Интервью и публикации     
О фильме «Первый рыцарь»     
На главную     


  ЛЕГЕНДЫ О КОРОЛЕ АРТУРЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские

Предыдущая страница


 

КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ
Английские.

Возрождение интереса к артуровским легендам, в особенности к тем сюжетам, которые приобрели известность благодаря «Смерти Артура» сэра Томаса Мэлори и «Королевским идиллиям» Альфреда Теннисона, XX век во многом обязан викторианскому медиевализму. Романтические персонажи Теннисона оказались благодатной темой и для художников прошлого века. Гравюры Данте Габриэля Россетти, Холмана Ханта и Дэниэля Мэклайза украшали сборник ранних стихотворений Теннисона, выпущенный издательством «Моксон» в 1857 г. («Моксон-Теннисон»), а крупноформатное издание четырех поэм Теннисона «Элейна», «Вивьен», «Гвиневера» и «Энида» вышли с гравюрами Гюстава Доре.

С 1870-х по 1940-е гг. влияние прерафаэлитов на «артуровские» иллюстрации оставалось господствующим. Наиболее яркими особенностями этих иллюстраций были ландшафты, прорисованные с точностью, достойной ботаника, предметы интерьера в готическом стиле, яркие краски, усложненность символов и орнамента. Самым объемным в этой традиции считается цикл из 48 акварелей, выполненных В. Расселом Флинтом (William Russell Flint) для роскошного издания, финансированного «Medici Society» (1910-1911). Судя по подбору тем, Флинта более всего привлекала возможность изобразить дам в различных туалетах - или в различных степенях отсутствия оных. Аскетичные эпизоды поиска Грааля не вызвали у него прилива вдохновения, тогда как светские эпизоды и интерьеры с их занавесями, резными колоннами, розовыми садами и лебедиными озерами, напротив, производят впечатление общей роскоши куртуазного общества.


Виллиям Рассел Флинт (William Russell Flint, 1880-1969)
иллюстрации к Томасу Мэлори «Смерть Артура» (Le Morte Darthur)
Published by «Medici Society» (1910-1911):

914x1600 374kb 1048x1374 403kb 1032x1412 322kb 888x1109 212kb 898x1126 252kb 885x1080 226kb 892x1129 291kb 832x1024 257kb 900x1113 247kb 833x1024 238kb 1229x1567 349kb 900x1103 261kb 1131x1402 280kb 1164x1348 274kb 1149x1408 288kb 908x1153 246kb 1106x888 237kb 1125x1393 290kb 910x1111 257kb 1137x887 245kb 899x1125 228kb 916x1149 269kb 1159x902 251kb 916x1088 247kb 1048x1363 363kb 1048x1388 436kb 1048x1309 394kb 1048x1269 407kb 1048x1375 472kb 1048x1293 410kb 1048x1380 475kb 1048x794 247kb 1048x1373 510kb 1048x808 221kb 1048x1334 468kb 1048x1316 432kb 1048x841 253kb 1048x1294 476kb 1048x1381 486kb 1048x845 197kb 438x535 76kb 422x538 72kb 474x596 108kb 425x521 60kb 505x403 71kb 425x546 61kb 425x545 67kb 504x400 57kb 425x565 94kb 425x494 89kb 424x550 81kb 425x511 78kb 425x501 64kb 500x386 30kb 517x400 77kb 333x446 69kb 1230x1632 367kb 1224x1623 412kb 1218x1593 392kb 1224x1575 392kb 1206x1620 342kb 1212x1527 382kb 1230x1650 431kb 1197x1494 392kb 1215x1491 357kb 1221x1602 413kb

Известный английский художник-иллюстратор Уильям Моррис рассматривал книгу как единое произведение искусства, в котором должны гармонично сочетаться все составляющие элементы: шрифт, иллюстрации, поля, виньетки, рамки, заставки и буквицы, вплоть до расположения текста на странице, бумаги и переплета. К осуществлению своих проектов Моррис привлек группу единомышленников. Одним из таких проектов стало переиздание в рамках серии «Возрождение английской книги» разработанной Моррисом серии роскошных и богато иллюстрированных выпусков «Смерти Артура» Мэлори. Всего выпусков в серии должно было быть восемь. Иллюстрации были заказаны соратнику Морриса по движению прерафаэлитов Эдварду Берн-Джонсу, этим томикам предстояло выйти небольшим тиражом.

Реакцией на подобные вычурные выпуски стало издание Дж. М. Дента (1893-1894), оформление к которому выполнил тогда еще неизвестный Обри Бердслей. Это издание содержало 21 полноформатную иллюстрацию и 585 заставок, буквиц, рамок и орнаментов. Хотя в первых главах заметно влияние прерафаэлитов и Берн-Джонса, ближе к середине книги Бердслей уже вырабатывает собственный стиль «арт нуво» (art nouveau), характерными чертами которого стали четкость линий, абстрактные растительные орнаменты и контрастное соотношение черных и белых форм. Еще более оригинальной была трактовка художником содержания книги: будто бы погруженные в летаргию безжизненные рыцари Бердслея полностью пребывают под властью своих дам или под чарами волшебниц. Вместо того чтобы прославлять романтическую куртуазность, Бердслей создал скорее сатиру не нее; к тому же его современников-викторианцев не могли не шокировать его изнеженные герои, обнаженные андрогинны, распутные сатиры и чувственные ангелы.

В то время как рисунки Бердслея как бы сами просились для дешевых и экономически выгодных изданий (черно-белая графика легко поддавалась фотомеханической печати), Чарльз Джер и Роберт Джиббингс вернулись к гравюрам на дереве. В 1913 г. издательством «Ashendene Press» было выпущено новое издание книги Мэлори с 27 гравюрами работы Джера. Консервативному стилю, присущему изданию «Kelmscott Press» в оформлении Морриса и Берн-Джонса, здесь соответствовал столь же консервативный подбор тем - сцена свадебного пира Артура и Гвиневеры, сцена, в которой Тристан и Изольда выпивают любовный напиток, сцена отплытия раненого Артура на Авалон. Следующие переиздания «Смерти Артура» (издательство «Golden Cockerel», 1936 г.) вышло в оформлении Роберта Джиббингса. В предложенном им варианте оформления почти полностью отсутствуют жанровые иллюстрации, уступившие место ландшафтам, интерьерам и изящным декоративным орнаментам. Ботанические изыски в виде копьеподобной травы и стилизованных деревьев создают магическое окружение для человеческих фигур, застывших в исполненных благородства позах посреди некоего рыцарственного ритуала.


Иллюстрации Уолтера Крейна (Walter Crane) к книге
Генри Гилберта (Henry Gilbert) «Рыцари короля Артура» (King Arthur's Knights).
Эдинбург & Лондон, издатель T.C. & E.C. Jack, 1911 год:

1192x1738 522kb 1192x1738 527kb 1192x1738 528kb 1192x1738 534kb 1192x1738 508kb 1192x1738 543kb 1192x1738 518kb 1192x1738 510kb 1192x1738 515kb 1192x1738 507kb 1192x1738 360kb 1192x1738 526kb 1192x1738 519kb 1192x1738 553kb 1192x1738 507kb 1192x1738 480kb


Иллюстрации Ланселота Спида (Lancelot Speed / 1860-1931)
к книге Сэра Джеймса Ноуэла (Sir James Knowles) «Легенды о короле Артуре и его рыцарях»
(The Legends of King Arthur and His Knights), 1912 год:

908x1433 197kb 908x1433 201kb 908x1433 248kb 908x1433 226kb 908x1433 229kb


Иллюстрации Артура А. Диксона (Arthur A. Dixon) к «Легендам о короле Артуре и рыцарях Круглого стола»:

615x880 269kb 610x874 165kb 607x877 287kb 606x872 192kb 611x871 203kb 606x870 271kb 874x613 209kb 613x870 297kb 606x877 212kb 608x874 271kb 877x604 193kb 604x872 274kb 614x869 297kb 606x872 262kb 604x867 298kb 608x868 258kb 610x877 206kb 609x876 281kb 873x610 187kb 606x872 276kb 605x859 255kb 606x864 228kb 866x599 190kb 610x870 307kb 612x865 300kb 607x867 259kb 611x871 261kb 605x866 312kb 598x863 182kb 607x872 322kb 601x877 254kb 607x869 315kb 611x874 156kb 605x868 237kb 611x872 332kb 874x606 225kb

Поскольку викторианская эпоха видела в рыцарях Мэлори эталон поведения истинного джентльмена, сокращенные и адаптированные издания для юношества стали наиболее распространенной формой переиздания этого романа. Именно ориентацией на аудиторию объясняется то, что в недорогих изданиях все чаще появляются иллюстрации, не только призванные навевать ощущение исторического прошлого (помещаемого в любую историческую эпоху - от VI до XVI в.), но и ощущение мира загадочного и волшебного. Наиболее популярные адаптированные пересказы - «Король Артур и его рыцари» сэра Джеймса Ноуэла (1862), «Король Артур для детей» Стэнли Ланье (1880) и «Повесть о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола» Альфреда В. Полларда (1917) - выходили с иллюстрациями самых различных художников, включая Уолтера Крейна (Walter Crane), Артура Рэкхема (Arthur Rackham), А. Г. Уолкера, Иннеса Флипа, Х. Дж. Форда, Ланселота Спида (Lancelot Speed) и Уолтера Ходжеса (C. Walter Hodges).

В последние десятилетия XX в. многообразие интерпретаций артуровских легенд значительно расширило сферу сюжетов для иллюстраторов. В альбоме Эррола Ла Кейна «Меч короля Артура» (1968) коллаж и резкие, «неоновые» краски использованы для создания комической волшебной страны - альбом предназначался для самых маленьких читателей. Эксцентричные пассажи и повороты сюжета в «Книге Мерлина» Т. Х. Уайта (1977) еще более подчеркивает черно-белая графика Тревора Сабтли (антропоморфные скалы и животные, шутовской колпак Мерлина и т.д.). Переводы и адаптации средневековых ритмизованных романов предоставили возможность соединить в иллюстрациях реализм и буйство фантазии, как это видно из шести цветных гравюр Дороти Брэби к книге «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь» Гвина Джонса.


Беатрис Стивенс (Beatrice Stevens), иллюстрации к легендам о короле Артуре:

1138x1600 407kb 1400x1447 573kb 1138x1600 579kb 1138x1600 468kb 1138x1600 541kb


Дора Куртис (Dora Curtis), «Stories from King Arthur and his Round table» by Beatrice Clay:
Опубликовано в 1913 году. J. M. Dent & sons limited, E. P. Dutton & company, London.

1004x1462 296kb 1004x1462 281kb 618x850 284kb 627x900 239kb 600x850 241kb 574x850 253kb 668x850 301kb 928x634 283kb 961x743 343kb 847x693 243kb 888x592 226kb


Артур Рэкхем (Arthur Rackham), иллюстрации к легендам о короле Артуре:

1934x2384 886kb 1915x2458 987kb 1858x2384 835kb 2002x2446 949kb 1877x2384 386kb 1706x2190 804kb 1877x2271 930kb 1877x2226 884kb 1877x2325 1011kb 1751x2325 911kb 1746x2375 860kb 1841x2433 1018kb 1688x2154 1008kb 1877x2244 898kb 1877x2343 1140kb 1877x2384 754kb 665x910 343kb 684x934 408kb 672x924 369kb 650x900 329kb 876x1329 466kb 878x1281 462kb 856x1219 358kb 816x1197 422kb


Алан Ли (Alan Lee):

Алан Ли родился 20 августа в Англии в 1947 году. Помимо иллюстраций для множества книг, Ли создал 50 акварельных иллюстраций к «Властелину колец» Толкиена. Также иллюстрировал «Хоббита». Ли был приглашен как художник и осуществлял разработку арт-концепции для кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Он получил премию «Оскар» за работу над фильмом «Возвращение Короля». Алан Ли также работал концептуальным дизайнером в таких фильмах, как «Легенда», «Кинг Конг», «Хроники Нарнии» и мини сериале «Мерлин».

1040x1249 264kb 1056x1254 266kb 1032x1432 275kb 826x1154 429kb 826x1324 333kb 820x886 153kb 1412x1600 1980kb


Алан Ли (Alan Lee) «Merlin Dreams» by Peter Dickinson, 1988 год:

1147x1600 783kb 1083x1600 948kb 1600x1401 1760kb 1600x1276 1707kb 1094x1600 1255kb 1131x1600 809kb 1600x1203 1271kb 1141x1600 278kb


Алан Ли (Alan Lee) «The Mabinogion»:

1083x1600 761kb 1100x1600 931kb 1019x1600 668kb 1018x1600 772kb 1482x1600 2094kb 1487x1600 1910kb 1044x1600 889kb 1517x1600 2180kb 1023x1600 766kb 1600x1536 2453kb 1423x1600 1470kb 1016x1600 842kb 1555x1600 2157kb 1514x1600 2257kb 1557x1600 2168kb 1475x1600 2311kb 1064x1600 693kb 1039x1600 761kb 1200x834 226kb 1037x1600 832kb 1496x1600 1898kb 1033x1600 789kb 1455x1600 2269kb 1477x1600 1820kb 1523x1600 1900kb 1368x1600 1371kb 1545x1600 2244kb 1529x1600 1382kb 1421x1600 1687kb 1355x1600 1260kb 1522x1600 1721kb 1013x1600 803kb 1032x1600 788kb 1452x1600 1997kb 1034x1600 898kb 1600x1491 2152kb 1032x1600 804kb 1500x1600 1932kb 1039x1600 692kb 1570x1600 2258kb 1420x1600 1707kb 1044x1200 278kb 1591x1600 2400kb 1033x1600 801kb 1512x1600 2222kb 1442x1600 1623kb 1414x1600 1681kb


Victor G. Ambrus, «King Arthur» by James Riordan, 1998 год:

Художник иллюстратор Victor G. Ambrus родился 19 августа 1935 года в Будапеште, Венгрия. Учился в Венгерской Академии Искусств в течение трех лет, но покинул Венгрию в 1956 году после Венгерской революции и уехал в Англию. В Англии он закончил Королевский Колледж Искусств в Лондоне, и в возрасте двадцати лет начал свою карьеру книжного иллюстратора. Victor G. Ambrus проиллюстрировал почти 300 книг.

1117x1407 568kb 1048x1328 503kb 1089x1351 418kb 1037x1413 438kb 1272x820 346kb 1134x648 248kb 1055x806 262kb 1085x1393 504kb 1125x804 260kb 1041x702 335kb 963x811 278kb 1043x1387 533kb 1071x1372 534kb 988x1338 352kb 1121x1383 464kb 1063x1311 522kb 1129x1164 417kb 1098x1485 503kb 1008x914 347kb 1022x1146 379kb 1132x1426 466kb 1064x1401 454kb 1111x1535 499kb 1058x1399 437kb 1051x1431 394kb 1008x1359 381kb
 

Русские.

Практикой русского книгоиздания в советский период было использование иллюстраций переводимых изданий. В значительной мере она сохранилась и по сей день. В переводных произведениях, относящихся к артуровскому циклу, используется обложка и (если они имеются) иллюстрации оригинала - с согласия художника и/или его литературного агента.

Среди немногих исключений - иллюстрации Дениса Гордеева к адаптированной версии «Тристана в прозе» (в пересказе Жозефа Бедье) (Тристан и Изольда. М.: Аргус, 1993). Также Денис Гордеев проиллюстрировал такие издания артуровского цикла:
«Рыцари круглого стола» (романский эпос) 1995, изд-во «Аргус», Москва.
Ж.Бедье. «Тристан и Изольда», 2002, изд-во «Рипол-классик», Москва(переиздано «Махаоном»).
А. Теннисон «Королевские идиллии» Издательство «Грантъ», Москва, 2001 год.
Кевин Кроссли-Холланд, «Король Артур и Зрячий камень». «Эгмонт» 2007 год, 3 кн. обложки.

На русском языке «Смерь Артура» Мэлори вышла в серии «Литературные памятники». Художественное оформление этого издания является точной копией «Смерти Артура», изданной в 1893-1894 гг. Дж. М. Дентом с иллюстрациями Обри Бердслея.


Иллюстрации Леонида Фейнберга к книге
Андрея Свентицкого «Книга сказаний о короле Артуре и о рыцарях Круглого стола».
Москва, издательство «Мир», 1923 год:

907x1280 577kb 844x1280 584kb 1280x901 602kb 1246x1019 634kb 990x1280 687kb 863x1280 587kb 1191x1009 593kb 1280x974 638kb 847x1280 600kb 1280x904 628kb 1280x762 530kb 1280x886 592kb 1280x889 586kb


Иллюстрации Дениса Гордеева к книге
«Тристан и Изольда» в пересказе Жозефа Бедье:

919x1376 447kb 700x1106 238kb 700x1106 230kb 700x1063 267kb 700x1097 238kb 700x1095 248kb 700x1075 187kb 700x1102 283kb 700x1094 195kb 700x1107 201kb 700x1120 257kb 700x1134 219kb 700x1108 289kb 700x1123 235kb 700x1107 185kb 700x1077 203kb 700x1095 163kb 700x1112 253kb 700x1108 257kb 700x1127 248kb 700x1118 242kb 700x1078 187kb 700x1026 188kb 700x1129 219kb


Украинский художник Владислав Ерко, «Сказки Туманного Альбиона», британские рыцарские сказки.
Киев, издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА», 2004 год:

1500x1639 888kb 1000x1155 216kb 850x1169 439kb 850x1169 419kb 1533x1100 729kb 1000x1101 440kb 850x1169 436kb


Белорусский художник Павел Татарников, John Matthews «Артур - король Альбиона» (Arthur of Albion).
Штутгард, издательство «Urachhaus», 2009 год:

500x595 92kb 1451x780 322kb 2761x780 629kb 1262x780 357kb 2785x780 536kb 1198x780 348kb 1461x780 428kb 622x800 143kb 800x422 100kb 700x740 190kb 500x551 73kb 734x649 1030kb 600x335 75kb 288x395 49kb 285x892 120kb 800x760 251kb 713x800 230kb 681x900 283kb 726x800 229kb 249x772 117kb 900x570 227kb 680x700 178kb 386x887 174kb 405x900 159kb

Павел Татарников. Официальный сайт художника 
 

Французские.

При создании иллюстраций к произведениям артуровского цикла французские художники следовали за английскими образцами или, чаще, прибегали к стилизации средневековых моделей. Наиболее интересны иллюстрации Гюстава Доре.  

ARTISTS - Иллюстрации к легендам о короле Артуре на сайте THE CAMELOT PROJECT 


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 »

Тематический указатель:
Изобразительное искусство | Иллюстрированные манускрипты | Декоративно-прикладное искусство | Мозаика в соборе Отранто | Вышивки | Гобелены | Мизерикордис | Пизанелло | «Артуровское возрождение» | Прерафаэлиты | Обри Бердслей | Эдвард Берн-Джонс | Уильям Моррис | Данте Габриэль Россетти | «Мокстон-Теннисон» | Витражи | Фрески | Фрески в Бостонской публичной библиотеке | Фрески в здании Дискуссионного Общества Оксфордского университета | Фрески в замке Рункельштейн | Гюстав Доре | Книжные иллюстрации: американские | Книжные иллюстрации: английские


 

Все о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Первый рыцарь» 
Фильм «Меч отважного. Легенда о сэре Гавейне и Зеленом рыцаре» 

СТАТЬИ:
«Король Артур / Возвращение короля» 
«Легенды о короле Артуре в театре и кино» 
«Король Артур / Герои легенды» 
«Хронология событий, связанных с именем короля Артура» 
«Фильмы о короле Артуре / Фильмография» 
«Рыцари Круглого стола, история одной легенды» 
«Легенды о короле Артуре в изобразительном искусстве» 

Из книги: Анна Комаринец
«Энциклопедия короля Артура и рыцарей Круглого Стола».


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.   

Rambler's Top100