В романтической эпопее «Первый рыцарь» Ричард Гир со своим американским акцентом
смотрится как янки при дворе короля Артура. Его ребячливый Ланселот значительно упрощает киноверсию известной
легенды. Однако «Первый рыцарь» является весьма симпатичным фильмом с великолепным подбором актеров. И поставлен
он с большой помпой.
Рита Кемпли. «Вашингтон Пост»
Авторы дали свою версию любовного треугольника - король Артур, Ланселот, Гвиневера. Не лишенный
романтичности фильм, однако, сделан в более реалистической манере, как бы оживляя на экране не легенду, а историю.
Именно поэтому я отнес его к жанру исторического фильма, так как Томасом Мэлори здесь и не пахнет. Скорее, картину
можно сравнить с Костнеровским «Робин Гудом» или «Храбрым сердцем» с Гибсоном.
Михаил Иванов. «Видео Гид».
В «Первом рыцаре» - красивой, интересно закрученной истории о короле Артуре, Ричард Гир играет
Ланселота - средневекового «фехтовальщика», зажигающего огонь в сердце леди Гвиневеры. На любовном фронте он успешно
конкурирует со своим другом, королем Артуром в исполнении Шона Коннери.
Эдвард Гутман. «Сан-Фрнациско Хроникал».
На фоне блистательных «Роб Роя» и «Храброго сердца» - фильмов в жанре средневекового экшн,
«Первый рыцарь» несколько проигрывает. Конечно, король Артур в исполнении Шона Коннери совершенно роскошен,
однако, по сравнению с более ранними его фильмами актер кажется не очень убедительным.
Роджер Эберт. «Чикаго Сан-Таймс».
Фэнтези о
короле Артуре (Шон Коннери), Ланселоте (Ричард Гир) и леди Гвиневре (Джулия Ормонд). Вполне мэйнстримовская версия Джерри Цукера равно удалена
как от абсурдистского ерничанья комиков труппы «Монти Пайтон», искавших Святой Грааль, так и от мрачного «Экскалибура» Джона Бурмена - середина
если и не золотая, то уж точно серебряная. Больше всего фильм похож на интеллигентный, но неизбежно адаптированный комикс по мотивам классических
легенд - специально для тех вечно занятых зрителей, которые интересуются средневековой героикой, но не находят в себе силы ознакомиться с оригиналом.
Романтическая линия занимает в фильме куда больше места, чем подвиги и поединки на мечах, что неудивительно, если вспомнить предыдущую работу
Цукера - мелодраматический суперхит «Призрак».
«Premiere», 1998, № 3 (9).
Я очень люблю рыцарское кино. Не знаю почему, может быть, во мне
еще живет ребенок. Конечно, не все рыцарские картины, которые я видел, особенно отечественные, мне нравятся. Но «Первый рыцарь» с Шоном Коннери —
особый случай. Это, я бы сказал, сонетная картина: красиво сыгранная, красиво сделанная, абсолютно романтическая, абсолютно детская и в то же время
совершенно взрослая. У нас давно не снимают такое кино, да и вообще мы позабыли, что когда-то люди умели быть рыцарями, ценили честь, достоинство
и любили до смерти.
Иван Дыховичный (газета «Известия»)
Поразительна метаморфоза, случившаяся с
Джерри Цукером, пересмешником из Кентукки, который хоть и пошел в кино своим путем после распада
трио кинопародистов ZAZ (братья Цукер и Джим Абрахамс), все же продолжал экономически поддерживать связь с младшим братом Дэвидом, создав
фирму Zucker Brothers. Именно она породила на свет очередную (кто знает - какую по счету!) версию полувыдуманных событий английской истории
XIII века о короле Артуре, городе Камелоте, рыцарях Круглого Стола и о самом славном из них - Ланселоте Озерном, который был предан своему
королю, но, к несчастью, влюбился в молодую королеву Гиневру.
«Первый рыцарь», снятый в середине 90-х годов, поневоле кажется неоконсервативным ответом, например, на легкомысленную по идее и исполнению
ленту 60-х годов - мюзикл «Камелот», соотносившийся с эпохой детей цветов и свободной любви. Но дело не только в том, что король Артур и
Ланселот значительно старше в варианте Джерри Цукера. 65-летний Шон Коннери, поспешно объявленный некоторыми американскими критиками
в качестве идеального исполнителя роли Артура, был бы идеальнее почти за 30 лет до этого (между прочим, Ричард Харрис в «Камелоте» даже похож
на молодого Коннери). А Ричард Гир, ставший, по мнению многих, жертвой неудачного подбора актеров, все-таки не без умысла приглашен
ровесником-режиссером, тоже отметившим свое 45-летие во время съемок. Джерри Цукер, с возрастом разучившийся шутить и даже опрометчиво
подставляющийся новыми зубоскалам в качестве объекта для хохм, довольно нудно и без фантазий рассказывает всем знакомый сюжет.
Он немного оживляется лишь во второй половине действия - в сценах походов, ночной битвы и в самом финале, когда Ланселот подхватывает
знаменитый меч Эскалибур, выпавший из рук смертельно раненного короля Артура.
Получается типично американское политкорректное кино о том, что не надо уводить жен от собственных королей и опускаться на колени даже
перед самым могущественным и коварным соперником. Но эта дорогостоящая картина (бюджет - $75 млн.), можно сказать, провалилась в прокате,
собрав лишь половину потраченной суммы.
Историко-приключенческая мелодрама.
Рыцарская легенда, основанная на пресловутом любовном треугольнике и в полном отрыве от реализма.
Мрачное средневековье на экране выглядит, как современный чистенький парк аттракционов. Поединки рыцарей напоминают костюмированное
шоу в нем, а диалоги произносятся словно со сцены. Но таковы уж придуманные авторами правила игры, в которых они чувствуют себя на редкость
комфортно, что делает фильм приятным, захватывающим и одновременно душещипательным зрелищем, как бы его ни «долбала» высоколобая
критика, вроде нападок в журнале «Сinема», который назвал гировского Ланселота «шармером, производящим впечатление некой ущербности».
Итак, паузу в бесконечных войнах король Артур (64-летний Ш.Коннери) решил посвятить, во-первых, делу мира и справедливости,
а во-вторых, созданию собственной семьи. Повезло очаровательной Гиневре (30-летняя Д.Ормонд, «Сибирский цирюльник») - хрупкой и сильной
одновременно. Подобное сочетание личных качеств, очевидно, и не позволило устоять ей перед чарами красавчика Ланселота (46-летний Р.Гир,
«Красотка») - потрясающего бойца и порядочного человека. В ход романтической истории умело встроено множество всевозможных экшн-событий,
в которых особенно выделяется неистовый Мэллэгэнт - главный враг короля Артура. Сценарий Уильяма Николсона («Нелл»). Саундтрек вышел на диске.
Общие сборы $97 млн.
Места съемок: Замок Беркхамтед (Berkhamsted Castle), Хартфордшир. Уэльс; Лондон; Марлоу, Бекингемшир, Англия, Великобритания. Студия «Пайнвуд» (Pinewood).
Ashridge Park, Little Gaddesden, Hertfordshire, England, UK (деревня).
Black Park Country Park, Wexham; Burnham Beeches, Buckinghamshire, England, UK (лес).
Blaenau Ffestiniog, Gwynedd, Wales, UK.
Gloddfa Ganol, Blaenau Ffestiniog, Gwynedd, Wales, UK.
Gwynedd, Wales, UK.
Devil's Highway Roman Road, Stratfield Saye, Hampshire, England, UK (сражение).
Stratfield Saye, Hampshire, England, UK
Trawsfynydd, Gwynedd, Wales, UK (Остров Камелот).
Дуранго, Мексика.
Это не первый фильм Шона Коннери, поставленный по мотивам легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
В 1983 году Коннери снялся в фильме «Меч Отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре», где сыграл Зеленого рыцаря. Фильм основывался на легенде о сэре Гавейне из Артуровского цикла.
Сначала на одну из главных ролей хотели пригласить Мела Гибсона.
На раннем этапе разработки проекта к нему был прикреплен Теренс Янг, режиссер первых трех фильмов о Джеймсе Бонде. Если бы его не сменил Цукер, это было бы первое воссоединение Янга и Коннери за 30 лет. Теренс Янг скончался в сентябре 1994 года.
На съемках батальной сцены в исторической ленте «Первый рыцарь» Ричарду Гиру заехали мечом - хорошо, что бутафорским, - по челюсти. В результате ему пришлось накладывать швы на десны и вставить два искусственных зуба.
В процессе съемок Гир так устал, что поклялся больше никогда не сниматься в экшенах. Пока он свое слово держит.
За роль Гвиневеры в фильме «Первый рыцарь» Джулия Ормонд получила $ 350,000. А ее партнеры по фильму Шон Коннери и Ричард Гир получили совокупный гонорар в размере $ 14,000,000.
Джулии Ормонд пришлось пропустить съемки в течение нескольких дней, так как актриса была госпитализирована из-за серьезной ушной инфекции.
Сначала Ормонд хотела отказаться от роли Гвиневеры, роль актрисе не очень понравилась.
Легендарный художник-постановщик Джон Бокс (John Box) был уволен из съемочной группы фильма, так как продюсеры посчитали его услуги слишком дорогими.
За свою творческую карьеру на большом экране Шон Коннери сыграл 4 королей («Человек, который хотел быть королем», «Бандиты времени»
(царь Агамемнон), «Робин Гуд: принц воров» (король Ричард Львиное сердце) и «Первый рыцарь» (король Артур)). Мог сыграть и пятого короля, Филипа, в постановке Оливера Стоуна «Александр». Что же касается малого, телевизионного экрана, то Коннери в
1961 году сыграл Александра Македонского в телепостановке «Приключенческая история» по пьесе Теренса Рэттигана.
Кинематограф множество раз обращался к легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Вот небольшой список самых известных экранизаций Артурианы:
ФИЛЬМЫ О КОРОЛЕ АРТУРЕ И РЫЦАРЯХ КРУГЛОГО СТОЛА:
· «Король Артур» (King Arthur; США – Ирландия, 2004, реж. Антуан Фукуа. В ролях: Клайв Оуэн, Кира Найтли).
· «Туманы Авалона» (The Mists of Avalon; Чехия – Германия – США, 2001, реж. Ульрих Эдель. В ролях: Анжелика Хьюстон, Джулианна Маргулис, Ханс Мэтисон, Саманта Мэтис, Джоан Аллен) – по роману Мэрион Зиммер Брэдли.
· «Великий Мерлин» (Merlin; США, 1998, реж. Стив Баррон. В ролях: Сем Нилл, Хелена Бонам Картер, Миранда Ричардсон) - телевизионный мини-сериал.
· «Первый рыцарь» (США, 1995, реж. Джерри Зукер. В ролях: Шон Коннери, Ричард Гир, Джулия Ормонд).
· «Авалон» (США, 1988, реж. Джон Андерсон).
· «Меч Отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» (The Sword of The Valiant; Великобритания, 1982, реж. Стивен Уикс. В ролях: Шон Коннери, Майлс О'Киф, Тревор Хоуарт) – по анонимной поэме «Гавейн и Зеленый Рыцарь».
· «Экскалибур» (Excalibur; Великобритания, 1981, реж. Джон Бурмен. В ролях: Никлас Клей, Найгел Терри и Чери Ланг).
· «Персеваль Галльский» (Perceval le Gallois; Perceval; Франция – Италия – ФРГ, 1978, реж. Эрик Ромер. В ролях: Фабрис Луккини и Андре Дюссолье) – по роману в стихах Кретьена де Труа.
· «Монти Пайтон и Святой Грааль» (Monty Python and the Holy Grail; Великобритания, 1975, реж. Терри Гиллиам, Терри Джонс. В ролях: Джон Клиз, Эрик Айдл, Терри Гиллиам, Терри Джонс, Грэм Чепмэн, Майкл Пэлин) – комедия.
· «Ланселот Озерный» (Ланселот и Гиневра; Грааль) (Lancelot du Lac; Lancelot of the Lake; Lancillotto e Ginevra; Le Graal; The Grail; Франция – Италия, 1974, реж. Робер Брессон. В ролях: Люк Симон, Владимир Антолек, Лаура Дюк) – по роману в стихах Кретьена де Труа «Ланселот, или Рыцарь телеги».
· «Камелот» (Camelot; США, 1968, реж. Джошуа Логан. В ролях: Ричард Харрис, Франко Неро, Ванеса Редгрейв) – мюзикл.
· «Рыцари Круглого Стола» (The Knights of the Round Table; США, 1953, реж. Ричард Торп. В ролях: Роберт Тейлор, Мэл Феррер, Ава Гарднер).
«Киноартуриану» можно разделить на две условные категории.
Во-первых, это картины, упор в которых делается либо на донесение до зрителя некой философской идеи, либо на чисто внешнюю,
визуально-эстетскую форму воплощения.
Исполинским утесом выделяется «Экскалибур» (1981) ирландца Джона Бурмена — яркое, наполненное философским
смыслом кинополотно, метафорическая притча, передающая все основные линии книги Томаса Мэлори. Печален «Ланселот Озерный»
(1974) Робера Брессона, уныло повествующий о бесплодных поисках Святого Грааля. Еще более пессимистичен советский фильм
«Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1989, реж. Виктор Гресь) — попавший в Камелот современный американец
расстреливает Артура и его рыцарей из пулемета. Явно на эстетов рассчитаны оригинальная экранизация оперы Рихарда Вагнера
«Парсифаль» (1982, реж. Ханс-Юрген Зюберберг) и адаптация классической поэмы Кретьена де Труа «Парсифаль-галлиец» (1978) француза Эрика Ромера.
Вторая категория — откровенно коммерческие ленты, созданные по лекалам «массовой культуры». Здесь выделяется
лауреат трех «Оскаров» — драматический мюзикл «Камелот» Джошуа Логана (1968) с великолепной музыкой Фредерика Лоу и блестящими
актерскими работами. Мелодрамы «Меч Ланселота» (1963, реж. Корнел Уайлд) и «Первый рыцарь» (1995) Джерри Цукера также посвящены
любовному треугольнику Артура, Гвиневеры и Ланселота. Вот только картина Цукера выродилась в типично американское политкорректное
кино о том, как не надо уводить жен от собственных королей.
«Камелот» (1968)
Неплохо выглядят экранизации романов Брэдли и Стюарт — минисериалы «Туманы Авалона» (2001, реж. Ульрих Эдель)
и «Merlin of Crystal Cave» (1991, реж. Майкл Дарлоу). А вот еще один телефильм — «Мерлин» (1998) Стива Бэррона — разочаровывает: слишком
много денег ушло на спецэффекты, на внятный сюжет их явно не хватило.
Среди детских лент выделяются две экранизации комикса Гарольда Фостера «Принц Вэлиант» (1954 и 1997), великолепная
диснеевская анимация «Меч в камне» (1963, по роману Т.Х.Уайта), вполне добротные мультфильмы «Король Артур и рыцари Круглого Стола»
(1981) и «В поисках Камелота» (1998).
«Повезло» классическому роману Марка Твена. Американцы с патологическим упорством снимают абсолютно идиотские
комедии для слабоумных — «Подросток при дворе короля Артура», «Рыцарь Камелота», «Черный рыцарь», «Янки из Коннектикута в суде короля Артура»,
чьи герои, от юного бейсболиста до чернокожего раздолбая, попав в Камелот, пытаются установить там свои порядки. Боже, спаси Англию и Короля!
Интерес к Артуру не стихает. В декабре 2004 г. вышел «Король Артур» от Джерри Брукхаймера, а Стивен Спилберг
готовится продюсировать восьмисерийный телефильм на ту же тему.
«Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975 г.). Самая смешная интерпретация легенды об Артуре за всю историю мифа, после просмотра
которой начинаешь серьезнее относиться к кроликам. По мотивам фильма в 1996 г. была выпущена компьютерная игра The Quest for the
Holy Grail. Игра достойна оригинала!