|
Шон Коннери и Типпи Хедрен в фильме «Марни». |
|
Изначально роман Уинстона
Грэхема «Марни» адаптировал Эван Хантер. В 1963 году он был сценаристом фильма Хичкока «Птицы». Хантер настаивал на том, чтобы из сценария убрали эпизод, в котором Марк насилует Марни,
поскольку это низко и Марк потеряет уважение в глазах аудитории. Хичкок уволил его и нанял Джей Прессон Аллен, она решила, что поведение персонажа и обаяние самого
Шона Коннери в последствие «оправдает» Марка. А по поводу увольнения Хантера и его возражений против сцены изнасилования она сказала: «Это была та
сцена, ради которой Хич снимал весь фильм».
Первый вариант сценария, предназначенного для звезды фильмов Хичкока Грейс Келли, написал Джозеф Стефано.
Он был гораздо ближе к первоисточнику, и в нем присутствовали два персонажа, отсутствующие в фильме Хичкока: психотерапевт, к которому Марк отводит главную
героиню (в фильме эта роль была объединена с ролью Марка), и Терри, сослуживец Марни, влюбленный в нее. Этот персонаж был переработан и, в конечном итоге, превратился в роль свояченицы Марка, Лил.
Сценарист Джей Прессон Аллен считала, что дорогой автомобиль, на котором ездил Марк, и модная одежда его отца были смешны и неуместны. Но Альфред Хичкок настаивал на своем, он считал, что это необходимо, чтобы таким образом показать аудитории, что эти персонажи являются частью «американской аристократии».
Альфред Хичкок хотел, чтобы Грейс Келли, тогда уже
принцесса Монако, вернулась на большие экраны, исполнив главную роль в этом фильме. Но жители Монако и королевская семья была не в восторге от мысли, что Келли
сыграет сомнительную роль неуравновешенной воровки. Кроме того, выйдя замуж, Грейс Келли ушла из кино, хотя по контракту должна была сыграть еще в одном фильме студии MGM. Есть предположение, что MGM воспрепятствовала появлению Келли в фильме другой студии, пока она не выполнила свой контракт.
Для съемок фильма и урегулирования авторских прав была специально создана компания, названная «Geoffrey Stanley», по именам любимых собак Хичкока.
После репетиции всего нескольких сцен с Шоном Коннери, Типпи Хедрен спросила Хичкока: «Марни, как предполагается, настолько фригидна, что начинает вопить при одном только приближении к ней мужчины. Вы видите его? - указала Типпи в сторону Коннери. - Ну и как я должна с этим справиться?» На что Хичкок ответил:
«Это и называется актерское мастерство, милочка!...»
|
Шон Коннери и Типпи Хедрен в фильме «Марни». |
|
Сценарист Джей Прессон Аллен сделала увлечением
Марка зоологию, потому что это является ее собственным хобби, к тому же в фильме Марк на основе своих знаний подвергает психоанализу Марни.
Камео режиссера - на пятой минуте Хичкок выходит из номера отеля и смотрит вслед удаляющейся по коридору Марни Эдгар (Типпи Хедрен) и слуге с покупками, а потом поворачивает голову к зрителям.
Дайан Бейкер, сыгравшей Лил, не разрешили
прочитать сценарий, пока она не дала свое согласие на участие в картине. Ей было известно только три вещи - фильм называется «Марни», ставит его Альфред Хичкок,
а главную роль играет Типпи Хедрен.
Дайан Бейкер вспоминала, что при съемке эпизода,
где героиня Бейкер подслушивает разговор Марни и Марка на пороге дома, Хичкок подошел к ней, положил руки на ее лицо и буквально показал, какое он хочет от нее
выражения лица в этой сцене.
Во время съемок между Хичкоком и Типпи Хедрен возник
конфликт, он грозился разрушить ее карьеру. А вскоре режиссер сделал пятилетней дочери актрисы Мелани (будущей Мелани Гриффит) незабываемый подарок - куклу,
которая изображала ее маму, лежащую в маленьком гробике. Несмотря на это, Типпи Хедрен называет «Марни» любимым фильмом в своей карьере.
Боссы Paramount предложили Хичкоку взять на главную роль Ли Ремик. Марни могли так же сыграть Ева Мария Сэйнт, Сьюзен Хэмпшир, Вера Майлз и жена режиссера Сидни Поллака Клэр Грисволд.
Кольцо с бело-голубым бриллиантом в шесть с половиной карат, которое Марк подарил Марни, стоило в фильме $ 42 000, или, приблизительно, $ 285 000 с учетом инфляции на период 2008 года. За неделю до их брака, как говорится в фильме, Марк истратил $ 70 000, что в 2008 году равняется $ 475 000.
Альфред Хичкок и Джей Прессон Аллен при рассмотрении кандидатуры Шона Коннери на роль Марка посмотрели сцены из «Доктора Но». Им так понравилась работа Коннери в первом фильме бондианы, что они сразу решили предложить ему роль в «Марни», хотя очевидно, что шотландский актер совсем не соответствовал их концепции роли Марка, как «американского аристократа».
Луиз Лэтем, сыгравшую мать Марни, предложила
Хичкоку Джей Прессон Аллен. Она и Луиз были одноклассницами в школе-интернате в Техасе.
Когда Луиз Лэтем пришла на съемку в своем «молодом» гриме для ретроспективных сцен воспоминания в фильме, ее никто не узнал. Оператор даже стал спрашивать окружающих, кто эта новая актриса.
Луиз Лэтем играет мать Типпи Хедрен, хотя Лэтем старше
Хедрен всего на 8 лет.
Кадр из фильма «Марни».
«Марни» - последний фильм, к которому
композитор Бернард Херрманн написал музыку (до него он семь раз сотрудничал с Хичкоком).
Знаменитый биограф Дональд Спото в свой книге о
Хичкоке «Темная сторона гения» назвал «Марни» последним шедевром Хичкока.
Кадры крупных планов, когда Марни скачет верхом на лошади, снимали в павильоне с использованием рир-экрана. Лошадь была привязана и бежала по гигантской беговой дорожке под бдительным присмотром конюха, а за спиной актрисы на экран проецировался пейзаж. Также для съемок с верховой ездой использовалась механическая лошадь, которая была взята на студии Уолта Диснея.
В документальном фильме, который вышел на DVD в качестве дополнительных материалов к картине, говорится, что съемки «Марни» должны были начаться 25 ноября 1963 года, но были отложены из-за траура. За три дня до этого был застрелен Джон Ф. Кеннеди.
Существует две версии фильма. Одна из ретроспективных сцен детства Марни в финале картины была вырезана, студия решила ее сократить, но были напечатаны уже сотни копий. Чтобы не нести дополнительные расходы, их решили не перепечатывать, а оставить как есть. Так что, с самого начала существовало два варианта картины.
В 2008 году журнал Vanity Fair организовал фотосессию, посвященную творчеству
Хичкока. В образе Марни на страницах журнала предстала актриса Наоми Уотс.
Альфред Хичкок хотел снимать Коннери и в других своих фильмах. Перед съемками «Марни» режиссер пытался заключить с Шоном Коннери контракт сразу на две или три картины, но Шон, которого уже связывали обязательства на съемки в нескольких фильмах о Джеймсе Бонде, не захотел связывать себя еще одним долгосрочным контрактом.
Впоследствии Хичкок планировал пригласить Коннери в свой фильм «Топаз» (1969), но не сложилось. Был и еще один неосуществленный проект Хичкока, где для Коннери была предназначена главная роль.
|
Шон Коннери и Типпи Хедрен в фильме «Марни». |
|
Хичкок приобрел права на книги «Происхождение Джорджа Блейка» Шона Бурка и «Короткая ночь» Рональда Киркбрайда. В основу обеих книг легла шпионская история, рассказывающая о двойном агенте Джордже Блейке, осужденном на 42 года тюремного заключения за шпионскую деятельность в пользу СССР. В октябре 1966 года Блейк совершил побег из лондонской тюрьмы Вормвуд Скрабз. Вместе со своим сокамерником, ирландцем Шоном Бурком,
Блейк скитался по городу, пока их не переправили в Москву.
Бурк, страдавший ностальгией, через год вернулся в Ирландию и описал свои приключения, основываясь на которых Киркбрайд создал свой триллер. Британское правительство потребовало выдачи Блейка, но требование было отклонено, тем временем Блейк путешествовал по Восточной Европе. Если верить письмам, которые он писал в тот период своей матушке, его поведением и в частности побегом руководили нежные чувства. Он находился в ссоре с женой, которую любил, а вскоре после его побега она с ним развелась и вышла замуж за другого.
Хичкок давно обдумывал этот замысел. Он решил разместить действие в Финляндии и наметил на ведущие роли Лив Ульман и Шона Коннери. Хичкок стремился органично сбалансировать две главные линии фильма - шпионскую и любовную, чтобы достичь того равновесия, какое удалось ему в «Дурной славе», к которой он привык обращаться, берясь за воплощение нового проекта.
Он видел сюжет «Короткой ночи» так: британский шпион, работающий в пользу Советов, бежит из лондонской тюрьмы. Агенты секретной службы США узнают, что он собирается пробраться в Россию, забрав с собой жену и детей, которые живут на финской границе. Американский агент направляется на остров, где он должен дождаться беглеца и уничтожить его. Во время этого ожидания он влюбляется в жену шпиона, причем пользуется взаимностью, но по понятным причинам не может сказать ей о своем задании. Как и «Дурная слава», история иллюстрирует конфликт между любовью и долгом, но в последней части, где вовсю разворачивается сцена преследования на поезде в пограничной области, фильм достигает высшей точки напряжения и разрешается хеппи-эндом.
Сценарист Эрнст Лееман, работавший над картинами «К северу через северо-запад» и «Семейный заговор», сделал несколько вариантов сценария, но Хичкок не удовлетворился ни одним из них.
|
Шон Коннери и Типпи Хедрен в фильме «Марни». |
|
В окружении мастера зрели пессимистические настроения, жена Хичкока Альма, с которой в конце
работы над «Исступлением» (1972) в Лондоне случился инсульт, стала инвалидом. Она нуждалась в
круглосуточном наблюдении и уходе. В студии и представить не могли, чтобы Хичкок оставил жену на два месяца для натурных съемок в Финляндии. Да и ему самому артрит не очень-то позволял двигаться. Когда сценарий был готов, стало окончательно ясно, что вряд ли кто-нибудь сможет снять вместо Хичкока финские эпизоды, оставив на его долю павильонные съемки на студии «Юниверсал». Кстати, еще до «Исступления» Хичкок совершил поездку в Финляндию, где сфотографировал места, в которых собирался ставить «Короткую ночь».
В конце 1978 года он предпринял две меры, подтвердившие неоспоримость его решения вскоре
приступить к съемкам. Во-первых, отправил Нормана Ллойда, одного из ближайших своих сотрудников, с которым
проработал 35 лет, на разведку натуры в Финляндии, а во-вторых, желая подчеркнуть, что все проволочки были связаны с неудачами Эрнста Леемана, пригласил для работы над новым вариантом сценария молодого человека по имени Дэвид Фримен.
В 1978 году прошла торжественная церемония вручения Хичкоку награды Американского киноинститута
«За достижения всей жизни». Она оставила в участниках чествования тяжелую память, хотя Си-Би-Эс
удалось с помощью монтажных купюр представить американским телезрителям ее вполне благопристойную версию.
Хотя Ингрид Бергман, председательствовавшая на церемонии, сама страдала от рака и знала свое будущее, ее глубоко тронуло беспомощное и жалкое состояние Хичкока и его супруги. Отойдя в сторонку, она прошептала: «Ну почему они всегда устраивают подобные церемонии, когда уже слишком поздно!»
Перед лицом звездной голливудской аудитории, ублажавшей виновника торжества панегириками, анекдотами и отрывками из фильмов, фигуры Альфреда и Альмы Хичкок, казалось, присутствовали, но души их витали уже где-то далеко от этих мест; они были не живее чучела матери Энтони Перкинса в подвале таинственного дома из «Психо».
Через полмесяца, смирившись с тем, что ему никогда уже не удастся поставить еще один фильм,
Хичкок закрыл свою контору, распустил персонал и отправился домой. Английская королева пожаловала ему титул
пэра, тем самым устранив тайное ревностное соперничество между ним и другим гениальным уроженцем Лондона -
Чарли Чаплином. Сэру Альфреду осталось лишь дождаться смерти, которая, благодаря усиленным порциям запрещенной врачами водки, не замедлила прийти. Это случилось 29 апреля 1980 года.
Проекту Хичкока «Короткая ночь» с участием Шона Коннери и Лив Ульман так и не дано было осуществиться.
Шон Коннери и Типпи Хедрен в фильме «Марни».
«МАРНИ» - НЕ СЫГРАННАЯ РОЛЬ.
История с Грейс Келли.
Хичкок купил права на экранизацию романа Уинстона Грэхема «Марни» специально для Грейс Келли. Знаменитая блондинка снялась в трех фильмах великого режиссера: «В случае убийства набирайте 'М'» (1953), «Окно во двор» (1954) и «Поймать вора» (1955). Выйдя замуж в 1956 году за принца Монако Ренье, Келли ушла из кино.
Но Хичкок не оставлял надежды на ее возвращение в кинематограф. Когда-то безумно влюбленный в свою звезду, великий режиссер так и не смирился с ее потерей. Он непрерывно искал роль, достойную Грейс.
Голливуд стал для нее пройденным этапом, частью совершенно иной жизни. Княгиня Грейс была замужем, родила детей, занималась благотворительностью
и вела собственную напряженную, исполненную огромной ответственности жизнь.
И тем не менее... Грейс была не столь счастлива, как могло показаться. В Монако у нее не было настоящих друзей. Смерть отца и два выкидыша погрузили Грейс в столь не типичную для нее отрешенность и апатию. Она чувствовала себя ужасно усталой, «я разбита - морально и физически», - писала она своим друзьям в Америке.
В подавленном состоянии, устав от бесцельности своего существования, Грейс обратилась к Альфреду Хичкоку. Режиссер всегда отказывался признавать
тот факт, что Грейс навсегда распрощалась с киноэкраном. Он воспринял ее уход как дезертирство. Хичкок пообещал Грейс, что подыщет для нее хорошую роль, и действительно весной 1962 года сообщил, что таковая нашлась.
Режиссер послал актрисе сценарий фильма, написанный по роману Уинстона Грэхема. Картину предполагалось озаглавить «Марни».
Как и в других работах Хичкока, где снималась Грейс, сюжет «Марни» строился на обыгрывании сексуальных противоречий. Отмена же
голливудского «Кодекса Хейса» и атмосфера начала 60-х позволили режиссеру сделать повествование более откровенным. Марни - эта роль и предназначалась для Грейс - прекрасная, но совершенно холодная юная женщина, чья фрустрация выражается в том, что она крадет деньги.
Один из предполагавшихся вариантов названия звучал как «Я женился на фригидной воровке». Ее муж в исполнении Шона Коннери спасает Марни от ареста и
помогает ей вернуть утраченную чувственность и познать себя тем, что докапывается вместе с ней до истины о ее нелегких детских годах. В самый напряженный момент
киноповествования героиня вынуждена вспомнить, как ребенком она спала в постели матери-проститутки, приводившей клиентов к себе домой.
Это была крайне сложная и вызывающе откровенная роль - настоящий вызов для любой актрисы. Грейс была увлечена ею.
Другое дело, насколько эта роль приличествовала княгине Монако. Грейс с принцем Ренье целиком передоверили Хичкоку улаживать столь тонкое дело. В трех своих
последних работах: «К северу через северо-запад», «Психо» и «Птицы» - режиссер с блеском преодолел все трудности. Однако в данном
случае судьбу Грейс решили совершенно другие вещи.
Как ни странно, главный импульс, подтолкнувший Грейс ухватиться за роль Марни, исходил от Ренье. Нет, он ни на йоту не изменил своих взглядов на честь
и
достоинство супруги князя. В дни, предшествующие их свадьбе, и потом он не позволял демонстрировать в Монако фильмы с участием Грейс. Дельцы туристического бизнеса
давно усвоили, что им лучше не стоит эксплуатировать былую славу княгини на кружках, майках или открытках. Изображение Грейс присутствовало на почтовых марках
вместе с Ренье, однако,
за исключением этого факта, в Монако не желали создавать культ Грейс Келли. Своему биографу Ренье рассказывал в 1966 году: «Случалось, что княгиня впадала
в меланхолию из-за того, что, добившись в кино значительных успехов, она оказалась совершенно от него отрезанной. Поэтому нельзя сказать, что решение сняться в кино
исходило целиком от княгини. Эта мысль давно не давала ей покоя, и поэтому она совершенно искренне обрадовалась, когда я вроде бы как подтолкнул ее к этому
решению».
Хичкок назначил съемки на лето 1962 года в одном из северо-восточных штатов США. Ренье и Грейс уже запланировали для себя длительный отдых в Америке. Поэтому,
если Грейс по утрам будет отлучаться на съемочную площадку, это не нарушит их семейного отдыха или публичных мероприятий, если таковые возникнут.
Грейс Келли в подвенечном платье. 19 апреля 1956 года.
«Я полагал что, для всех нас это станет настоящим развлечением, - сказал Ренье, вспоминая этот инцидент двадцать пять лет спустя в разговоре с Джеффри
Робинсоном, - особенно для детей. Я ведь знал, что ей хочется сниматься. И к тому же, это означало работу с Альфредом Хичкоком, которого она просто обожала».
18 мая 1962 года в пресс-релизе Монакского дворца говорилось, что княгиня Грейс приняла приглашение сняться в период летнего отдыха в картине Альфреда Хичкока, съемки которой состоятся в Соединенных Штатах. Дабы предвосхитить возможную реакцию, в коммюнике подчеркивалось, что князь Ренье большую часть времени будет присутствовать на съемочной площадке и Ее Высочество вернется вместе с семьей в Монако в ноябре.
Однако ни Грейс, ни Ренье, ни тем более Хичкок не были готовы к тому, какой скандал последует за этим известием. В марте 1962 года Франция и Монако еще только
обменялись первыми залпами в погранично-таможенной заварушке, однако этот спор тотчас был раздут до вселенских масштабов. Грейс снова собирается сниматься,
трубили газеты от Ниццы до Нью-Мехико, в пику генералу де Голлю, чтобы доказать независимость Монако и чтобы собрать средства для попавшего в осаду супруга.
«Мне все равно, что скажет князь Ренье, - заявила Шейла Грэм из «Нью-Йорк-Миррор». - Тот факт, что его жена Грейс Келли хочет возобновить
карьеру в кино - все равно, из каких соображений, - недвусмысленно свидетельствует о том, что их брак оказался не столь удачным».
|
Грейс Келли и принц Ренье. |
|
В MGM не замедлили присоединиться к этому дружному хору, послав в адрес Хичкока возмущенное письмо. «Когда Мисс Келли покинула страну, чтобы стать княгиней
Грейс, - писал президент MGM Джозеф Фогель, - у нее еще оставалось четыре с половиной года до истечения контракта. Эта неиспользованная его часть представляла
и представляет для нашей компании величайшую ценность. До тех пор, пока княгиня Грейс не возобновила деятельность в качестве актрисы. Мы считали, что нам не остается
ничего другого, как терпеливо мириться с невыполненными ею обязательствами. Мы искренне полагаем, что, с точки зрения справедливости и равенства, ее возвращение
на экран должно осуществляться при участии студии «Метро-Голдвин-Майер»».
Все это, однако, вовсе не входило ни в чьи планы. В течение считанных дней решение Грейс подработать во время отпуска переросло в запутанный международный скандал.
Ренье по-прежнему продолжал твердить о летнем отдыхе. Из администрации княжества настойчиво звонили журналистам, уверяя что браку Грейс ничего не грозит. Дворец сделал официальное заявление, что гонорар Грейс за «Марни» (около восьмисот тысяч долларов) будет передан в специальный фонд для детей-сирот и юных спортсменов Монако.
Увы, все было тщетно. Возвращение на экран бывшей богини разбудило всеобщее любопытство. Разумеется, имевшее место подозрение, что Грейс разочаровалась
в прелестях дворцовой жизни, довольно точно соответствовало действительности. И тот факт, что княгиня вознамерилась вернуться в Голливуд, одновременно пугал и
разочаровывал, как прокрученная назад кинопленка.
Когда Грейс впервые обмолвилась по телефону Джуди Кантер насчет «Марни», ее голос «дрожал от восторга, как у подростка». Возбужденная, словно девушка на кануне первого бала, она размышляла над тем, как лучше воплотить образ Марни. Предвкушая погружение в необыкновенную атмосферу на съемочной площадке Хичкока, она обсуждала это с членами семьи и друзьями в долгих трансконтинентальных переговорах. Преображенная, помолодевшая, полная энергии и желания работать, смеяться, жить...
Пока волшебство не кончилось.
В газетах появился краткий пересказ сценария. Прочтя его, монегаски пришли в ужас: их государыня в такой скабрезной роли, да еще в объятиях другого
мужчины... Нет, это абсолютно немыслимо! Тысячи возмущенных писем, отправленных во дворец, публичные манифесты протеста, пламенные интервью журналистам...
- Ей же придется целовать главного героя! как она собирается это делать? - яростно протестовали против возвращении Грейс в кино ее подданные.
|
Княгиня Грейс и принц Ренье с детьми Каролиной, Стефанией и Альбертом. |
|
Газетная шумиха и разгоревшиеся дебаты произвели совершенно противоположный эффект. Неожиданно заманчивая идея потеряла свою привлекательность. Грейс
снова заперлась в своей дворцовой спальне. «Княгиня шокирована сверх всякой меры... - докладывал друг и адвокат Ренье. - Она на грани нервного срыва».
Именно эти местные настроения и повлияли в начале июня на решение Грейс покориться судьбе.
- В конце концов я решила не сниматься, - сказала она в интервью репортеру газеты «Нис Матен».
Контракт так и не был подписан. К тому же, весь проект зависел от того, одобрит ли княгиня сценарий. «Для меня невыносимо тяжело отказаться от этой картины,
писала Грейс Хичкоку 18 июня 1962 года. - Я с нетерпением ждала начала съемок и особенно того, что буду снова работать с вами. Когда мы встретимся, я постараюсь
объяснить вам все причины, побудившие меня принять это решение (мне трудно сделать это в письме или через кого-либо). Жаль, что все так неудачно сложилось. Поверьте мне, я глубоко сожалею».
«Дорогая Грейс, - писал в ответ Хичкок неделю спустя. - Разумеется, это печально. Я ничуть не сомневаюсь, что ты не только приняла лучшее решение, но и единственно возможное, отказавшись от нашего проекта... В конце концов, это всего лишь кино...»
«Это всего лишь кино» - любимое изречение маэстро, и он вполне мог позволить себе пожать плечами, имея на счету более сорока картин. Режиссер
снял «Марни» в 1963 году, и главную роль в фильме вместо Грейс сыграла Типпи Хедрен. Из-за поднявшейся шумихи Хичкок потерял не слишком много времени
и денег, и газетные нападки ничуть не отразились на его последней картине. Что касается Грейс, то она вряд ли могла позволить себе подобное великодушие, ведь то,
чего лишилась княгиня, было для нее невосполнимой потерей.
«Он ошибался! Для меня это было намного больше, чем просто фильм, это была моя жизнь... Отказаться означало для меня навсегда закрыть за собой дверь. Необратимый выбор, точка, за которой нет возврата. С этих пор я совсем другой человек...»
До «Марни» надежда на то, что, возможно, в один прекрасный день она вернется в кино, служила Грейс душевной опорой и утешением, пусть даже иллюзорным.
Шанс сыграть новую роль всегда оставался где-то на заднем плане, вселяя уверенность и надежду, и до сих пор Грейс не пыталась воплотить его в жизнь. Однако как
только она попробовала повернуть волшебный ключик, заветная дверца захлопнулась навсегда. Реакция широкой публики на «Марни» ярко высветила
противоречие, о котором начал забывать даже сам Ренье. Княгиня или актриса - сделай свой выбор. Увы, Грейс не дано было быть и той и другой одновременно.
Источник: Роберт Лейси «Княгиня Грёз», Смоленск, издательство «Русич», 1996 год.
Серия «Женщина - миф».
Эди Веско «Грейс. Роман её жизни», Москва, издательство «Рипол Классик», 2010 год.
|