Интервью и публикации     
О фильме «Первый рыцарь»     
На главную     


  ЛЕГЕНДЫ О КОРОЛЕ АРТУРЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские

Предыдущая страница


 

ВИТРАЖИ
Средневековые.

Изображение короля Артура на витражах до XV в. практически не встречается. Несмотря на распространенность так называемых галерей королей (скульптурных изображений правителей на фасадах церквей XII и XIII вв.), подобные галереи в витражах того же периода почти неизвестны. За исключением ансамбля эмалей с изображениями императоров в Страсбургском кафедральном соборе (прибл. 1200) и вереницы из 36 французских королей в Реймсском кафедральном соборе (XIII в.), августейшая тема на витражах ограничивается предками Христа в библейских родословных (Евангелие от Матфея, 1:1-17; Евангелие от Луки, 3:23-38).

К концу XV в. (по окончании войны Красной и Белой розы) в Англии была произведена попытка связать короля Артура с правящим королевским домом. Король из династии Тюдоров Генрих VII провозгласил, что происходит от короля Артура, и в 1486 г. назвал Артуром своего старшего сына. Некоторые известные витражи того периода изображают короля Артура в ряду других светских властителей и духовных лиц (например, витраж восточного окна кафедрального собора Йорка, 1405-1408, витражи окон придела Святой Девы Марии в соборе Ковентри, 1450-1500). Другим фактором, который мог повлиять на популярность короля Артура в XV в., стала вышедшая в свет в последней четверти этого столетия «Смерть Артура» Мэлори в издании Кэкстона.
 

Современные.

Возрождение артуровских тем в современных витражах перекликалось с интересом к светским мотивам Средневековья, пропагандируемым в движении прерафаэлитов. В 1861 г. группа художников-прерафаэлитов во главе с Уильямом Моррисом основала фирму «Morris, Marhall, Faulkner & Co.». В том же году фирма выпустила витраж «Король и королева» (вероятнее всего, на нем изображены Артур и Гвиневера), который сейчас находится в лондонском Музее Виктории и Альберта. В 1862 г. последовала серия витражей, повествующая о Тристане и Изольде. 1870-1882 гг. датируют панели, посвященные Ланселоту и Элейне. В 1886 г. Берн-Джонс создал для фирмы 4 панели, изображающие Ланселота, Гавейна, Галахада и Святой Грааль (в настоящее время - в лондонском Музее Виктории и Альберта). Приблизительно в то же время Берн-Джонс разработал эскиз для гобеленов на те же темы.

Витражные окна, выпускавшиеся американской фирмой «Louis Comfort Tiffany», также были украшены сценами на артуровские сюжеты. Основой этих сцен нередко служили широко известные картины. Одно из самых известных окон от «Tiffany» - трехпанельная композиция, изображающая историю Рыцаря Красного Креста (по «Королеве Фей» Спенсера) (1917), которая находится сейчас в национальной Штаб-квартире Американского Красного Креста в Вашингтоне.

Некоторые английские художники, специализировавшиеся в области прикладного искусства, продолжали разрабатывать артуровские мотивы. К подобным работам относится несколько серий Вероники Волл в «Зале короля Артура» в Тинтагеле (Корнуолл), изготовленных в 1933 г. Еще одна подборка была создана в 1914 г. Арнольдом Робинсоном - учеником Кристофера Волла, отца Вероники.


Витражные окна, фирмы «Louis Comfort Tiffany».
Штаб-квартира Американского Красного Креста, Вашингтон:

934x450 225kb 681x1024 295kb 681x1024 231kb 681x1024 295kb 681x1024 283kb 1024x681 178kb


Большие залы короля Артура, Тинтагель, Корнуолл (King Arthur's Great Halls).
Витражи Вероники Волл, 1933 год:

1024x768 662kb 1024x768 287kb 768x1024 255kb 2048x3072 918kb 2048x3072 1165kb 3072x2048 1030kb 1228x1818 780kb 1024x683 149kb 1024x683 184kb 1024x683 180kb 768x1024 265kb 1024x768 251kb 557x971 240kb
 

ФРЕСКИ
Средневековые.

Существует немало описаний фресковой живописи на артуровские темы, известных по литературным и историческим документальным источникам, однако до наших дней сохранились лишь немногие из светских средневековых фресок. Средневековая живопись оказалась особенно хрупкой и уязвимой перед безжалостным воздействием времени: архитектура жилых зданий регулярно менялась, подстраиваясь под веяния моды; восстания и войны наносили ущерб замкам и дворцовым резиденциям или разрушали их вовсе. Таким образом, немногие сохранившиеся образцы светской настенной живописи находятся в изолированных провинциальных центрах и не являются работами сколько-нибудь заметных живописцев тех дней или (если не считать немногих исключений, таких как фрески замка Рутгельштейн) свидетельством о вкусах состоятельных меценатов. Более того, многие фрески пострадали от неграмотной реставрации или попыток переписать их заново. Артуровские фрески сегодня приходится зачастую изучать «из вторых рук»: по старинным фотографиям или репродукциям в акварели начала XX века.

Самыми знаменитыми из описанных в художественной литературе артуровскими фресками являются те, что написал Ланселот на стенах комнаты, в которой его заключила Моргана Ле Фей. Темой для этих картин послужила любовь рыцаря к королеве и его воспоминания об этой любви. Позднее, когда Моргана развлекала в этой комнате короля Артура, король узнал из этих фресок, что стал жертвой обмана. В средневековом романе «Перлесво» Гавейн узнает о том, что он незаконнорожденный сын, из картин на стенах часовни.

Средневековая литература полна описаниями дворцов, которые неизменно включают в себя перечни сюжетов настенной живописи: таков пиршественный зал замка в «Любовном видении» (Amorosa Visione) Боккаччо, описание украшений дворца в Константинополе в романе Джоанота Мартореля «Тиран белый» («Tirant le Blanc») или описанные Гильемом Торроэлла фрески во дворце Морганы Ле Фей в «Сказании» («La Faula»). Эльзасский поэт Альтсверт, повествуя о дворце Венеры, говорит, что его украшали фрески с изображениями Артура и его рыцарей. Все это - сухие перечни мотивов, в которых отсутствуют какие-либо указания на композицию или стиль. Впрочем, из них следует, что артуровские мотивы были исключительно популярны, в особенности истории двух пар влюбленных: Тристана и Изольды и Ланселота и Гвиневеры.

Типичными образцами сохранившихся артуровских фресок являются комплексы росписей донжона в Шато Сен-Флор в Оверни (Франция, середина XIV в.); потолка палаццо Чьяраониа в Палермо (Сицилия, 1370), летнего домика замка Рункельштейн (Castel Roncolo) (Тироль, прибл. 1400) и большого зала замка Ла Манта в окрестностях Турина (прибл. 1430).

Некоторые образцы фресковой живописи можно найти в репродукциях, опубликованных Р. Лумисом, поскольку многие из них сохранились в акварелях и зарисовках.
 

Современные.
ФРЕСКИ В БОСТОНСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Фрески на артуровские темы, выполненные в два этапа - между 1890 и 1901 гг. - художником Остином Эбби (Edwin Austin Abbey, 1852-1911); украшают зал выдачи книг на втором этаже Бостонской публичной библиотеки.

Сюжеты пятнадцати фресок, посвященных поискам Святого Грааля, взяты из различных литературных источников - от Роберта де Борона до Теннисона. Первой в серии идет сцена «Детства Галахада», затем следуют «Юношеские годы», «Погибельное Сидение», «Благословение на поиски Грааля», «Замок Грааля и Незаданный вопрос», «Безобразная Кундри», «Преодоление семи смертных грехов», «Ключ к замку», «Освобождение плененных девиц», «Прощание с Бланшефлер», «Избавление Анфортаса», «Отьезд Галахада», «Путешествие в Саррас», «Саррас», «Золотое Древо» и «Чудо Грааля».


Фрески в Бостонской Публичной Библиотеке,
Остин Эбби (Edwin Austin Abbey):

591x450 96kb 488x650 28kb 450x600 60kb 609x777 156kb 882x615 161kb 1024x339 137kb 1024x418 150kb 486x1029 226kb 1006x249 149kb 789x628 213kb 1018x422 209kb 820x622 222kb 844x1024 291kb 621x812 137kb 894x624 245kb 1016x237 113kb 1024x693 265kb
 

ФРЕСКИ В ЗДАНИИ ДИСКУССИОННОГО ОБЩЕСТВА ОКСФОРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Проект «Братства прерафаэлитов». В 1857 г. художнику из среды прерафаэлитов Данте Габриэлю Россетти было предложено создать серию из 10 фресок для нового здания Дискуссионного Общества Оксфордского университета. По мнению Россетти, этот проект давал прерафаэлитам возможность создать свою версию артуровских легенд в противоположность официальному канону Королевской академии, запечатленному на стенах гардеробной королевы в королевской резиденции в Винчестере. В соответствии с теориями искусствоведа Джона Рёскина, Россетти и его сподвижники - Эдвард Берн-Джонс, Артур Хьюз, Джон Хангерфорд Поллен, Уильям Моррис, Валентин Принсеп и Родхем Спенсер Стенхоуп - в качестве оплаты приняли лишь расходные материалы и жилье.

Архитектура здания никоим образом не благоприятствовала созданию фресок. Определенные под фрески стены в переходах второго этажа являлись, по сути, простенками между большими окнами, и излишнее освещение вынудило художников покрыть их побелкой, чтобы иметь возможность различать краски.

Для серии фресок Россетти избрал следующие сюжеты из Мэлори: «Король Артур получает меч Экскалибур от Владычицы Озера» (Поллен), «Ревность сэра Паломида» (Моррис), «Сэр Пеллеас покидает леди Этарду» (Принсеп), «Сэр Гавейн встречает трех дам у источника» (Стэнхоуп), «Смерть Мерлина» (Берн Джонс), «Смерть Артура» (Хьюз), «Видение Ланселота о Святом Граале», «Ланселот в опочивальне у королевы» и «Как сэр Галахад, сэр Борс и сэр Персеваль узрели Святой Грааль». Работы начались в августе 1857 г., но к ноябрю Россетти уехал из Оксфорда, за ним последовали и остальные художники, за исключением Берн-Джонса. Свою фреску закончил только Уильям Моррис, он же завершил и роспись потолка. Берн-Джонс закончил свою работу к весне следующего года. В июне 1859 г. Дискуссионное Общество наняло для окончания работ Уильяма и Брентона Ривьеров.

С технической точки зрения, проект обернулся катастрофой. Излишнее освещение мешало рассматривать изображение; к 1870 г. фрески просто разложились на сырых пористых стенах, краска на которые накладывалась без предварительной грунтовки. Общество обратилось к Моррису и Россетти с просьбой дать консультацию относительно их реставрации. Моррис предложил оклеить стены обоями, Россетти - побелить заново. Несмотря на проведенную в 1936 г. реставрацию, сегодня фрески находятся в плачевном состоянии.
 

ФРЕСКИ В ЗАМКЕ РУНКЕЛЬШТЕЙН

Замок Рункельштейн (правильное его название Castel Roncolo, поскольку в настоящее время он находится на территории Италии) охраняет южные подходы к Бреннерскому перевалу и расположен к югу от итальянского городка Бользано в южном Тироле. Построенный в XIII в. замок в 1385 г. был куплен двумя банкирами и меценатами - братьями Николасом и Францем Винтлерами. В период до смерти одного из них, Николаса Винтлера, по его приказанию к замку был пристроен летний домик, стены которого были украшены фресковой живописью. В 1500 г. замок приобрел император Максимилиан, который между 1503 и 1511 гг. заказал реставрацию фресок. В XIX в. еще раз отреставрированный замок был передан городу Бользано императором Францем Иосифом.

Летний домик, в котором находятся фрески на артуровские сюжеты, представлял собой открытую постройку, окруженную галереей и террасой. В галерее расположены фрески с изображением короля Артура в окружении еще восьми героев («девять героев древности»), рыцарей за Круглым Столом, трех пар любовников (включая Тристана и Изольду) и гигантов. Роман о Тристане (в версии Готфрида Страсбургского) запечатлен на стенах так называемой Дамской комнаты.

Читать дальше


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские


 

Все о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Первый рыцарь» 
Фильм «Меч отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» 

СТАТЬИ:
«Король Артур / Возвращение короля» 
«Легенды о короле Артуре в театре и кино» 
«Король Артур / Герои легенды» 
«Хронология событий, связанных с именем короля Артура» 
«Фильмы о короле Артуре / Фильмография» 
«Рыцари Круглого стола, история одной легенды» 
«Легенды о короле Артуре в изобразительном искусстве» 

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


Фрески в замке Рункельштейн.
(Картинку можно увеличить)


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.