КОРОЛЬ АРТУР / Король, которого не было.
Текст: Вадим Эрлихман.
Журнал «Gala Биография», №10 октябрь, 2009 год.
Король Артур - один из самых известных деятелей мировой истории. Однако достоверно мы знаем о нем только то, что он существовал, - хотя и в этом многие сомневаются.
Легенды об Артуре и его рыцарях, ставшие основой для бесчисленного множества романов, фильмов и компьютерных игр, известны нам еще в обработке жившего в XV веке сэра Томаса Мэлори - талантливого писателя и по совместительству разбойника с большой дороги.
Отбывая срок за ограбление, он коротал дни за переводом французских романов о рыцарях Круглого стола. Эти романы, в свою очередь, возникли в XIII столетии на основе
«Истории бриттов», написанной веком раньше ученым монахом Гальфридом Монмутским.
Главным героем всех этих сочинений был храбрый король Артур, некогда правивший Британией. Его отец, король бриттов Утер Пендрагон, влюбился в жену своего вассала Игрейну и при помощи чар волшебника Мерлина добился от нее взаимности. В награду Мерлин попросил дать ему на воспитание младенца, рожденного Игрейной от короля и названного Артуром.
Пройдя волшебную школу, мальчик после смерти отца явился в столицу и предъявил права на трон, вытащив из камня чудесный меч, чего не смог сделать ни один претендент. Позже он получил от Девы Озера другой меч по имени Экскалибур - «руби сталь». С помощью этого непобедимого оружия король одолел всех врагов - угрожавших Британии завоевателей-саксов, непокорных вассалов, великанов и драконов.
Вокруг Артура в замке Камелот собралось братство славных рыцарей, пировавших за громадным круглым столом в знак того, что все они равны. Число рыцарей в легендах варьируется от 12 до 360. Имена самых знаменитых из них - Ланселот, Гавейн, Кей, Гарет, Персеваль - в средние века были известны не меньше, чем имя самого Артура. Рыцари давали клятву служить королю и защищать слабых, но, в основном, судя по романам, были заняты бесконечными драками друг с другом, выясняя, кто из них самый отважный.
Главным их делом стал поиск таинственного Грааля - то ли чаши, в которую была собрана кровь распятого Христа, то ли упавшего с небес драгоценного камня.
|
Король Артур на мозаике Отрантского собора. Около 1170 года.
Мозаика Отрантского собора в Италии - самое ранее (начало XII века) и довольно странное изображение Артура - он сидит верхом на козле и сражается с хищником, похожим на обычного кота.
Рядом с изображением помещена надпись «Rex Arturus», то есть «король Артур».
(Картинку можно увеличить)
|
|
Чем бы ни был Грааль, он исцелял болезни, давал долголетие и обеспечивал владельца любой едой, какую тот пожелает. Понятно, что все рыцари Круглого стола отправились искать эту ценную вещь, оставив Камелот без защиты. В это смутное время королева Гвиневера (Гиневра), выданная, как гласит легенда, за уже немолодого Артура против своей воли, завела роман с Ланселотом.
Разразился скандал, переросший в междоусобную войну. Пока Артур сражался с Ланселотом во Франции, его племянник Мордред
поднял мятеж и объявил себя королем. В последней битве у реки Камлан Артур сразил вероломного родича, но и сам был смертельно
ранен. Феи то ли перенесли его на волшебный остров Аваллон, то ли спрятали в подземной пещере, где он спит, но в любой момент
может проснуться, если Британии будет угрожать смертельная опасность. По этой причине средневековые сочинения называют Артура
«королем прошлого и грядущего».
Легенда об Артуре интересна в любом из вариантов - в ней есть место и героическим подвигам, и любви, и волшебству.
Однако попытки совместить ее с исторической правдой неизбежно оборачиваются провалом. Принято считать, что Артур правил на рубеже V и VI веков, в период, когда Британия, оставшись без защиты римских легионов, подверглась жестокому разорению со стороны варваров - пиктов, ирландцев и саксов. Между тем в романах об Артуре фигурируют каменные крепости, роскошные королевские покои, рыцари в сверкающих латах, тогда как в этот период замки строились из бревен и соломы, воины носили в лучшем случае
кожаный панцирь, а города, построенные римлянами, лежали в руинах. Но главной причиной сомнений было то, что еще в средние века высказал монах Ранульф Хигден:
«Если Артур завоевал тридцать королевств, то почему все историки полностью обходят вниманием такого человека, описывая между тем деяния людей куда менее великих?»
В самом деле, до XII века имя Артура упоминалось лишь в пяти-шести дошедших до нас исторических трудах. Причем везде - без точного указания того, кем он был и чем, собственно, прославился. Нет указаний, где находился легендарный Камелот: неизвестно, где состоялись сражения при Бадоне, в котором молодой Артур разбил саксов, и его последняя битва при Камлане.
Точно можно определить разве что место рождения Артура - крепость Тинтагель в Корнуоле. Правда, местный замок, посещаемый толпами туристов, построен в XII столетии, но на его месте находилось более древнее поселение. В 1998 году там был найден камень с латинской надписью
«Артогну сделал это в честь Кола, своего предка». Может быть, Артогну - это и есть Артур, который, согласно генеалогиям, действительно был потомком короля Кола, или Коэла? Тем более что оба имени происходят от кельтского корня art, медведь.
|
Статуя Артура в австрийском городе Инсбрук. XVI век.
Образец рыцарской чести, справедливости и великодушия - таким изображают Артура многие произведения искусства, включая эту австрийскую статую XVI века.
(Картинку можно увеличить)
|
|
В тех же краях, на раскопках в графстве Сомерсет, археологи обнаружили громадную земляную крепость Сауз-Кэдбери,
в центре которой когда-то стоял бревенчатый дворец. Местный легенды утверждают, что в крепости, когда-то называемой Камелотом,
и жил Артур. Если учесть, что в VI веке, когда она была перестроена, Сауз-Кэдбери была центром обширной системы укреплений,
заслонявшей западную часть острова от саксонских пиратов, и именно здесь, на юго-западе Британии, бритты - кельтские жители
острова - дольше и упорнее всего сопротивлялись завоевателям, то, вероятнее всего, именно в Уэльсе и Корнуоле нужно искать
следы Артура, запечатленные в местных преданиях, генеалогиях и житиях святых.
Британские свидетельства рисуют нам довольно неожиданный облик Артура. Начать с того, что ни один источник до XII века не называет Артура королем. Он могучий воин, чародей, галантный любовник, поэт - кто угодно, но только не король. Причина проста: у бриттов трон мог занять только сын короля, которым Артур, очевидно, не был. Его мнимый отец Утер Пендрагон бриттам неизвестен, а его имя, означающее «ужасная голова дракона» -
всего лишь прозвище самого Артура, происходящего то ли от его знамени с драконом, то ли от украшения на шлеме. На самом деле никто не знал, от кого прижила ребенка принцесса Игрейна, правнучка великого короля Коэла. Мальчика взял на воспитание родич Герайнт, король Думпонии - сильного королевства бриттов, включавшего в себя Сомерсет, Девоншир и Корнуолл. Когда Артур подрос, он стал бойцом королевской дружины, а потом, после гибели Герайнта в битве с саксами, - и ее командиром.
В то время, на рубеже V и VI веков, саксы готовились нанести решающий удар кельтской Британии. Их армия во
главе со старым королем Эллой поодиночке сокрушала разрозненные, враждующие между собой королевства бриттов. Чтобы спасти
положение, Артур и его друг Кадо, новый король Думнонии (в романах это Кадор, граф Корнуолла) обратились за помощью к соседям.
И когда войско саксов вторглось в думнонские пределы, его окружили неожиданно большие силы бриттов. Победа была полной -
Элла погиб, а его командиры, спасая жизнь, поклялись никогда больше не воевать с бриттами. Артур отдал им земли к югу от Темзы,
где возникло королевство Уэссекс - ядро будущей Англии. Потом он отправился на север, который разоряли англы, родственники саксов.
Не год и не два длилась война, но в итоге Артур одолел врагов и взял с них ту же клятву, что прежде дали саксы. На целых полвека в Британии воцарилось относительное спокойствие.
Но, избавившись от внешней угрозы, бритты с новыми силами начали воевать друг с другом. Эти раздоры пришлось усмирять Артуру - то уговорами, то мечом. Валлийское предание вспоминает его как
«огненного разорителя»: «Там, где он прошел, семь лет не росла трава».
|
По предсказанию Мерлина, только законный король Британии мог извлечь из камня чудесный меч. Артур сделал это случайно, когда искал оружие для своего молочного брата Кея, пожелавшего участвовать в рыцарском турнире.
(Картинку можно увеличить)
|
|
Крутой нрав Артура поссорил его с церковью, о чем говорят жития бриттских святых. У святого Падарна он хотел отобрать рясу, а у святого Карантока - алтарь, из которого грозился сделать стол. Обидел он и святого Гильдаса, автора исторического сочинения «О разорении и завоевании Британии». Описывая победы бриттов над саксами, Гильдас ни словом не упомянул Артура, что и поныне является решающим аргументом тех, кто сомневается в существовании короля. Но валлийские источники сообщают причину этого умолчания - оказывается, брат Гильдаса Хуэл долго воевал с Артуром, не желая уступать ему власть. В конце концов Артур взял своего противника в плен и лично обезглавил его на камне, который до сих пор хранится в городке Рутин. После этого разгневанный Гильдас, как гласит легенда,
«побросал в море те книги, что написал о славном Артуре».
Много лет не зная поражений, Артур в самом деле погиб из-за женщины. Хотя Гвиневера не была его женой -
старый воин то ли просто не хотел жениться, хотя имел множество незаконных детей, то ли не мог сделать это как глава
митраистской общины. Персидскому богу Митре в Римской империи поклонялись воины, и Артур вполне мог воскресить его культ
для сплочения своих рыцарей - митраисты на равных, без различия чинов и званий, пировали за большим круглым столом в подземном
святилище. А Гвиневера, точнее, Гвенвивар, была сестрой короля Кадо, выданной замуж за его союзника - короля Карадока Сильная Рука.
Карадок был уже стар, и юная Гвиневера завела роман с его внуком - молодым и красивым Медраудом, или Мордредом. Прожив
с ним немало лет, она родила двух сыновей, но потом Медрауд решил жениться и прогнал надоевшую и постаревшую любовницу
назад в Думнонию - а по легенде, еще и побил ее. Такого оскорбления Кадо и его главнокомандующий Артур снести не могли.
Началась война, и на реке Камлан (ныне Кам), расположенной недалеко от Кэдбери-Камелота, противники сошлись в решающей битве.
|
Томас Мэлори так описал обретение Экскалибура: «Посреди озера, видит Артур, торчит из воды рука в рукаве богатого белого шелка, и сжимает она в длани своей добрый меч».
|
|
Авторы романов живописали сражение, в котором полегли якобы почти все его участники: «Сам Артур был ранен
смертоносным лезвием меча; пятнадцать тяжелых ран получил он, и в последнюю из них можно было вложить две ладони. И никто в том
сражении не выжил, все двести тысяч лежали изрубленные, кроме короля Артура и двух его рыцарей».
Раненный король успел зарубить вероломного пасынка, но тот перед смертью «ударил Артура сбоку по голове, и рассек меч
преграду шлема и черепную кость». Умирая, король попросил одного из выживших, сэра Бедивера, бросить Экскалибцр в озеро
- «и тогда поднялась из волн рука, поймала меч, сжала пальцами, трижды им потрясла и взмахнула и исчезла вместе с мечом
под водою».
После этого девять фей во главе со сводной сестрой Артура Морганой приплыли за королем на лодке и увезли его на остров Аваллон.
Моргана, ставшая в романах дочерью Игрейны от первого мужа, на самом деле была богиней смерти у древних кельтов, а Аваллон - ее
царством, где обитают души мертвых. Когда языческие верования забылись, Аваллон («Яблочный остров») сочли реальным
местом и связали с монастырем Гластонбери, расположенном недалеко от Кэдбери и реки Камлан. В 1191 году там нашли захоронение
мужчины громадного роста и миниатюрной женщины; надпись на свинцовом кресте уверяла, что в гробу покоятся Артур и Гвиневера.
К сожалению, в годы Реформации останки исчезли, и большинство ученых считают их подделкой - монахи Гластонбери славились
изготовлением подобных «реликвий».
|
Миниатюра из «Романа о Граале» Роберта де Борона изображает юного Ланселота, просящего Артура и Гвиневеру посвятить его в рыцари.
|
|
Однако и сегодня есть те, кто верит в подлинность захоронения - и даже в то, что Артур правил всей Британией,
завоевал Францию и дошел до Рима. Есть и другие теории, авторы которых объявляют Артура то кельтским божеством, то
наемником-ирландцем, то римским генералом. Последняя версия стала популярной после выхода в 2004 году голливудского боевика
«Король Артур». Его создатели приняли на веру теорию историков Литтлтона и Малкор, по которой Артур не кто иной,
как римлянин Луций Арторий каст, живший во II веке нашей эры и командовавший на севере Британии армией наемников-сарматов.
Эти всадники из украинских степей якобы и сочинили легенды о Граале и волшебном мече, вписав в них своего любимого командира.
Сомнительность этой версии не помешала некоторым журналистам развить теорию двух ученых, объявляя Артура то осетином
(сарматы, как известно, - предки нынешних осетин), то сразу русским...
На самом деле Артур был бриттом, типичным представителем своего народа и своей эпохи, и его деяния вряд ли
имеют что-то общее с легендами. Он не завоевывал Францию или Рим, не сражался с драконами, не искал Грааль. И окружали его совсем
не те люди, что в романах, - многие рыцари Круглого стола явились прямиком из кельтских мифов, как сэр Ланселот, имеющий все черты
древнего солнечного бога. Другие стали порождением фантазии средневековых авторов или просто ошибок переписчиков - из-за них,
к примеру, один герой превратился в четырех братьев - Гавейна, Агравейна, Гарета и Гахезиса. Не помогал Артуру и чародей Мерлин
- человек с таким именем (по-валлийски Мирддин) жил на полвека позже с Северной Британии. Обезумев, он много лет скитался в лесу
и пугал встречных сбивчивыми, но грозными пророчествами. К артуровской легенде оказались «притянуты»
и Тристан с Изольдой, и волшебный меч Экскалибур, и Святой Грааль, сказания о котором появились только в XII веке.
Мощность этого притяжения объясняется громадной популярностью преданий об Артуре, которые всего за столетие - по средневековым меркам мгновенно - обошли всю Европу, от Исландии до Кипра. Настоятели монастырей жаловались, что в библиотеках рыцарские романы теснят с полок Библию, а монахи на бдениях клюют носом, потому что по ночам зачитываются приключениями рыцарей Круглого стола. Все изменилось с наступлением эпохи Возрождения, когда Артур вместе со всей рыцарской романтикой оказался надолго забыт.
Интерес к нему вернулся в XIX столетии, а с ним, появились новые интерпретации артуровских легенд. Поэмы Теннисона, картины прерафаэлитов Россетти и Берн-Джонса, роман Марка Твена
«Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» - эти очень разные произведения убеждали публику в реальности древнего героя, проложив путь к его «освоению» массовой культурой.
Конечно, сказки куда интереснее реальной истории, которую мы попытались восстановить. На самом деле деяния Артура свелись к нескольким битвам в затерянных на краю света лесах и пустошах, а орден Круглого стола был самой обычной воинской дружиной, нравы которой не имели ничего общего с рыцарским кодексом чести. Легенда играючи справилась с этими несоответствиями, превратив грубого и жестокого воина в идеального монарха и непобедимого полководца. Но то, что такое превращение случилось именно с Артуром, говорит о том, что этот король без короны оказался достоин того, чтобы
его помнили на протяжении многих столетий.
Текст: Вадим Эрлихман.
Журнал «Gala Биография», №10 октябрь, 2009 год.
Дальше: Король Артур в литературе
|