ОБРИ БЕРДСЛЕЙ (Aubrey Vincent Beardsley)
Обри Бердслей (1872-1898). Английский художник-график XIX в.
Одной из наиболее известных работ Бердслея (хотя по мнению ряда специалистов, не самой удачной) считают серию
иллюстраций и оформление подготовленное Дж. М. Дентом «Смерти Артура» Мэлори (1893-1894). Это издание было задумано
как конкурентное проекту Уильяма Морриса «Возрождение английской книги»
(которое осуществляло издательство «Kelmscott Press»). Оформленное Бердслеем издание содержало 21 крупную иллюстрацию и 585 заставок, буквиц, рамок и орнаментов. Хотя в первых главах заметно влияние известного английского художника конца XIX в. прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, Бердслей вскоре разработал собственный стиль «арт нуво» (art nouveau),
характерными чертами которого стали четкая линия, абстрактные растительные орнаменты и контрастное соотношение черных и белых форм.
Еще более оригинальной была трактовка художником содержания книги. В его гравюрах рыцари, будто погруженные в
летаргию и безжизненные или изнеженные, полностью пребывают под властью своих дам или под властью чар той или иной волшебницы.
Вместо того чтобы прославлять романтическую куртуазность, Бердслей создал скорее сатиру на нее. К тому же его современников,
викторианцев, не могли не шокировать изнеженные герои,
обнаженные андрогинны, распутные сатиры и чувственные ангелы. Созданные им декоративные рамки для страниц более разнообразны, чем произведения Уильяма Морриса. В оформлении страниц Бердслей удачно подражал сложной роскоши средневековых рукописей, а заглавные буквицы и концовки глав очаровательны сами по себе и могут быть причислены к наиболее удачным его украшениям.
«Смерти Артура», Иллюстрации Обри Бердслея:
ЭДВАРД БЕРН-ДЖОНС (Edward Burne-Jones)
Эдвард Берн-Джонс (1833-1898). Английский художник XIX в., на протяжении своего творчества неоднократно обращался к артуровскому материалу.
|
Эдвард Берн-Джонс
«The beguiling of Merlin».
(Картинку можно увеличить)
|
|
Эдварда Берн-Джонса, как правило, связывают с периодом середины и заката «артуровского возрождения».
Изможденные фигуры с его полотен, которые парят на фоне пейзажей, будто проступающих из снов, оказали немалое влияние на
последующих художников.
Манера Берн-Джонса стала едва ли не канонической для поздних викторианцев, таких как Эдвин Остин Эбби и Джон Уильям Уотерхауз. В еще большей мере это относится к книжным графикам, в особенности - к Обри Бердслею, Уолтеру Крейну и Артуру Рэкхему.
С артуровскими легендами Берн-Джонс познакомился в годы своего обучения в Оксфорде. Первым из литературных источников стала поэзия Теннисона, с которой его познакомил в 1853 г. его друг художник и поэт Уильям Моррис. В 1855 г. друзья вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори.
Своим увлечением Мэлори друзья заразили еще одного художника из среды прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, который вместе с ними принял участие в проекте создания фресок для Дискуссионного Общества Оксфордского университета (1857). В рамках этого проекта Берн-Джонс создал эскиз, а затем - настенную роспись по нему «Смерть Мерлина».
Его интерес к Теннисону вновь возродился в 1859 г. после встречи с Моррисом: Берн-Джонс написал ряд картин на темы артуровских легенд. К этому периоду относится его картина «Сэр Галахад» (Fogg Art Museum, Cambridge).
В последующие два десятилетия Берн-Джонс неоднократно возвращался как к текстам Теннисона, так и к произведению Мэлори. Мир невинной мечты в «Обмане Мерлина» (1875-1877, Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight) приобрел несколько эротический оттенок; здесь Берн-Джонс попытался совместить идеи, почерпнутые из произведений Теннисона и из французских куртуазных романов.
|
Эдвард Берн-Джонс
«King Mark and la belle Iseult».
(Картинку можно увеличить)
|
|
В последние десятилетия жизни художника его интерес к артуровскому материалу только возрос. Альбом этюдов и записные книжки за 1885 г. (British Museum, London) содержат зарисовки и пространные записи, касающиеся артуровской геральдики. Впоследствии они были использованы при создании эскизов для произведений декоративно-прикладного искусства, таких как «Роттингетские витражи» (1886) и
«Гобелены Стэнмор-холла» (1791-1894). Обе эти работы иллюстрируют поиски Святого Грааля. Берн-Джонсу были заказаны
иллюстрации к элитному изданию «Смерти Артура» Мэлори, которое Уильям Моррис планировал выпустить в издательстве
«Kelmscott Press». Выпуск томов был прекращен из-за смерти самого Морриса, однако Берн-Джонс создал фронтиспис и
титульный лист для каждого из двух томов «Высшей истории Святого Грааля» Сибастиана Эвана (1898).
Последней работой художника, не завершенной из-за его смерти, стало живописное полотно «Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico). Сам Берн-Джонс полагал, что оно должно «стать суммой всех его идеалов в искусстве».
Эдвард Берн-Джонс. «Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico).
(Картинку можно увеличить)
УИЛЬЯМ МОРРИС (William Morris)
Уильям Моррис (1834-1896). Английский поэт, романист, график и дизайнер.
Четыре поэмы, написанные на артуровские темы, открывают первый и удостоившийся наиболее высоких похвал современников сборник стихов Морриса «Защита Гвиневеры и другие стихотворения» («Defence of Guenevre, and Other Poems», 1858).
Эти поэмы, представляющие собой стихотворную реминисценцию ряда эпизодов из «Смерти Артура» Мэлори, сгруппированы по две: «Защита Гвиневеры» («Defence of Guenevre») и «Гробница Артура» («King Arthur's Tomb») посвящены истории любви
Ланселота и Гвиневеры, а более краткие «Сэр Галахад. рождественская мистерия» («Sir Galahad: A Christmas Mystery») и «Часовня в стране Лионесса» («Chapel in Lyoness») - поискам Грааля.
Как художник-иллюстратор Уильям Моррис рассматривал книгу как единое произведение искусства, в котором
гармонично сочетаются все его элементы: шрифт, иллюстрации, поля, виньетки, рамки, заставки и буквицы, вплоть до расположения
текста на странице, бумаги и переплета.
Основным вкладом Морриса а «артуровское искусство» стало то влияние, какое он оказал на других художников. Моррис
познакомил с произведениями Теннисона на артуровские темы своего близкого друга Эдварда Берн-Джонса, когда оба они учились в
Оксфорде в 1853 г. В 1855 г. они
вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори, а в 1857 г. Моррис вслух читал этот эпос Берн-Джонсу и Данте Габриэлю Россетти,
когда они все вместе работали в студии последнего. В набросках, разработанных Моррисом для произведений декоративного искусства
(например, тканей и вышивок), он с успехом сочетал дизайн прерафаэлитов и артуровские мотивы.
Моррис неизменно отдавал предпочтение Мэлори перед Теннисоном, и это оставило неизгладимый след на интерпретации артуровских
легенд прерафаэлитами.
Артуровские легенды и мотивы весьма занимали Морриса, однако его кисти принадлежат лишь незаконченные наброски, такие как «Изольда на корабле» (1856), и лишь одна законченная акварель «Королева Гвиневера» (1858, Tate Gallery, London).
Художник создал также одну из настенных фресок и потолочную фреску в большом проекте прерафаэлитов в Оксфорде (1857 г.) и руководил работами по созданию витражей в Данлопе (1862), для которых он разработал пять панелей. Принадлежащие ему фирмы (Morris Company Merton и Abbey Tapestry Works) спонсировали ряд артуровских проектов.
Моррису принадлежит идея издания «Смерти Артура» с иллюстрациями Э. Берн-Джонса, которое предстояло выпустить в издательстве «Kelmscott Press»; весь роман Мэлори должен был выйти серией из восьми томов. Однако со смертью Морриса издание было прекращено.
Уильям Моррис (William Morris), текстильный дизайн :
ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ (Dante Gabriel Rossetti)
Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Английский художник XIX в.
|
Данте Габриэль Россетти
«Святой Грааль».
|
|
Рыцарскими романами Средневековья Россетти заинтересовался еще в юности. Сюжет для первой своей картины на артуровскую тему «Гробница короля Артура» (частная коллекция) он придумал сам.
Следующим этапом его увлечения этой тематикой стало создание иллюстраций к проекту «Моксон-Теннисон»: Россетти сделал две иллюстрации к этому изданию. Позднее под влиянием Уильяма Морриса, в то время когда Моррис и его друг, художник Эдвард Берн-Джонс работали в его студии, Россетти увлекся Мэлори и стал вдохновителем проекта создания фресок для здания Дискуссионного Общества Оксфордского университета.
Сюжеты для этих фресок были взяты из романа Мэлори. Согласно первоначальному плану, вкладом Россетти в этот проект должны были быть «Видение Ланселота о Святом Граале», «Ланселот в опочивальне королевы» и «Как сэр Галахад, сэр Борс и сэр Персеваль узрели Святой Грааль», однако две первые фрески известны только в набросках. Россетти также принимал участие в проекте Уильяма Морриса по созданию витражей на артуровские темы в Данлопе.
Поздние работы Россетти на артуровские темы представляют собой разработку уже использованных мотивов. Среди них «Как Грааль напитал сэра Галахада, сэра Борса и сэра Персеваля; но сестра сэра Персеваля умерла в пути» (1864, Birmingham City Gallery) и «Сэр Тристан и Изолда Прекрасная выпивают любовный напиток» (1867, Cecil Higgins Art Gallery, Бредфорд).
К концу 1860-х гг. Россетти задумал написание собственной Артурианы «Божий Грааль», которая так и не была завершена; к концу следующего десятилетия артуровские мотивы совершенно исчезли с его полотен.
Россетти оказал огромное влияние на «артуровское возрождение» в целом. Он побуждал браться за артуровские темы других художников, в том числе уже завоевавших известность, таких как Эдвард Берн-Джонс и Артур Хьюз. Его манеру обычно связывают с романтической гранью артуровской живописи. В стандартный викторианский репертуар Россетти привнес эротические и мистические мотивы.
Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti), графика и живопись на артуровсую тему:
Данте Габриэль Россетти и Элизабет Сиддал, история одной любви.
Журнал «Gala Биография», №9 (69) сентябрь 2010 год:
«МОКСОН-ТЕННИСОН»
Богато иллюстрированное издание ранних стихотворений Альфреда Теннисона, подготовленное в 1857 г. издательством «Моксон» («Moxon»).
Для краткости оно называется обычно «Моксон-Теннисон» (Moxon-Tennyson). В проекте принимали
участие как живописцы Королевской Академии искусств, так и художники из среды прерафаэлитов. Иллюстраторов к этому проекту подбирал сам Теннисон.
Читать дальше
СТРАНИЦЫ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 »
Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство
| Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис
| Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей
| Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон»
| Витражи |
Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета
| Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские
Из книги:
Анна Комаринец «Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».
Эдвард Берн-Джонс. «The Dream of Launcelot at the Chapel of the San Graal».
(Картинку можно увеличить)
|