Интервью и публикации     
О фильме «Первый рыцарь»     
На главную     


  ЛЕГЕНДЫ О КОРОЛЕ АРТУРЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские

Предыдущая страница


 

ОБРИ БЕРДСЛЕЙ (Aubrey Vincent Beardsley)

Обри Бердслей (1872-1898). Английский художник-график XIX в.

Одной из наиболее известных работ Бердслея (хотя по мнению ряда специалистов, не самой удачной) считают серию иллюстраций и оформление подготовленное Дж. М. Дентом «Смерти Артура» Мэлори (1893-1894). Это издание было задумано как конкурентное проекту Уильяма Морриса «Возрождение английской книги» (которое осуществляло издательство «Kelmscott Press»). Оформленное Бердслеем издание содержало 21 крупную иллюстрацию и 585 заставок, буквиц, рамок и орнаментов. Хотя в первых главах заметно влияние известного английского художника конца XIX в. прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса, Бердслей вскоре разработал собственный стиль «арт нуво» (art nouveau), характерными чертами которого стали четкая линия, абстрактные растительные орнаменты и контрастное соотношение черных и белых форм.

Еще более оригинальной была трактовка художником содержания книги. В его гравюрах рыцари, будто погруженные в летаргию и безжизненные или изнеженные, полностью пребывают под властью своих дам или под властью чар той или иной волшебницы. Вместо того чтобы прославлять романтическую куртуазность, Бердслей создал скорее сатиру на нее. К тому же его современников, викторианцев, не могли не шокировать изнеженные герои, обнаженные андрогинны, распутные сатиры и чувственные ангелы. Созданные им декоративные рамки для страниц более разнообразны, чем произведения Уильяма Морриса. В оформлении страниц Бердслей удачно подражал сложной роскоши средневековых рукописей, а заглавные буквицы и концовки глав очаровательны сами по себе и могут быть причислены к наиболее удачным его украшениям.


«Смерти Артура», Иллюстрации Обри Бердслея:

1032x1205 308kb 1030x362 154kb 1030x1030 245kb 1032x1329 467kb 1030x1328 355kb 1030x1410 519kb 1004x1600 450kb 1030x1431 395kb 1030x1248 393kb 949x1600 548kb 838x1600 313kb 1032x1236 301kb 691x1600 340kb 1032x1350 528kb 1032x1506 275kb 1032x1283 467kb 1003x1600 363kb 1032x1301 247kb 1032x1302 496kb 1032x1158 258kb 1032x1276 371kb 900x1600 406kb 1032x1548 313kb 1032x1294 304kb 1032x1280 258kb 1032x1341 311kb 1032x1292 338kb 1524x1024 406kb 1032x1326 341kb 1032x1295 284kb 1032x1293 385kb 1032x1260 230kb 1508x1052 411kb 1032x1316 215kb 1032x1432 243kb 1032x1455 287kb 1032x1512 371kb 1508x1036 317kb 1364x1600 367kb 971x1600 458kb 1032x1319 255kb 1032x1259 322kb 995x1600 398kb 1508x938 351kb 1032x1503 329kb 1032x1507 386kb 1032x1296 426kb 1032x1318 371kb
 

ЭДВАРД БЕРН-ДЖОНС (Edward Burne-Jones)

Эдвард Берн-Джонс (1833-1898). Английский художник XIX в., на протяжении своего творчества неоднократно обращался к артуровскому материалу.

1540x2031 793kb

Эдвард Берн-Джонс
«The beguiling of Merlin».

(Картинку можно увеличить)

Эдварда Берн-Джонса, как правило, связывают с периодом середины и заката «артуровского возрождения». Изможденные фигуры с его полотен, которые парят на фоне пейзажей, будто проступающих из снов, оказали немалое влияние на последующих художников. Манера Берн-Джонса стала едва ли не канонической для поздних викторианцев, таких как Эдвин Остин Эбби и Джон Уильям Уотерхауз. В еще большей мере это относится к книжным графикам, в особенности - к Обри Бердслею, Уолтеру Крейну и Артуру Рэкхему.

С артуровскими легендами Берн-Джонс познакомился в годы своего обучения в Оксфорде. Первым из литературных источников стала поэзия Теннисона, с которой его познакомил в 1853 г. его друг художник и поэт Уильям Моррис. В 1855 г. друзья вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори. Своим увлечением Мэлори друзья заразили еще одного художника из среды прерафаэлитов, Данте Габриэля Россетти, который вместе с ними принял участие в проекте создания фресок для Дискуссионного Общества Оксфордского университета (1857). В рамках этого проекта Берн-Джонс создал эскиз, а затем - настенную роспись по нему «Смерть Мерлина». Его интерес к Теннисону вновь возродился в 1859 г. после встречи с Моррисом: Берн-Джонс написал ряд картин на темы артуровских легенд. К этому периоду относится его картина «Сэр Галахад» (Fogg Art Museum, Cambridge).

В последующие два десятилетия Берн-Джонс неоднократно возвращался как к текстам Теннисона, так и к произведению Мэлори. Мир невинной мечты в «Обмане Мерлина» (1875-1877, Lady Lever Art Gallery, Port Sunlight) приобрел несколько эротический оттенок; здесь Берн-Джонс попытался совместить идеи, почерпнутые из произведений Теннисона и из французских куртуазных романов.

2000x2130 1280kb

Эдвард Берн-Джонс
«King Mark and la belle Iseult».

(Картинку можно увеличить)

В последние десятилетия жизни художника его интерес к артуровскому материалу только возрос. Альбом этюдов и записные книжки за 1885 г. (British Museum, London) содержат зарисовки и пространные записи, касающиеся артуровской геральдики. Впоследствии они были использованы при создании эскизов для произведений декоративно-прикладного искусства, таких как «Роттингетские витражи» (1886) и «Гобелены Стэнмор-холла» (1791-1894). Обе эти работы иллюстрируют поиски Святого Грааля. Берн-Джонсу были заказаны иллюстрации к элитному изданию «Смерти Артура» Мэлори, которое Уильям Моррис планировал выпустить в издательстве «Kelmscott Press». Выпуск томов был прекращен из-за смерти самого Морриса, однако Берн-Джонс создал фронтиспис и титульный лист для каждого из двух томов «Высшей истории Святого Грааля» Сибастиана Эвана (1898).

Последней работой художника, не завершенной из-за его смерти, стало живописное полотно «Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico). Сам Берн-Джонс полагал, что оно должно «стать суммой всех его идеалов в искусстве».


Эдвард Берн-Джонс.
«Артур на Аваллоне» (1880-1898, Museum of Art, Ponce, Puerto Rico).

(Картинку можно увеличить)
 

УИЛЬЯМ МОРРИС (William Morris)

Уильям Моррис (1834-1896). Английский поэт, романист, график и дизайнер.

Четыре поэмы, написанные на артуровские темы, открывают первый и удостоившийся наиболее высоких похвал современников сборник стихов Морриса «Защита Гвиневеры и другие стихотворения» («Defence of Guenevre, and Other Poems», 1858). Эти поэмы, представляющие собой стихотворную реминисценцию ряда эпизодов из «Смерти Артура» Мэлори, сгруппированы по две: «Защита Гвиневеры» («Defence of Guenevre») и «Гробница Артура» («King Arthur's Tomb») посвящены истории любви Ланселота и Гвиневеры, а более краткие «Сэр Галахад. рождественская мистерия» («Sir Galahad: A Christmas Mystery») и «Часовня в стране Лионесса» («Chapel in Lyoness») - поискам Грааля.

Как художник-иллюстратор Уильям Моррис рассматривал книгу как единое произведение искусства, в котором гармонично сочетаются все его элементы: шрифт, иллюстрации, поля, виньетки, рамки, заставки и буквицы, вплоть до расположения текста на странице, бумаги и переплета. Основным вкладом Морриса а «артуровское искусство» стало то влияние, какое он оказал на других художников. Моррис познакомил с произведениями Теннисона на артуровские темы своего близкого друга Эдварда Берн-Джонса, когда оба они учились в Оксфорде в 1853 г. В 1855 г. они вместе прочли «Смерть Артура» Мэлори, а в 1857 г. Моррис вслух читал этот эпос Берн-Джонсу и Данте Габриэлю Россетти, когда они все вместе работали в студии последнего. В набросках, разработанных Моррисом для произведений декоративного искусства (например, тканей и вышивок), он с успехом сочетал дизайн прерафаэлитов и артуровские мотивы. Моррис неизменно отдавал предпочтение Мэлори перед Теннисоном, и это оставило неизгладимый след на интерпретации артуровских легенд прерафаэлитами.

Артуровские легенды и мотивы весьма занимали Морриса, однако его кисти принадлежат лишь незаконченные наброски, такие как «Изольда на корабле» (1856), и лишь одна законченная акварель «Королева Гвиневера» (1858, Tate Gallery, London). Художник создал также одну из настенных фресок и потолочную фреску в большом проекте прерафаэлитов в Оксфорде (1857 г.) и руководил работами по созданию витражей в Данлопе (1862), для которых он разработал пять панелей. Принадлежащие ему фирмы (Morris Company Merton и Abbey Tapestry Works) спонсировали ряд артуровских проектов. Моррису принадлежит идея издания «Смерти Артура» с иллюстрациями Э. Берн-Джонса, которое предстояло выпустить в издательстве «Kelmscott Press»; весь роман Мэлори должен был выйти серией из восьми томов. Однако со смертью Морриса издание было прекращено.


Уильям Моррис (William Morris), текстильный дизайн :

968x1474 550kb 734x1029 322kb 958x1475 349kb 965x1458 472kb 870x1182 377kb 1303x1216 624kb 759x1041 363kb 949x1466 638kb 487x740 169kb 872x1466 489kb 913x1476 472kb 945x1475 507kb 926x1479 551kb 958x1475 507kb 962x1464 475kb 962x1476 638kb 965x1468 429kb 965x1458 492kb 966x1458 470kb 968x1474 456kb 968x1474 578kb 968x1475 482kb 968x1468 679kb 968x1475 577kb 968x1474 490kb 968x1480 554kb 970x1474 531kb 971x1476 461kb 971x1476 712kb 970x1468 354kb 1000x1474 667kb 968x869 1196kb 1942x2953 2011kb 1458x966 588kb 1472x971 654kb 1474x968 576kb 1474x970 574kb 1475x958 465kb 1475x958 539kb 1476x971 627kb
 

ДАНТЕ ГАБРИЭЛЬ РОССЕТТИ (Dante Gabriel Rossetti)

Данте Габриэль Россетти (1828-1882). Английский художник XIX в.

Данте Габриэль Россетти
«Святой Грааль».

Рыцарскими романами Средневековья Россетти заинтересовался еще в юности. Сюжет для первой своей картины на артуровскую тему «Гробница короля Артура» (частная коллекция) он придумал сам.

Следующим этапом его увлечения этой тематикой стало создание иллюстраций к проекту «Моксон-Теннисон»: Россетти сделал две иллюстрации к этому изданию. Позднее под влиянием Уильяма Морриса, в то время когда Моррис и его друг, художник Эдвард Берн-Джонс работали в его студии, Россетти увлекся Мэлори и стал вдохновителем проекта создания фресок для здания Дискуссионного Общества Оксфордского университета. Сюжеты для этих фресок были взяты из романа Мэлори. Согласно первоначальному плану, вкладом Россетти в этот проект должны были быть «Видение Ланселота о Святом Граале», «Ланселот в опочивальне королевы» и «Как сэр Галахад, сэр Борс и сэр Персеваль узрели Святой Грааль», однако две первые фрески известны только в набросках. Россетти также принимал участие в проекте Уильяма Морриса по созданию витражей на артуровские темы в Данлопе.

Поздние работы Россетти на артуровские темы представляют собой разработку уже использованных мотивов. Среди них «Как Грааль напитал сэра Галахада, сэра Борса и сэра Персеваля; но сестра сэра Персеваля умерла в пути» (1864, Birmingham City Gallery) и «Сэр Тристан и Изолда Прекрасная выпивают любовный напиток» (1867, Cecil Higgins Art Gallery, Бредфорд).

К концу 1860-х гг. Россетти задумал написание собственной Артурианы «Божий Грааль», которая так и не была завершена; к концу следующего десятилетия артуровские мотивы совершенно исчезли с его полотен.

Россетти оказал огромное влияние на «артуровское возрождение» в целом. Он побуждал браться за артуровские темы других художников, в том числе уже завоевавших известность, таких как Эдвард Берн-Джонс и Артур Хьюз. Его манеру обычно связывают с романтической гранью артуровской живописи. В стандартный викторианский репертуар Россетти привнес эротические и мистические мотивы.


Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti), графика и живопись на артуровсую тему:

The Lady of Shalott 567x648 181kb 496x432 112kb Sir Galahad 503x576 117kb Sir Galahad 1314x1104 486kb Lancelot and Guinevere 1196x750 316kb Дама и рыцарь 1024x1049 473kb Galahad in Graal 1024x715 308kb Сэр Ланселот в опочивальне королевы 2000x1480 1173kb 1732x2640 1173kb


Данте Габриэль Россетти и Элизабет Сиддал, история одной любви.
Журнал «Gala Биография», №9 (69) сентябрь 2010 год:

1880x1344 1193KB 1844x1356 855KB 1864x1356 931KB 1848x1344 915KB 1848x1344 913KB 1856x1348 869KB 1864x1352 998KB 939x1352 417KB
 

«МОКСОН-ТЕННИСОН»

Богато иллюстрированное издание ранних стихотворений Альфреда Теннисона, подготовленное в 1857 г. издательством «Моксон» («Moxon»).

Для краткости оно называется обычно «Моксон-Теннисон» (Moxon-Tennyson). В проекте принимали участие как живописцы Королевской Академии искусств, так и художники из среды прерафаэлитов. Иллюстраторов к этому проекту подбирал сам Теннисон.

Читать дальше


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские


 

Все о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Первый рыцарь» 
Фильм «Меч отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» 

СТАТЬИ:
«Король Артур / Возвращение короля» 
«Легенды о короле Артуре в театре и кино» 
«Король Артур / Герои легенды» 
«Хронология событий, связанных с именем короля Артура» 
«Фильмы о короле Артуре / Фильмография» 
«Рыцари Круглого стола, история одной легенды» 
«Легенды о короле Артуре в изобразительном искусстве» 

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


Эдвард Берн-Джонс.
«The Dream of Launcelot at the Chapel of the San Graal».

(Картинку можно увеличить)


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.