится известно, что его перекинули на другой
персонаж. В фильме он сыграл зловещего Фантома (он же «М», он же Мориарти).
Проблема возникла с персонажем Герберта Уэллса, Человеком-невидимкой, которого «не отдали»
то ли наследники писателя, то ли руководители другой студии, имеющей права на экранизацию. Поэтому знакомого героя зовут не
Гриффин, а Скиннер.
Единственный герой, с которым не возникло никаких проблем при кастинге - это красавчик Дориан Грей из романа Оскара Уайльда.
Им стал ирландец Стюарт Таунсенд («Королева проклятых», где он, кстати, играл вампира). Как говорил Таунсенд:
«Я уже был довольно осведомлен о своем персонаже. Ранее я читал книгу «Портрет Дориана Грея» Уайльда.
Вы знаете, Оскар Уайльд был ирландец, как и я. Я снова перечел книгу, сходил и посмотрел старый фильм... Правда трактовка
этого персонажа в «Лиге» несколько отличается от классического образа...».
Одной из любимых составляющих его персонажа для Тоунсенда был костюм Дориана Грея, соответствующий той эпохе.
«Мне он очень нравился потому,
что костюмами занималась Жаклин Уэст, самый фантастический дизайнер по костюмам. Думаю, она показала персонажи
такими, какими они должны были быть на самом деле...».
О своей первой встрече с Шоном Коннери Таунсенд рассказал: «Первый раз,
когда я его встретил, я был в образе Дориана Грея. Второй раз, уже вечером, мы встретились после совместного ужина съемочной группы. Я подошел к нему: «Эй, Шон!»
Он посмотрел на меня так, как будто говорил: «Какого черта ты здесь делаешь?» А я:
«Помните меня?» Он: «Нет». «Я тот парень, что играет Дориана Грея». «Ой, я сожалею». Однако это было довольно мило».
Шон Коннери и Стивен Норрингтон
Начало съемочного периода было запланировано на июль 2002 года. Но из-за болезни Шона Коннери (актера все время преследовали
проблемы со здоровьем, то он лишился голоса, заболев ангиной, то повредил коленку, играя в гольф), съемки пришлось задержать. Работа над
картиной началась 24 июня 2002 года в Праге.
По сценарию фильма члены странной команды не слишком доверяют друг другу и ладят с большим трудом.
То же самое, по слухам, происходило на съемочной площадке в реальности. У Шона Коннери и режиссера картины Стивена
Норрингтона отношения с самого начала не сложились. Манеру работы Норрингтона может выдержать далеко не каждый. Он относится к «горластым режиссерам»,
для которых орать на актеров и съемочную команду - единственный метод руководства.
Коннери,
человеку заслуженному и со своими понятиями о съемочном процессе, было трудно адаптироваться
к несколько хаотичному стилю работы молодого режиссера, который любит все менять на ходу и делает
множество дублей даже самых простых сцен. Коннери не привык ждать на площадке, а именно этим ему
приходилось заниматься на съемках «Лиги». Шон проводил часы в своем трейлере, пока
Норрингтон подготавливал насыщенную замысловатыми эффектами съемку.
Норрингтону было решительно все равно, какого уровня и возраста
перед ним актер - все должно происходить только так, как он задумал. В общем, сошлись две несгибаемые
личности.
|
Коннери славится своими конфликтами с режиссерами. Не избежал их и режиссер «Лиги».
Карикатура Джона Кашта (John Kascht). |
|
Как говорила Пета Уилсон: «Сорок процентов фильма составляли спецэффекты. Ожидание того, когда будут готовы все эти вещи, должно было
расстраивать Шона Коннери, тогда как Стивена должно было расстраивать то, что приходилось его успокаивать,
потому что если эффекты не работали, то не имело значения, насколько велик Коннери, они просто не работали и все. И Прага - отнюдь не Багамы! Очень угнетающее место. График был долгим и тяжелым, большие деньги тратились и
непосредственно на съемках, и за съемками».
Симпатии съемочной команды разделились между участниками конфликта поровну. Сторонники
Норрингтона называли его «гением» и утверждали, что он старается сделать все в лучшем виде, а его
не понимают. Сторонники Коннери говорили: «Норрингтон сам не знал, что делал. Он ни в чем не был уверен, и снимал по
десять дублей там, где обычно достаточно двух. Причем, большинство отснятого материала так или иначе останется
на полу монтажной. Никогда еще не было
столь напряженных съемок. Все очень устали и безумно хотели домой».
Когда Стивен на день прервал работу, потому что ему не понравилось, как выглядит ружье для охоты на
слонов, Коннери пригрозил его уволить. Тогда взбешенный Норрингтон проорал, подскочив к Шону: «Я сыт этим по горло! Давай, ударь меня по морде!»
Шон предложение отклонил, ушел с площадки и не появлялся, пока режиссер не успокоился. В интервью Entertainment Weekly, Шон Коннери рассказывал о своих постоянных прениях с Норрингтоном: «Мы не сходились с
ним абсолютно во всем. В профессиональном плане, в личном - во всем. Но я считаю, что сперва нужно закончить фильм,
и лишь потом говорить о том, что было правильно, а что - нет. Честно говоря, единственное, чего я сейчас хочу -
это поскорее закончить картину.
Через десять дней на съемочную группу обрушивается новое несчастье. В августе 2002 года в Праге произошло мощнейшее за последние
175 лет наводнение. Столица Чехии оказалась под водой. Вода в Влтаве поднялась на 8 с лишним метров, затопив весь центр
города и ряд провинций. Съемочной группе в результате пришлось спешно эвакуироваться. Шон Коннери был вызволен из
отеля «Четыре времени года», находящегося на берегу Влтавы. Коннери считает, что помощь подоспела вовремя, потому, что через несколько
минут после его эвакуации вода затопила гостиничный ресторанчик, где сэр Шон проводил время. Всего в регионе было эвакуировано 200 тысяч
человек. Объявлена химическая тревога. Введено чрезвычайное положение. Небывалый разлив реки Влтава унес 18 жизней. Наводнение уничтожило несколько бесценных произведений искусства,
находящихся в библиотеках и музеях. В одной лишь Праге убытки составили 2 миллиарда
евро.
Шон Коннери призвал международное сообщество помочь чешской столице, пострадавшей от наводнения.
Он заявил, что «речь идет о катастрофе мирового масштаба, и мы должны предоставить всю возможную помощь». Актер также выразил готовность сотрудничать с теми чешскими режиссерами, которые решат снимать документальный фильм о стихии.
«Было действительно страшно, - вспоминала Пета Уилсон, ставшая свидетелем наводнения. -
Многие жители лишились своих домов, наш съемочный павильон тоже был затоплен. Пришлось за месяц восстанавливать
декорации, на возведение которых ушло почти полгода. Это было по настоящему грустно.
Мы провели европейскую премьеру «Лиги…» в Праге, чтобы собрать деньги для всех пострадавших во время
наводнения. Чудовищно, но страховые компания отказывались платить, а там было столько людей, потерявших
абсолютно все».
Люди из съемочной группы не пострадали, но две очень важные из 50 подготовленных площадок - по иронии судьбы подлодка Немо на
Влтаве и декорации Лондона, Парижа и Венеции, которые строили на старом авиазаводе на окраине чешской столицы - были
затоплены полностью. Убытки составили $ 7 млн. долларов. График съемок был сорван, что на месяц отодвинуло релиз, а
бюджет вырос с 78 до 100 млн. долларов. Съемки экстренно перенесли на Мальту, на остров Гозо. Приезд сэра Шона Коннери стал
событием для местного населения. Говорят, все жители островка сбегались смотреть, как с парома съезжает огромный белый лимузин Шона.
Здесь, на острове Гозо (как гласит
легенда, остров Гозо был домом нимфы Калипсо из «Одиссеи» Гомера), снимали сцены на всплывшем «Наутилусе». На самом краю живописного
утеса, в бухте Кслэнди, построили бетонную «палубу» и «рубку» (подложив под тяжелую конструкцию слой пластика -
чтобы «не помять траву»!) Когда камера брала только «палубу» и открывающуюся за ней с утеса
водную гладь, создавалось полное ощущение корабля в море. Местные власти закрыли район для навигации; патрульные катера
следили, чтобы современные суда не попали в кадр. На Мальте снимали также Африку и дальневосточную резиденцию Фантома.
Из-за уплотнившегося графика Коннери, единственный из всех Бондов - Джеймсов Бондов - не смог вырваться в Лондон на
королевскую премьеру юбилейного 20-го фильма о похождениях бесстрашного агента 007 «Умри, но не сейчас».
Кстати, о Бонде. Ходили слухи, что компания MGM, выпускающая современную «бондиану»,
воспротивилась появлению на экране «однофамильца». И с этим персонажем, роль которого через 7 месяцев после
начала съемок «Лиги выдающихся джентльменов» оставалась вакантной, стали происходить совершенно удивительные вещи. Заговорили о том, что роль будет
сведена к эпизодической: главный кукловод появится лишь в последней сцене, но зато уж в неминуемом сиквеле станет
центральным персонажем. Понятно, что искать исполнителя после этого легче не стало. Многие источники сообщали в течение нескольких месяцев, что Джейсон Айзекс задействован в картине в роли
Кэмпиона Бонда. Но тот заявил, что к нему даже не обращались: «Мне тоже интересно читать, как меня заливало в Праге и
как мне нравится сценарий. Надеюсь, и гонорар не заставит себя ждать». Потом называлось имя Робби Колтрейна, но и
это не подтвердилось. В конце концов Кэмпион Бонд так и не появился в фильме.
Рекламный ролик для фильма был последней работой Ш.Коннери, проделанной им для «Лиги...». «Он закончил картину и счастливым отбыл на
Багамы», — заявил продюсер фильма Дон Марфи. Тем не менее, съемки в Праге, куда вернулась съемочная группа продолжались
до 5 декабря.
Производство ленты завершилось в феврале 2003 года.
В интервью Пета Уилсон говорила о героях фильма «Лига выдающихся джентльменов»: «Это потрясающая компания, у каждого из персонажей удивительное
литературное прошлое. Все
они в определенном смысле слова антигерои. Если они спасут мир, то получат второй шанс и смогут вернуться к
нормальной жизни. На съемках мы шутили, что наш фильм - гибрид ленты «Искатели затерянного Ковчега» и «Люди Икс»».
- Но оценит ли нынешнее поколение кинозрителей отсылки к литературным произведениям? Знают ли современные дети,
кто такие Том Сойер и капитан Немо?
«Если их не знают дети, то наверняка знают родители, - считает Уилсон. - В детстве я постоянно отвлекала маму
вопросами во время сеансов. К счастью, у нее хватало терпения отвечать. Надеюсь, что и нынешние родители
достаточно начитаны и потому смогут рассказать детям о замечательных героях замечательных книг, которые им
стоит прочитать. Молодым зрителям понравилась новая версия «Ромео и Джульетты» База Лурманна, хотя большинство
подростков наверняка не читали Шекспира».
- Как она полагает, подростки не придут в ужас от того, что она играет вампира?
«Если ужаснутся - прекрасно! - смеется Уилсон. - Знаете, я специально издавала мерзкие хлюпающие звуки,
когда сосала кровь!»
По иронии судьбы, ее партнер Стюарт Таунсенд, играющий в «Лиге…» бессмертного Дориана Грея, прославился
в кино ролью вампира в фильме «Королева проклятых». Уж не он ли убедил Уилсон, что роль вампирши - это для
нее удачный шаг в кинокарьере?
«Нет, я вообще не видела «Королеву проклятых!» - уверяет Уилсон. - И ни разу не встречалась со Стюартом до
начала съемок. Он приехал буквально накануне первого съемочного дня».
Уилсон рассказывала, что готовясь к работе над ролью Мины в фильме «Лига выдающихся джентльменов»:
она прочитала книгу «Дракула» и другие книги о нем, читала все, что могла найти о вампирах, искала информацию о них в Интернете и натыкалась на очень странные и в то же
время интересные сайты...
«Готовясь к роли я прочитала историю великой американской танцовщицы Айседоры Дункан, посмотрела фильм о ней и подумала,
что она тоже была своего рода вампиром. Ею руководила жажда любви, и мужчин она меняла так же часто, как и движения в танце.
Причиной ее смерти стал обыкновенный шарф, который каким-то образом обмотался вокруг колеса автомобиля, такой же шарф
носит и предпочитает не снимать Мина. А еще я смотрела фильмы про кошек, ягуаров, пантер и леопардов, потому что в
повадках моей героини есть что-то кошачье».
Уилсон смеется, услышав вопрос, понравилось ли ей сниматься в «Лиге выдающихся джентльменов».
- Моими партнерами были замечательные актеры. Иногда я щипала себя, чтобы удостовериться, что не сплю. У
нас были фантастические декорации, удивительные костюмы. Думаю, костюмы в первую очередь помогли мне
проникнуться духом моей героини, почувствовать ту эпоху, тот стиль. Я надевала их и становилась Миной.
Гардероб Уилсон - отдельная тема. Ее наряды заказывали во Франции, а обувь - в Италии. «Это были фирменные
вещи, сделанные в итальянских и французских семейных мастерских, где давние традиции передаются из поколения
в поколение» - рассказывает Пета Уилсон.
Мина Харкер (Пета Уилсон)
- Что касается представлений о вампирах, фильм получился довольно либеральным. К примеру, ты
можешь выходить на солнечный свет и смотреть на свое отражение в зеркале...
- О, я спрашивала об этом нашего режиссера. Он объяснил мне, что Мина Харкер не совсем вампир. Она
гибрид вампира и человека. Дракула так сильно любил Мину, что пощадил ее; поэтому он влил в жилы своей возлюбленной
столько вампирской крови, чтобы она стала сильной и неуязвимой, но не превратилась бы при этом полностью в вампира.
Однако когда Миной овладевают сильные эмоции, в ней просыпается вампир. Конечно, я понимаю, что мы здорово отошли
от классического представления о вампирах, но не я начала ворошить это осиное гнездо!
-Интересно, а почему в компании супергероев всего одна женщина?
Наверное, потому, что Алан Мур мог использовать в своем комиксе только героев классической литературы, а среди них
не так уж много ярких женских характеров, которые могли бы принять участие в боевике, - дает свое объяснение этому
Уилсон.
- Как ты ощущала себя, являясь единственной женщиной в команде лихих парней?
- Я не была единственной. Над фильмом трудилось огромное количество женщин. Во всяком случае, я не заметила, что
была одна.
- Ну а Шон Коннери? Его-то уж, наверное, трудно было не заметить?
- Это уж точно. Он такой обворожительный, потрясающий. Но парни очень нервничали, ужасно
дрожали. Я спрашивала: «Почему?», и они говорили, что это оттого, что он - Коннери, а они все очень молодые актеры.
Если бы я снималась с Кетрин Хепберн, я, наверное, нервничала бы так же.
|
Подпись под фотографией гласила: «Он самый умный, самый красивый и мужественный. Он - мой идеал». Так отзывается Пета Уилсон о Шоне Коннери, своем партнере по съемкам в «Лиге выдающихся джентльменов». |
|
Когда я впервые с ним встретилась, он вел себя очень мило. Я была с новорожденным малышом, чувствовала себя
достаточно сильной, и он был по-настоящему рад, что я являюсь частью команды. Он поблагодарил меня за согласие
сниматься в этом фильме и сказал, что с нетерпением ждал возможности поработать со мной. Он заставил меня
почувствовать себя равной ему.
Ему очень нравятся австралийки - он был женат на одной достаточно долгое время (речь идет о Диане Силенто, первой жене Коннери).
С ним было потрясающе работать, репетировать. Он - настоящий профессионал. Он был неотразим.
Вы ведь знаете, он наполовину цыган. А уж цыгане умеют
привлечь к себе внимание. Его карьера кинозвезды дольше, чем моя жизнь. У него потрясающий голос, и он великолепный
актер. Он обожает джаз. Мы как-то вечером ходили отдыхать в один дискобар, танцевали все, но у Шона это получалось особенно
здорово. Он полон очарования. Однажды мы ходили ужинать вместе с ним и его женой. Когда мы расставались, он предложил
мне поймать такси, но я ответила, что пройдусь пешком, так как мой дом был в пяти минутах ходьбы. Тогда он пошел
провожать меня. Люди останавливали машины и восклицали: «О Боже!», а он мило улыбался им, продолжая разговаривать
со мной. В этом весь Шон Коннери.
- А тебя не испугала возможность работать рядом со знаменитым Шоном Коннери?
- Нет, не испугала, но я невероятно благодарна ему, потому что именно он предложил меня на эту роль.
Я была в Австралии, у меня только что родился ребенок, и я была далека от мира кино. А он увидел сериал о Никете и
заинтересовался мною.
Мне сразу же прислали сценарий и комикс. И как только я открыла посылку, я сразу начала читать комикс, еще до сценария.
Мне безумно понравилось. Настоящий английский юмор. Затем я прочитала сценарий и поняла, что он во многом
приближен к комиксу. И я подумала, что если участвовать в масштабном голливудском кино и стать частью индустрии,
то это - тот самый случай. По крайней мере здесь у героев есть история, они, можно сказать, уже стали иконами,
знамениты на весь мир. Я просто решила, что будет замечательно поучаствовать в таком кино -
приключенческо-авантюрном фильме, действие которого разворачивается в конце XIX века.
Я попросила своего дядю снять меня на камеру,
мы отсняли диалог Мины с героем Коннери на веранде моего дома, отослали кассету, и уже через пять дней я сидела в самолете с
мамой и сынишкой. // далее
Дальше о фильме
|