ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ ДОНАЛЬДА СПОТО «ОДРИ ХЕПБЕРН»
О фильме «Робин и Мэриан»
... В январе 1975 года Одри прислали еще один сценарий, и на этот раз она не решилась отвергнуть его с первого взгляда. Джеймс Голдман
написал остроумный и трогательный сценарий о постаревших Робин Гуде и девице Мэриан. Робин Гуд вернулся из крестового похода, измученный и усталый. А девица Мэриан стала монахиней, настоятельницей монастыря в
английской глубинке. Злобный шериф Ноттингемский по-прежнему прочесывает Шервудский лес в поисках Робина и его сподвижников. Малыш Джон, отец Тук и Уилл Скарлетт тоже живы, хотя и постарели.
Голдман прославился знаменитой пьесой и фильмом «Лев зимой» о Генрихе II. Жена короля, Элеонора Аквитанская и ее сыновья претендовали на трон в XII веке. С одной стороны, в пьесе были очень точно
показаны исторические реалии и детали средневековой жизни. С другой, она была написана очень современным языком и в ней присутствовал хороший юмор. Генрих и Элеонара получились у Голдмана абсолютно живыми. Эти люди изменили ход истории и в то же время были подвержены чисто человеческим слабостям.
Главные же герои нового сценария, несмотря на всю их реалистичность, пришли к нам из легенд. О молодости Робин Гуда сняли не один фильм. Новая картина должна была показать легенду с неожиданной точки зрения. Сценарий Голдмана был очень искренним, живым. Он рассказывал не о средних веках, а о том, что молодость и страсть невозможно вернуть.
Сценарий Голдмана сразу же понравился Одри. Возможно, ей показалось, что Мэриан похожа на нее. Обе отказались от одной жизни ради чего-то совершенно иного. Обе обнаружили, что, несмотря на всю свою сдержанность и замкнутость, нуждаются в любви. Помимо этого, немалую роль сыграл и предложенный гонорар - миллион долларов за тридцать шесть съемочных дней.
«Нельзя сказать, что она была в стесненных обстоятельствах, - вспоминал Роберт Волдерс, ставший впоследствии мужем актрисы, - но ей нужно было пополнить запасы». На плечи Одри легли все расходы по содержанию швейцарской виллы, а также по уходу за матерью. Кроме того, она решила купить еще один дом, небольшое шале в Гштааде.
Режиссером новой картины стал Ричард Лестер, отлично справлявшийся с легкими комедиями. К тому времени у него за плечами было уже два фильма с участием «Битлз», которые принесли ему заслуженную славу. Партнером Одри по фильму стал Шон Коннери. Кроме него, в фильме участвовали Роберт Шоу, Никол Уильямсон, Денхолм Эллиотт и Кеннет Хай - известные британские актеры. Съемки должны были проходить в Испании с конца мая до начала июля, что вполне устраивало Одри. Андреа (ее муж) целиком и полностью поддерживал этот план.
И вот в конце мая Одри с младшим сыном и няней отправилась в Испанию. Ее сопровождали личный парикмахер, гример и помощник. Одри очень волновалась. В одном из писем она написала, что едет в Испанию
«с холодными от ужаса руками и мурашками по всему телу, потому что через столько лет просто не знает, чего ожидать».
Пресса была взбудоражена слухами о возвращении в кино Одри Хепберн. «Я никогда не говорила, что собираюсь навсегда бросить актерское ремесло и уйти на покой, - обиженно возражала она. - Если я собралась сниматься в новом фильме, это не значит, что я «возвращаюсь»!»
Столь долгий перерыв пошел ей на пользу, потому что любое появление перед камерой стоило Одри нервов и сил. «Я всегда нервничаю в начале картины. Каждый раз неизвестно, чем все это кончится и как пройдет!»
Первые короткие недели съемок дались Одри с большим трудом. Съемки проходили в лесу возле Наварры. Одри не нравилось то, что все снимается буквально с налета - один-два дубля, и все готово. Лестер знал, что ему нужно получить в результате, и не углублялся в романтические дебри. Одри привыкла к другому стилю работы. Раньше режиссер делал много дублей. Она могла посоветоваться с оператором, какой ракурс будет для нее наиболее выигрышным. На этот раз подобные мелочи никого не интересовали.
Во время одной из сцен Одри должна была ехать в повозке через неглубокую реку. Лошадь понесла, и повозка опрокинулась. Одри и трое актеров оказались по колено в воде. Лестер сразу же оценил комичность неожиданно сложившейся ситуации. Он приказал оператору продолжать снимать. Коннери что-то сымпровизировал, что усилило комизм сцены. К великому удивлению Одри, этот экспромт вошел в картину.
«Мне было очень страшно, хотя река действительно была неглубокой, - вспоминала она. - Тяжелое монашеское платье намокло и тянуло меня в воду. Это была очень тяжелая сцена».
Еще больше она испугалась, когда у нее начался ларингит. Целый день Одри не могла произнести ни слова, только хрипела. Но для режиссера это было не важно. В любом случае, озвучивание будет происходить на студии после окончания съемок. Но, услышав хрип Одри, он решил, что такой тембр идеально подходит для нежной сцены с Уильямсоном. Биограф режиссера так описывает процесс съемок:
«Одри Хепберн в свойственной ей аристократической манере давала понять, что ей нужно только самое лучшее даже в мельчайших деталях. Мы поэтому приносили ей особый алюминиевый стул из гримерной вместо обычных парусиновых, на которых сидели все остальные».
Ричард Шеперд, продюсер «Завтрака у Тиффани», продюсировал и эту картину. Вот что вспоминает он: «Одри могла бы поладить даже с Гитлером, но Лестер не входил в число ее поклонников». Если новое поколение режиссеров предпочитало работать именно так, то Одри Хепберн это не нравилось.
«Я никогда еще не снималась столь стремительно. Мне бы хотелось иметь побольше времени». В таких обстоятельствах Одри очень нервничала. «Я буквально окаменела с самого первого дня, - признавалась она впоследствии, - я дрожала от страха перед каждой съемкой».
Вышедший в 1976 году фильм был неоднозначно встречен критикой, но возвращение Одри все встретили восторженно. Когда она снималась в картине, ей было сорок шесть лет, но всем бросились в глаза ее поразительная моложавость и очарование.
ИЗ КНИГИ НИКОЛАЯ НАДЕЖДИНА «ОДРИ ХЕПБЕРН. Поговорить с ангелом...»
Одри возвращается
В середине 1975 года Одри обзвонила знакомых агентов, продюсеров, режиссеров. Она искала работу - хороший проект, в котором она могла бы сыграть главную роль. Откликнулся Ричард Лестер, который как раз подыскивал актрису на роль Мэриан в новой экранизации легенды о Робин Гуде.
- Кто будет моим партнером? - спросила обрадованная Одри.
Лестер немного помолчал - не знал, как отреагирует Хепберн на его выбор. Потом сказал:
- Шон Коннери. Тот, который «Джеймс Бонд». Помните?
- Ричард, как вы можете? Конечно помню! Замечательно! Отлично! Я согласна...
И вскоре Хепберн вылетела в Америку, чтобы влиться в съемочную группу Лестера. (Так в книге Н. Надеждина. Вообще-то фильм снимался в Испании).
Работала она самозабвенно. Одри так соскучилась по кино, по привычной, и как оказалось, любимой работе, что совершенно не сомневалась в том, что фильм получится великолепным и «оскароносным».
Премьера картины «Робин и Мэриан» состоялась в Нью-Йорке 11 марта 1976 года. А в апреле того же года вышла в прокат. И вдруг выяснилось, что никакого ажиотажа вокруг этого фильма не наблюдается. Да, хорошее, добротное кино. Да, две великолепные звезды - Коннери и Хепберн.
Но касса вялая, народ особенно в кинотеатры не ломится.
Что случилось? Одри была обескуражена. Критика, которая всегда относилась к Хепберн доброжелательно (за крайне редким исключением), приняла картину холодно. И триумфального возвращения в кино явно не получилось.
Шон Коннери
Коннери - уникальный актер. В его жизни было очень много очень хороших ролей и очень много кинематографических наград. И даже перечислить трудно - десятки премий, ордена и даже рыцарский титул.
Шон Коннери - один из редких актеров английского и мирового кинематографа, игру которого можно смотреть вне общего контекста картины. Иными словами - не важно, в каком фильме он играет, каков сюжет и кто его партнеры. Главное, что в кадре сам Коннери.
К примеру, есть любители хорошего кино, которые на дух не переносят «бондиану». Но фильмы, в которых Бонда играет Коннери, смотрят с удовольствием, не обращая внимания на сюжетные натяжки и даже явные глупости, которых в фильмах о Бонде предостаточно.
И все же фильм «Робин и Мэриан» большим кинематографическим событием не стал. Нет, Коннери играл потрясающе - у этого актера за всю его долгую кинокарьеру нет ни одной слабой роли. Вообще ни одной. И Хепберн была на высоте.
Может дело в самом сюжете? Легенда о Робин Гуде экранизировалась десятки раз. Но у Кевина Костнера не получилось? В его фильме «Робин Гуд: принц воров» (Костнер в нем играл главную роль и выступил в качестве сопродюсера) Коннери досталась роль короля Ричарда. И эта картина собрала целое созвездие наград, включая «Оскара» за лучшую музыку.
Скорее всего, интерес пропал к тому образу, который играла Одри Хепберн. Ее время, увы, прошло.
Шон Коннери и Одри Хепберн в фильме «Робин и Мэриан».
|