Одри Хепберн / биография:
Она оставила на Земле 26 фильмов (среди них такие знаменитые, как «Римские каникулы», «Моя прекрасная леди», «Завтрак у Тиффани»), двоих сыновей и светлую память о себе.
Лучше всего о ней сказала другая кинозвезда Элизабет Тейлор: «У Бога теперь появился новый и самый прекрасный ангел, который знает, что нужно делать в раю».
Одри Хепберн (Audrey Hepburn) родилась 4 мая 1929 года в столице Бельгии - Брюсселе. Ее отец - ирландец, мать голландка, происходившая из старинного аристократического рода.
Английское имя Одри она выбрала сама, а так ее полное настоящее имя - Эдда Кэтлин ван Хеемстра Хепберн-Растон. Одри очень любила своего отца, он учил ее танцевать, рассказывал ей сказки, называл принцессой и всякий раз напоминал, что настоящая принцесса должна быть стройной и гибкой и весить не более 46 килограммов.
Самое интересное то, что Одри за всю свою жизнь не превысила этот установленный отцом вес. Она была относительно высокой и легкой. Почти летящей.
Когда Одри было шесть лет, отец ушел из семьи. А вскоре нагрянула и другая беда - война. И маленькой девочке выпали все «прелести» военного быта: тревоги, страх, ужас и голод. Спасаясь от облавы нацистов, Одри спряталась в заброшенном подвале и просидела там несколько дней, питаясь луковицами знаменитых голландских тюльпанов.
Они были отвратительны на вкус и имели единственный плюс: от них нельзя было поправиться.
После войны семья Одри перебралась в Лондон. Мать, Элла ван Хеемстра (баронесса, оказавшаяся без средств), раздобыла деньги и устроила дочь в балетный класс известного хореографа мадам Марии Рамбер. Одри мечтала стать примадонной, но при ее росте в 170 сантиметров это было исключено (время высоких балерин еще не наступило).
Пришлось отказаться от мечты и согласиться танцевать в кордебалете в одном из клубов. «У вас совсем нет бюста, - сказал ей менеджер, - но я поставлю вас все равно в первый ряд и буду платить 50 фунтов в неделю. Вы должны нравиться мужчинам. В вас что-то есть».
Что-то?! Как сформулировать это «что-то»? Позднее критики напишут: «Успех и обаяние Одри Хепберн были никак не связаны с эротикой. Людей привлекал ее взгляд - настороженный, ищущей любви маленькой девочки».
Маститый режиссер Уильям Уайлер, поставивший «Римские каникулы», сказал о Хепберн: «Со времен Греты Гарбо ей не было подобных, пока не появилась Одри». И он же, Уайлер, по поводу маленькой груди Одри Хепберн: «Эта девочка добьется того, что отменит моду на большую грудь». Хрупкое изящество - вот что принесла в мир женской моды Одри Хепберн.
Но это будет потом. А если следовать хронологии событий, то из танцевального зала и из рядов кордебалета Одри перекочевала на киноплощадку и в 19 лет дебютировала в фильме
«Голландский за семь уроков» (Nederlands in 7 Lessen / 1948). Затем последовали другие картины: «Смех в раю» (Laughter in Paradise / 1951), «Безумство молодости» (One Wild Oat / 1951),
«Мы поедим в Монте-Карло» (Monte Carlo Baby / 1951), «Засекреченные люди» (The Secret People / 1952). Она выделялась на экране.
«В ее лице было так много различных ракурсов, такое богатство выражений, и оно так быстро и часто менялось, что вы постоянно боитесь опоздать, - так отмечал фотограф Филипп Хальсман. - Она всегда ускользает от камеры. И этот ускользающий взгляд запоминался надолго».
Блистательная кинокарьера Хепберн началась с роли принцессы Анны в «Римских каникулах» (Roman Holiday / 1952). Уильям Уайлер, мэтр из мэтров, пригласил 23-летнюю Одри в свою новую картину и не ошибся. Благодаря Одри фильм стал поистине культовым: вот уже более полвека его крутят и крутят без конца в кино и по телевидению и не могут насмотреться - до чего прелестна, искренна и грациозна в нем Одри Хепберн. Не смотря на то, что Одри до этого снялась в эпизодах семи картин, именно в фильме об истории любви наследницы престола и простого американского журналиста, которого играл столь же обаятельный Грегори Пек, зритель, в том числе и наш, впервые
«открыл» для себя эту актрису.
Фильм «Римских каникулах» принес молодой девушке все, о чем только можно было мечтать - успех, известность, многочисленные премии, в том числе и «Оскар» за главную роль, и главное: удачно найденное амплуа инженю.
Органичность актрисы была беспредельна. Хепберн буквально жила на экране, покоряя публику очарованием собственной внешности, характерными милыми жестами, удивительной пластичностью.
Следующая картина «Сабрина» (Sabrina / 1954) тоже была успешной, хотя в ней Одри меньше повезло с партнером, чем в «Римских каникулах», - Хэмфри Богарт был слишком тяжеловат и угрюм рядом с юной и светлой Одри Хепберн.
Успехом стал и образ нежной, трепетной, полной внутренней чистоты Наташи Ростовой в любимой у нас «Войне и мире» (War and Peace / 1956) Кинга Видора. Молодая актриса обнаружила удивительную чуткость в понимании толстовского замысла. Ее естественность, бьющая ключом молодость, выразительность мимики и пластики буквально завораживала зрителей. Именно поэтому она так хороша в первой половине картины и значительно проигрывает во второй, играя взрослую женщину.
Далее последовали другие фильмы, в которых актриса продолжала блистать: «История монахини» (The Nun's Story / 1959) Фреда Циннемана, «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany's / 1961) - по новелле Трумена Капоте, «Шарада» (Charade / 1963), «Как украсть миллион» (How to Steal a Million / 1966) и т.д.
Во всех лентах Одри была на уровне - и в комедии, и в детективном жанре, и в мелодраме. Но подлинного блеска она достигла в мюзиклах: в фильме «Забавная мордашка» (Funny Face / 1956), где ее партнером стал король жанра Фред Астер, и «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady / 1964) Джорджа Кьюкора. После исполнения роли Элизы Дулиттл Хепберн вполне можно назвать одной их создательниц реалистичного мюзикла, ее игра была близка драматургии и раскрывала ее суть.
|
Одри Хепберн со своим первым мужем Мелом Феррером. |
|
За два года до выхода на экраны фильма «Война и мир», 25 сентября 1954 года Одри вышла замуж за актера Мела Феррера, который сыграл в этой ленте князя Андрея Болконского. Красивый и мужественный Мел Феррер, наполовину кубинец по рождению, и именно поэтому очень подвижный, взрывной, импульсивный. Он был всем понемногу - актером, танцором, писателем и позднее режиссером. Но настоящим талантом был обделен. Два актера в одной семье - это всегда сложно и взрывоопасно. Но в данном союзе была лишь одна звезда - Одри. Феррер очень тяготился положением мужа при звездной жене. Ревность, зависть - плохая основа для брака. Была и другая напасть - все беременности Одри заканчивались выкидышами. Лишь в 1960 году в возрасте 30 лет она родила сына Шона. Но это событие не могло уже укрепить их брак. Союз распался.
Одри была замужем за Феррером с 1954 по 1968 год.
После развода вторым супругом Одри Хепберн стал известный римский врач-психиатр, слывший специалистом по женским неврозам, Андреа Дотти. Молодой и красивый, он был на десять лет моложе Хепберн. Актриса не на экране, а в жизни устроила себе «римские каникулы» и с удовольствием занялась семьей. Родился сын Лука, второй ребенок Одри Хепберн. Из-за участившихся террористических актов (действовали знаменитые «Красные бригады») в Риме стало неспокойно жить. Одри отправила своих детей в более спокойную Швейцарию. Предложила она и Андреа покинуть Рим и перебраться туда, но тот наотрез отказался. Рим - это его родной город, здесь ему хорошо, и здесь так много симпатичных пациенток, и он обязан им помочь, а они так нуждаются в его мужских услугах. Короче, римские каникулы во второй раз закончились для Одри Хепберн. Она рассталась с мужем и уехала из Италии. Обосновалась в швейцарском местечке Толошеназ: тихо, уютно, спокойно...
В кино Одри появилась снова лишь через восемь лет в фильме Р. Лестера «Робин и Мэриан» (Robin and Marian / 1976). Но это была уже другая Одри Хепберн. Она перешла на возрастные роли. В 1979 году снялась в фильме «Кровные узы» (Bloodline) Теренса Янга, а в 1990-м году - сыграла роль Ангела в фантастической ленте Стивена Спилберга «Всегда» (Always).
В Швейцарии Одри познакомилась со своим последним мужчиной - с Робертом Уолдерсом, с интересным человеком, вдовцом, родом из Голландии, - и им было приятно вдвоем говорить по-голландски. Это были спокойные уравновешенные отношения двух умудренных жизнью людей. Они не вступали в официальный брак, а соединили свои жизни просто так, без официальных и церковных условностей. «Нет никаких причин, мешающих нашему браку, - объясняла позднее Одри, - но мы очень счастливы и без него».
С конца 80-х годов основным занятием Одри Хепберн стала работа в ЮНИСЕФ - во Всемирной организации помощи голодающим детям. Она добилась определенных результатов в этой деятельности, которой увлекалась. Она ездила в страны третьего мира: Бангладеш, Судан, Эфиопию, Сальвадор. За пять лет Одри побывала в 124 странах мира. Посещала больницы для самых бедных, школы для сирот, приюты для бездомных. Пыталась помочь каждому нуждающемуся ребенку, делала все, чтобы оказать конкретную помощь: дать кров, накормить, снабдить учебниками и т.д. В роли посла ЮНИСЕФ Одри Хепберн действовала как настоящий Ангел добра.
В одной из поездок - в Сомали - у нее начались сильные боли в животе. Диагноз оказался неутешительным - рак. Она прожила еще три месяца. 20 января 1993 года на 64-м году жизни Одри Хепберн умерла в своем поместье под Лозанной. На похороны собрались все ее любимые мужчины. Один из них рыдал неудержимо: он понял, кого потерял.
В заключение вспомним слова Одри Хепберн, которые она любила повторять: «Красота женщины не в одежде, фигуре или прическе. Она - в блеске глаз. Ведь глаза - это ворота в сердце, где живет любовь».
Источник:
Юрий Безелянский «Кино Story. Взлеты и падения звезд» / 2006
«Звезды Голливуда» / 1996
Одри Хепберн / Фильмография:
1980 ~
1989 «Всегда» / Always (Ангел)
1987 «Среди воров» / Love Among Thieves (TV) (Баронесса Каролина Дю Лейк)
1981 «Они все смеялись» / They All Laughed (Анджела Ниотес)
1970 ~
1979 «Кровные узы» / Bloodline (Элизабет Руфф)
1976 «Робин и Мэриан» / Robin and Marian (Леди Мэриан)
1960 ~
1967 «Подожди до темноты» / Wait Until Dark (Сьюзи Хендрикс)
1967 «Двое в пути» / Two for the Road (Джоанна Уолес)
1966 «Как украсть миллион» / How to Steal a Million (Николь)
1964 «Моя прекрасная леди» / My Fair Lady (Элиза Дулиттл)
1964 «Париж сгорающий от зноя» / Paris - When It Sizzles (Габриэлла Симпсон)
1963 «Шарада» / Charade (Реджина Ламбер)
1961 «Детский час» / The Children's Hour (Карен Райт)
1961 «Завтрак у Тиффани» / Breakfast at Tiffany's (Холли Голайтли)
1960 «Непрощенная» / The Unforgiven (Рейчел Зашери)
1950 ~
1959 «История монахини» / The Nun's Story (Габриэлла Ван Дер Мейл)
1959 «Зеленые поместья» / Green Mansions (Рима)
1957 «Любовь после полудня» / Love in the Afternoon
1956 «Забавная мордашка» / Funny Face (Джо Стоктон)
1956 «Война и мир» / War and Peace (Наташа Ростова)
1954 «Сабрина» / Sabrina (Сабрина Фарчайлд)
1953 «Римские каникулы» / Roman Holiday (Принцесса Анна 'Анна Смит')
1952 «Мы поедем в Монте-Карло» / Nous irons a Monte Carlo
1952 «Засекреченные люди» / The Secret People
1951 «Ребенок из Монте-Карло» / Monte Carlo Baby
1951 «Рассказы молодых жен» / Young Wives' Tale
1951 «Банда с Лавендел Хилл» / The Lavender Hill Mob
1951 «Безумства молодости» / One Wild Oat
1951 «Смех в раю» / Laughter in Paradise
1940 ~
1948 «Голландский за семь уроков» / Nederlands in 7 Lessen
ОДРИ ХЕПБЕРН / Что почитать об актрисе на русском языке:
На русском языке было издано несколько биографических книг, посвященных Одри Хепберн. Вот они:
Дальше: Актеры и роли - Одри Хепберн / пресса
|