Однако Шон не смог предвидеть то, что в последствии описывал, как неспособность продюсеров делать дело. Во время съемок это вызвало целый ряд проблем. В новом фильме не было ничего, знакомого по картинам Зальтцмана и Брокколи, - открытых съемок, музыки или нескольких знакомых лиц. Коннери пришлось компенсировать эти потери. Он был настроен на создание высококлассного кино, а продюсер Швартцман, финансировавший фильм с самого начала, не ограничивал бюджет, оказавшийся в итоге больше 25 миллионов долларов. Режиссером стал Ирвин Кершнер, снимавший когда-то Коннери в
«Прекрасном безумии» и незадолго до того выпустивший очень популярный у публики фильм «Империя наносит ответный удар».
Кершнер, удивительно остроумный человек и прекрасный профессионал, был одним из последних оставшихся в Голливуде джентльменов. Долгое время он оставался там на вторых ролях, так как его честность и благородство находили в окружающих его людях не так уж много поддержки и понимания. Он стал исключением из царящих на фабрике грез правил и, в конце концов, оказался вознагражден. Коннери восхищался им, и это в основном была его заслуга, что Кершнера пригласили ставить новый фильм о Бонде.
У Кершнера и Коннери было много общего. Когда режиссер говорил, казалось, что это говорит Шон, только другим голосом. «Страсть и глупость, - рассказывал Кершнер, - удерживали меня на однажды выбранном пути. Глупость, потому, что этот грязный, нарцисстический, ужасный и бесчестный бизнес с безумной нестабильностью совсем не то, чему следует посвятить жизнь». Кершнер вместе с Коннери выбирали актеров, которые должны были добавить блеска их будущему фильму.
Ими стали Эдвард Фокс (М), Алекс Мак Коуэн (Q), потрясающий Клаус Мария Брандауэр в роли суперврага Бонда Ларго и Макс Фон Сюдов в роли Блофельда. Черный актер Берни Кейси, игравший Феликса Лейтера из ЦРУ, был новым привнесением в приключения Бонда.
Это были замечательные артисты, прекрасно подходившие для своих ролей. Теперь надо было приступать к работе над гримом, поиском лиц и стилей персонажей. Все то же самое можно было сказать и об актрисах. Барбара Каррера должна была играть страшную Фатиму Блаш, а Ким Бэсингер - Домино.
|
Ким Бэсингер (Домино Питачи) |
|
Когда Ким предложили эту роль, она еще не видела ни одного фильма о похождениях суперагента 007 и поэтому сначала пребывала в нерешительности. В конце концов, преодолеть сомнения помогли дружеские отношения с Шоном Коннери, сложившиеся у нее с того времени, когда он прокомментировал ее фотографии в «Плейбое».
(Еще на заре своей карьеры Ким Бесингер появилась на страницах «Плейбоя». Необходимо упомянуть, что Ким и ее супруг Рон Бриттон (Ron Britton, гример, состояли в браке с 1980 по 1989 гг. Сын известного гримера Мэрилин Монро, Уайта Снайдера.) сумели чрезвычайно ловко преподнести статью, проиллюстрированную фотографиями ее прекрасного обнаженного тела. Как только снимки были готовы, оба позаботились о сопроводительных комментариях. При этом им пришла в голову блестящая мысль: они разослали фотографии некоторым знаменитостям в сфере кино и театра, в том числе Федерико Феллини, Бобу Фоссу, Шону Коннери и Джорджу Плимптону, с просьбой ответить на вопрос:
«Что вы можете сказать об этой красивой девушке?» В результате им удалось заполучить отзывы прославленных современников относительно красивых форм Ким.)
Нельзя сказать, что Коннери был в восторге от последней версии сценария, написанного Лоренцо Семплом. Он, будучи американцем, упустил некоторые нюансы характера персонажа Коннери. Кершнер, также впервые, как и Семпл, участвующий в создании фильма об агенте 007, был порой так робок и осторожен, как будто снимал свой первый фильм. И вот Шон и режиссер решили не менять что-либо в сценарии сами, а попросили английских комедиографов Дика Клемента и Яна Ла Фрине добавить чисто английский юмор в историю о Бонде. Несмотря на то, что британские писатели прекрасно выполнили свою задачу, Гильдия американских писателей не дала кредитов на эту работу. Коннери умолял их изменить свое решение, но те остались непреклонными,
а сделанное Клементом и Ле Фрине осталось неиспользованным.
Задержки, связанные с переделкой сценария и другими осложнениями, делали невозможным начало съемок до сентября 1982 года. Коннери сказал, что не желает вступать в гонки с «Осьминожкой» Брокколи. Фильм «Осьминожка» снимался по рассказу Флеминга, но на самом деле был далек от оригинального сюжета. Было ясно, что Шон хочет пропустить эту картину вперед.
Работа над фильмом началась 27 сентября 1982 года в Ницце и на Лазурном берегу. Между Антибом и Ментаной в Приморских Альпах засняли головокружительную погоню, во время которой Бонд на мотоцикле мчится по извилистой горной дороге и сходу перемахивает через автомобиль. Съемочная группа путешествовала по всему миру. Съемки проходили в Монте-Карло, на севере Африки, в Лондоне, на студии
«Элстри». Коннери мог работать 12, 14 часов в сутки, начиная с 6.30 утра и заканчивая поздним вечером.
В середине ноября съемочная группа перебралась в Нассау на Багамских островах.
Репортеры следили за ходом дел в съемочных группах двух фильмов о приключениях агента 007, снабжая своих читателей различного рода комментариями. Пресс-релиз фильма «Никогда не говори 'никогда'», выпущенный пресс-департаментом «Уорнер Бразерс» и находящейся ныне в киноархиве Лос-Анджелеса, мог быть написан и семнадцать лет назад, в период съемок «Шаровой молнии»:
«Шон Коннери, проверив в последний раз свое подводное снаряжение и приладив маску, нырнул в восхитительные прохладные воды Багам. На глубине 50 футов его уже ждала целая армия прекрасно оснащенных высокопрофессиональных специалистов по подводным съемкам. Скользящие лучи света пронизывают водную глубь и отражаются в виде вспыхивающих бликов от блестящей чешуи рыб, проплывающих перед камерами...как это сделала абсолютно настоящая, живая 12-фунтовая акула. Режиссер подводных съемок работал со своей командой и тигровыми акулами неделями. Несомненно, в съемках принимают участие очень опытные люди, но, однако, акулы так непредсказуемы. Коннер настоял на том, чтобы самому выполнять все трюки. Сцена должна была быть снята, и он считал для себя обязательным делать все возможное для успеха фильма...»
Все это было правда. Акулы были настоящие, а три особенно огромные уже готовились к атаке. И с помощью одного из трех сотен их зубов легко можно было выбрить подбородок взрослого мужчины. Такая акула легко могла перекусить человеческую ногу, как если бы она была не из кости, а из фанеры. Пятнадцать водолазов получили за съемки по 2000 долларов. В их обязанности входила гонка акул в нужное место и предотвращение их нападения на Шона, если они оказывались к нему слишком близко. В фильме были и другие сцены с потрясающими трюками, которые Коннери выполнял сам. Одна из них снималась позднее, на юге Франции. В этом эпизоде Шон вместе с героиней нырял в море на коне, что вызвало ругань со стороны RSPCA, когда фильм вышел на экраны.
Ким Бэсингер участвовала в создании фильма с большим энтузиазмом. Наряду с прелестями красивой женщины Ким обладала и другими качествами, необходимыми для успешного исполнения роли Домино. Кроме навыков профессиональной
танцовщицы, приобретенных в балетной школе, особенно полезным оказался ее спортивный талант: еще в школе она была известна
своими отличными достижениями в подводном плавании. Это умение пришлось как нельзя кстати при проведении подводных съемок различных сцен с ее участием.
«Я согласилась на эту роль прежде всего потому, что она позволяла мне наглядно продемонстрировать мои способности, - рассказывала Ким. - Домино в картине
танцовщица, я тоже умею танцевать. Эпизоды с танцами приводили меня в восторг. В одном из них я танцую с Шоном Коннери танго, в другом - разучиваю некоторые движения, не зная, что за мной наблюдает Ларго. Танцевальные
пассажи очень музыкальны и полны страсти. Как раз в моем вкусе»
Вместе с тем, у Ким Бэсингер ни как не налаживались нормальные отношения с режиссером Ирвином Кершнером.
По мнению Кершнера, «она, как и многие другие бывшие манекенщицы, заботилась исключительно о своей наружности». Но
ведь в картине о вездесущем суперагенте внешность актрисы имеет немаловажное значение.
Не могла честолюбивая Ким Бэсингер примириться и с тем, что ей выпало играть второстепенную роль, а центральной
фигурой являлся только Джеймс Бонд. Тем не менее, американские рецензенты не скупились на похвалы в ее адрес и превозносили до небес
«самые чувственные губы фильма».
Очень лестно отозвался о ней сам Шон Коннери. «Ким просто великолепна, сказал он. - Именно из такой
категории профессиональных актрис, с которыми я особенно охотно работаю. И она самая красивая из всех женщин, с которыми мне приходилось встречаться.
Больше всего меня поразила ее человеческая теплота, хотя на первых порах она производила впечатление довольно холодной и суровой женщины».
В общем, для случайного наблюдателя все выглядело замечательно, однако для самого Коннери в фильме
чего-то не хватало без устойчивой «структуры» бондовских картин Брокколи. «Вокруг было полно разного дерьма, -
говорил Коннери позднее в одном интервью. - Честно говоря, я мог бы просто взять эти огромные деньги и плюнуть на все,
но тогда фильм никогда не был бы закончен. Я мог бы позволить его похоронить сразу, но так как я уже влез в это дело, я должен
был участвовать в принятии каждого решения. На самом деле я сам и ассистент режиссера сделали эту картину».
Между тем Кабби Брокколи и Роджер Мур закончили «Осьминожку» и торопились устроить премьерные
показы картины летом, сняв все сливки в Америке. Коннери, однако, получил лучшие отклики. Некоторые критики просто уничтожали
фильм Брокколи, говоря, что он представляет собой лишь последовательность трюков, взятых из плохо написанного сценария, а сама история
совершенно неправдоподобна.
Коннери же был очень доброжелательно встречен критиками, в эмоции которых, по-видимому, примешивались
слегка ностальгические чувства. Многие с удовольствием отмечали возвращение настоящего Джеймса Бонда.
Ричард Шикель из журнала «Тайм» писал: «Очень приятно видеть уже, казалось, давно похороненный стиль игры Коннери
в этой роли. Это делает цинизм и оппортунизм Бонда настоящим продуктом нашего времени, что совершенно противоположно примитивной
грубости Роджера Мура». Замечания в этом духе были типичны для критиков разных изданий, пишущих о кино.
Все было как в те давние времена. Снова зрители повалили в кинотеатры, чтобы следить за приключениями Джеймса Бонда, сыгранного
Коннери. И хотя сборы у фильма «Никогда не говори 'никогда'» в Америке были меньше, чем у «Осьминожки», в других
странах мира он имел огромный успех у публики. Фильм побил все рекорды на Дальнем Востоке, шел в восьми кинотеатрах лондонского Вест-Энда. Его
показ совпал с ретроспективным показом фильмов с участием Коннери, прошедшим в Лондоне и Европе.
|
Шон Коннери против Роджера Мура - юмористический постер |
|
Специальная благотворительная премьера была организована в Глазго, и Нил Коннери прочел речь от имени своего брата. Фильм моментально
занял первое место в списке лучших британских картин, вошел в шестерку лучших в США и был назван вторым в списке лучших фильмов года, уступив первенство
лишь фильму о самом популярном герое 80-х годов, сыгранном Харрисоном Фордом - «Индиана Джонс и Храм Судьбы».
Шон Коннери опять оказался на вершине. Успех «Никогда не говори 'никогда'» заслонил его гнев по поводу трудностей
съемок, который иногда достигал уровня его ярости, пережитой в прошлом. В этот раз Коннери не жаловался на то, что его «альтер эго» забрал у него
жизнь. Такого рода глупые и наивные переживания больше не мучили Коннери. Его гнев был спровоцирован проклятым кинобизнесом. Он чувствовал себя уставшим
и глубоко разочарованным. Ему казалось, что он был обманут, но теперь уже другими людьми и по другому поводу. В основном Шон обвинял продюсера, прибывшего
на Багамы, когда уже половина материала была отснята, и при этом не сообщившего никому свой номер телефона. Таким образом, контактировать с ним было невозможно.
Все это походило на работу в сортире, жаловался Коннери. Как ни трудны были возникшие на съемках проблемы, Коннери все скрывал от
остальной части съемочной группы, и, как и следовало ожидать, актеры и технический состав были выше всех похвал. Эдвард Фокс, игравший М в фильме
сказал о Коннери: «Коннери - профессионал высокого класса, он - настоящая звезда. Шон прощал ошибки своих коллег-актеров. Внимательный и тактичный, он
всегда был готов им помочь». Никто из них в основном и не догадывался о разыгрывающихся сражениях между Коннери и другими создателями фильма.
Когда работа над фильмом наконец-то закончилась, эмоции Коннери достигли предела. Более двух лет он не мог снова решиться сниматься в кино.
Дальше любопытные факты и киноляпы
|