ЛЬЮИС ГИЛБЕРТ (Lewis Gilbert)
По книге «Знак 007. На секретной службе Ее Величества», Н. Голицина, А. Шарый / 2007 год.
|
Льюис Гилберт (Lewis Gilbert). |
|
Льюис Гилберт (Lewis Gilbert). Этого английского режиссера Брокколи и Зальцман пригласили снять пятый фильм бондианы. Гилберт к тому времени уже не занимался съемкой сделавших ему имя в 40-е и 50-е годы
военных боевиков, и работал над сентиментальными мелодрамами и романтическими комедиями. Скорее всего, на выбор продюсеров повлияли два обстоятельства. Первое: огромный международный успех фильма Гилберта
«Альфи» (Alfie) 1965 года с участием Майкла Кейна. Фильм был номинирован на несколько премий «Оскар» и получил три премии Британской киноакадемии. Это была довольно циничная драма с Майклом Кейном в главной роли (в 2004 году был снят ее римейк с Джудом Лоу). И второе: продюсеры бондианы задумали снять «Вы живете только дважды» в Японии, где агент 007 должен был превратиться в японского рыбака, а последние два фильма Гилберта,
«Паром в Гонконг» и «Седьмой рассвет», снимались в Азии. В сложной незнакомой обстановке (японские власти давали разрешение только при условии, что две ведущие женские роли будут исполнять местные актрисы) продюсерам кинобондианы требовался режиссер с «азиатским» опытом работы.
В феврале 1966 года Брокколи и Зальцман, прихватив Гилберта, отправились в Японию для выбора места съемок. Гилберт не только сработался с местными властями, но и успешно решал психологические проблемы японских актрис. Акико Вакабаяши (секретный агент Аки) и Мие Хама (секретный агент Кисси) не знали английского, и их отправили в Лондон, где надеялись за три месяца поднатаскать в языке. Однако Мие Хама оказалась невосприимчивой к английскому. Японка пригрозила, что скорее покончит с собой, чем отдаст
кому-то роль, и пообещала выброситься из окна отеля. Гилберт в ужасе бросился к продюсерам, обещая все уладить, если девушку не исключат из съемочной группы.
Как впоследствии вспоминал режиссер, Брокколи и Зальцман переглянулись, и Кабби нехотя изрек: «Не думаю, что она может провалить свою роль».
Продюсеры явно нервничали - конкуренты заканчивали съемки фильма «Казино Royale» по первому роману Флеминга, и Брокколи хотел выпустить на экраны свою картину по крайней мере в одно время с ними. Льюис Гилберт успешно справился и с этой задачей, проявив талант незаурядного «киноспринтера».
Тем не менее на съемки своего второго фильма о Бонде он был приглашен лишь через десять лет. Это был «Шпион, который меня любил» (The Spy Who Loved Me / 1977 год), фильм, который Роджер Мур назвал лучшим в своей карьере Бонда. А еще через два года Гилберт снял свой третий и последний фильм об агенте 007, «Лунный гонщик» (Moonraker / 1979).
Льюис Гилберт и Шон Коннери на съемках фильма «Вы живете только дважды».
Льюис Гилберт родился 6 марта 1920 года в Лондоне, Великобритания в семье водевильных артистов. Карьеру в кино он начал еще ребенком, принимая участие в различных театральных постановках и снимаясь в немых фильмах.
Знаменитый британский режиссер Александр Корда, у которого он играл, даже хотел отправить мальчика учиться в лондонскую Королевскую академию драматического искусства. Однако юный Льюис отказался, предпочтя режиссерское ремесло. Он стал ассистентом Альфреда Хичкока на съемках фильма «Таверна 'Ямайка'».
Во время Второй мировой войны Гилберт, прикомандированный к американским ВВС, снимал документальные ленты об авиации союзников. После войны он продолжал карьеру документалиста, иногда перебиваясь малобюджетными мелодрамами.
Его режиссерским дебютом в игровом кино стал детский фильм «Маленькая балерина» (The Little Ballerina / 1947).
|
Льюис Гилберт (Lewis Gilbert). |
|
1952 год стал переломным в карьере Гилберта: он снял медицинскую драму «Срочный вызов», получившую широкий резонанс в Британии.
К концу 1950-х, применив на практике весь свой накопленный опыт съемки военной кинохроники, Гилберт зарекомендовал себя как режиссер, специализирующийся в основном на военных драмах,
лучшей из которых стала «Потопить Бисмарк!» (Sink the Bismarck! / 1960).
В 1961 году, оставив на время военную тему, Гилберт снял снискавшую успех у публики и критиков романтическую мелодраму «Сливовое лето» (The Greengage Summer).
Картина имел такой большой успех а Британии, что была даже выпущена в прокат в США, правда, под более «американским» названием - «Loss of Innocence».
В течение двух десятилетий он выпускал по фильму в год. После фильмов бондианы Гилберт снял две до сих пор популярные ленты, киноадаптации пьес Уилли Рассела «Воспитание Риты» (Educating Rita / 1983), которая по праву считается вершиной
режиссерской карьеры Льюиса Гилберта, и «Ширли Валентайн» (Shirley Valentine / 1989). Свой последний фильм с пророческим названием «Перед тем, как ты уйдешь» он завершил в 2002 году в возрасте 82 лет.
Гилберта интересовали сюжеты, герои которых попадали в экстремальные ситуации, преодолевали исторические или природные катаклизмы. Этот интерес он перенес и на работу над фильмами бондианы. Его Бонд отличался особой агрессивной мужественностью. Однако, когда через десятилетие после «Вы живете только дважды» Гилберт вернулся в бондиану, ему пришлось признать, что некоторые характерные черты агента 007, в частности мужской шовинизм, для многих стали анахронизмом, гендерная философия изменилась.
Снимая «Шпиона, который меня любил», режиссер предложил построить сценарий так, чтобы женские роли «были не менее мужественны, чем сам Бонд». Впрочем, если он и хотел сделать своих героинь мужеподобными, это ему не удалось - интуиция художника победила.
В его фильмах многое смягчает юмор. Роджер Мур рассказывает, что на съемочной площадке у Гилберта постоянно звучал смех, работу делали шутя и непринужденно. В целом же Льюис Гилберт работал
над образом главного героя, опираясь на заложенную его предшественниками, прежде всего Теренсом Янгом, традицию.
«Я не предвижу конца фильмам о Бонде, - сказал он в одном интервью. - Я хотел бы снять последний из них лет этак через
пятьдесят».
Льюис Гилберт (Lewis Gilbert) / Избранная фильмография:
1995 «Дом призраков» / Haunted
1991 «Выйти вперед» / Stepping Out
1989 «Ширли Валентайн» / Shirley Valentine
1983 «Воспитание Риты» / Educating Rita
1979 «Лунный гонщик» / Moonraker
1977 «Шпион, который меня любил» / The Spy Who Loved Me
1975 «Операция 'Восход'» / Operation: Daybreak
1971 «Друзья» / Friends
1965 «Альфи» / Alfie
1964 «Седьмой рассвет» / The 7th Dawn
1962 «Вызывающий проклятье» / H.M.S. Defiant
1960 «Потопить 'Бисмарк'!» / Sink the Bismarck!
1958 «Крик с улиц» / A Cry from the Streets
1958 «И с гордостью её пишите имя» / Carve Her Name with Pride
1956 «Достичь небес» / Reach for the Sky
1955 «В роли мрачной тени» / Cast a Dark Shadow
«Воспитание Риты»
|
«Лунный гонщик»
|
«Шпион, который меня любил»
|
«Седьмой рассвет»
|
«Альфи»
|
«Вызывающий проклятье»
|
|