ГЮСТАВ ДОРЕ
Гюстав Доре (1832-1883). Французский художник XIX в.
Гюстав Доре известен прежде всего своими иллюстрациями к Библии и «Божественной комедии» Данте.
Он также сделал 36 акварелей, послуживших иллюстрациями к первым четырем поэмам «Королевских идиллий» Теннисона. В каждой из этих поэм - «Энида»,
«Вивьен», «Элейна» и «Гвиневера» - Доре нарисовал по 9 иллюстраций, которые затем были скопированы английскими граверами и вошли в английское и французское издание Теннисона (поэмы издавались in folio и по отдельности)
с 1867 по 1868 г. В 1868 г. вышло единое издание всех поэм. К этому изданию Доре создал обложку, где изобразил Альфреда Теннисона в окружении героев артуровского эпоса (некоторые из них - плод воображения собственно Доре). Иллюстрации получили широкую популярность, особенно в Англии, и выдержали несколько переизданий.
Гравюрам Доре обычно приписывают свойственное прерафаэлитам общее ощущение меланхолии, однако, возможно, лишь потому, что граверные работы выполняли английские мастера. Сам же Доре мог читать Теннисона только в переводе.
Рисунки Доре исключительно романтичны и изображают сцены поединков или погруженных в раздумья персонажей на
фоне сказочных замков, осыпающихся руин и удивительных ландшафтов. Некоторые рисунки достаточно слабы (особенно изображения женщин), но лучшие не уступают иллюстрациям этого мастера к Данте и создают неповторимый образ волшебной страны
артуровских легенд.
Гюстав Доре, иллюстрации к «Королевским идиллиям» Альфреда Теннисона:
КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ Американские.
Иллюстрации к артуровским произведениям художественной литературы в США обычно ограничиваются детской и
подростковой литературой. В XIX в. американцы разделяли бытовавшее в викторианской Англии убеждение, что персонажи романа
Томаса Мэлори «Смерть Артура» (издававшегося в Новом свете, как правило, в адаптированном варианте) могут служить
подрастающему поколению
прекрасным образцом для подражания. Самым рьяным сторонником этой теории был «отец американской иллюстрации»
Говард Пайл (Howard Pyle, 1852-1911), лично написавший ряд книг, которые представляют собой адаптированный пересказ Мэлори: «История
короля Артура и его рыцарей» (1903), «История рыцарей Круглого Стола» (1905), «История сэра Ланселота и его
друзей» (1907),
«История Грааля и гибели Артура» (1910). Пайл создал также иллюстрации к ним - заставки, концовки и рисунки пером,
выполненные в манере Бердслея. Из всех сюжетов и мотивов артуровских легенд Пайла, судя по всему, привлекали в основном
таинственные дамы, мебель в неоготическом стиле и сложно стилизованные средневековые орнаменты, украшающие одежду и оружие
его персонажей.
Говард Пайл (Howard Pyle), иллюстрации к легендам о короле Артуре (The Story of King Arthur and his Knights)
Published by Charles Scribner's Sons ~ 1903:
Американский художник и писатель. Сам иллюстрировал свои книги (повести и рыцарские романы).
Американские издатели, выпускавшие книги английских авторов, предпочитали пользоваться услугами американских
художников. В 1917 г. самый известный из учеников Пайла Н. С. Уайт (Newell Convers Wyeth, 1882-1945) создал девять акварелей к книге Стэнли Ланье (Sidney Lanier)
«Король Артур для детей» (1880). На его иллюстрациях роскошные средневековые костюмы персонажей соседствуют с
ландшафтами и рабочими лошадьми ферм Новой Англии (а вовсе не чистопородными скакунами).
Луи Рид (Louis Rhead, 1857-1926), иллюстрируя в 1923 г. переиздание «Короля Артура и его рыцарей» (King Arthur and his Knights) Ноуэла (1862), возместил смешной
и досадный промах своего предшественника, взявшись за изучение литературы об Англии VI в., созданной к тому времени. В том, что
касается стиля, источниками его иллюстрациям послужили средневековая «Книга из Келлса» («Book of Kells»)
и фрески Бостонской публичной библиотеки со сценами поисков Грааля, выполненные Эбби.
Н. С. Уайт (Newell Convers Wyeth), иллюстрации к книге Стэнли Ланье «Король Артур для детей» (The Boy's King Arthur)
Published by Charles Scribner's Sons ~ 1919:
Frank E. Schoonover (американский художник-иллюстратор, 1877 ~ 1972), иллюстрации к книге Henry Frith «King Arthur»
Published by Garden City Publishing Co ~ 1932:
С 1940-х годов XX в. в иллюстрациях преобладает сознательная имитация миниатюр и общего оформления средневековых манускриптов. Массивные и мускулистые рыцари в золотых доспехах Густава Тенггрена (Gustaf Tenggren) населяют примитивный нордический мир «Короля Артура и рыцарей Круглого Стола» Стерна и Линдсея (1962). Черно-белая графика Энрико Арно к адаптации «Смерти Артура» Томаса Мэлори (Кейт Бейн, 1963 г.) подражает оформлению
готических манускриптов. Иллюстрации к книге «Талиесин и король Артур» Рут Робинс (1970), с отсутствием перспективы и одним лишь передним планом, наводят на мысль об англосаксонских рукописях раннего Средневековья. В иллюстрациях к «Королю Артуру» Мэри Мак-Леод (1963) Хершел Левит (Herschel Levit) сочетает бирюзовый цвет с розовым и золотым. Изысканные полноформатные иллюстрации Вирджила Вирнетта к книге «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь: рождественская комедия»
Силверстейна (1974) с их искривленными голыми деревьями, змееволосой дамой, свечами-символами напоминают манеру Бердслея и Рэкхема.
Вообще в попытках воплотить мир артуровской легенды американские художники преуспели много меньше английских.
Dan Beard (американский иллюстратор, 1850 ~ 1941), иллюстрации к книге Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
A Connecticut Yankee in King Arthur's Court
Published by Charles L. Webster & Co ~ 1889:
Клара Елсен Пек (Clara Elsene Peck американский иллюстратор, 1883 ~ 1968)
Book «A Lady of King Arthur's Court» by Sara Hawks Sterling
Published by George W. Jacobs & Co ~ 1907:
Нил О'Кифф (Neil O'Keeffe американский иллюстратор)
In the Court of King Arthur ~ 1918:
Сидней Ричмонд Барли (Sydney Richmond Burleigh, американский иллюстратор)
«Рыцари Круглого стола. Истории о короле Артуре и Святом Граале» (The Knights of the Round Table. Stories of King Arthur and the Holy Grail) by William Henry Frost,
Charles Scribner's Sons, Нью-Йорк ~ 1898:
Edmund H. Garrett, американский иллюстратор (1853-1929)
«Легенды о дворе короля Артура» (Legends of King Arthur and His Court) by Frances Nimmo Greene,
Cinn & Company, Бостон, Нью-Йорк, Чикаго, Лондон:
Читать дальше
ARTISTS - Иллюстрации к легендам о короле Артуре на сайте THE CAMELOT PROJECT
СТРАНИЦЫ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 »
Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство
| Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис
| Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей
| Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон»
| Витражи |
Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета
| Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские
Из книги:
Анна Комаринец «Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».
|