Интервью и публикации     
Шон Коннери - Библиография     
На главную     


  И ЦЕЛОГО МИРА МАЛО /
Иэн Флеминг и все книги о Джеймсе Бонде.


 

Источник: Наталья Голицына, Андрей Шарый
«Знак 007: Джеймс Бонд в книгах и на экране».

 


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 »

Начало статьи

ЖЕНСКИЙ КРУГ

Иэн Флеминг.

Иэн Флеминг.

Отношения с женщинами играли знаковую роль в жизни не только агента 007, но и его создателя. Во многом сексизм Бонда стал отражением характера самого Флеминга. Друзья Флеминга, видевшие его в обществе женщин, утверждают, что он держался высокомерно. Одна из его подруг, леди Мэри Пакинхэм, полагает, что красавчик Иэн считал женщин существами неполноценными. Многие дамы, с которыми Флеминг был близок, отмечали его эгоизм и надменность. Это же подчеркивала вдова писателя Энн: «Иэн был абсолютно эгоистичен, его целью постоянно, пока я знала его, было стремление избежать скучной, банальной жизненной рутины, которая приводит в отчаяние заурядных людей. Он стремился вести такой образ жизни, который не мог бы наскучить, и он следовал туда, куда его вел этот принцип. Завершилось все это Бондом». Довольно циничный взгляд на любовь и отношения с женщинами Флеминг приписал и своему литературному герою: «Длительное ухаживание претило Бонду почти так же, как последующее неприятное выпутывание из возникшей связи. Обычную процедуру: сантименты, касания рук, поцелуи, страстные поцелуи, прикосновения тел, кульминация в постели, затем больше постели, меньше постели, затем скука, слезы и в финале горечь - все это он считал делом постыдным и ханжеским» (роман «Казино Royale»).

Характерно, что, когда будущая жена Флеминга, которая была уже его любовницей, узнала в 1947 году, что ее избранник не прервал своих отношений с двумя бывшими подругами, Лизл Поппер и Мод Рассел, она написала ему: «Временами я бываю потрясена тем, что ты приемлешь манеры и философию этих двух дам. Очень опасно жить в башне из слоновой кости, ключ от которой в руках этих стареющих и в высшей степени неглупых евреек». Позднее Флеминг признавал, что его идеал - «не нимфетка со свежей попкой, а зрелая женщина за тридцать, еврейка, компаньонка, которая не нуждается в уроках любви и способна доставить удовольствие, обладая упругим телом и добрыми глазами». Таким идеалом на Ямайке для Флеминга стала Бланш Блэквел, привлекательная и образованная владелица обширных плантаций, делившая время между Лондоном и Кингстоном. Ее семья, состоятельные сефардийские евреи, переселились на Ямайку из Европы и вошли в местный бомонд. Когда Бланш и Иэн впервые встретились, ей было чуть за сорок, и она уже успела выйти замуж и развестись. В жизни Флеминга Бланш сыграла, пожалуй, более значительную роль, чем его жена, выделяясь среди его многочисленных любовниц не только умом и образованностью. До конца жизни Флеминга Бланш оставалась его близким другом и, судя по всему, идеалом женщины.

Со своей будущей женой Энн Чартерис (в замужествах Энн О'Нил и Энн Ротермир) Флеминг познакомился в мае 1936 года, когда та была замужем за лордом О'Нилом, за которого вышла в 19-летнем возрасте в состоянии опустошенности и безразличия сразу после смерти матери. Ее муж приятельствовал с Флемингом. Оба были членами старейшего лондонского клуба White's. К тому времени брак уже дал трещину, и у Энн вспыхнул роман с Эсмондом Хармсуортом, наследником газетного магната лорда Ротермира. После гибели лорда О'Нила на фронте в сентябре 1944 года она выйдет за молодого Хармсуорта замуж и станет виконтессой Ротермир. Флеминг хорошо знал и Эсмонда Ротермира, своего постоянного партнера по бриджу. После первой встречи с Флемингом Энн нашла его «красивым, но унылым созданием». Свидание на квартире Флеминга показалось ей в высшей степени странным. Иэн, сославшись на мигрень, был неразговорчив; он дал Энн книгу и попросил подождать, пока он «не будет готов общаться». Однако леди О'Нил это не обескуражило, она была из тех женщин, которых манила флеминговская смесь высокомерия и физической привлекательности. Через несколько недель Энн все же оказалась в постели с Флемингом. В то время для обоих это мало что значило, и серьезное продолжение роман получил лишь через два года.

Энн Чартерис родилась в аристократической, но обедневшей провинциальной семье. Она не получила систематического образования, которое возмещала запойным чтением. Романы Чарлза Диккенса, Джейн Остин, Вальтера Скотта стали неотъемлемой частью жизненного опыта этой умной, прямой женщины с независимым характером, обладавшей обширными связями в политических и литературных кругах. Среди близких друзей Энн были Сомерсет Моэм и Ивлин Во, ее салон посещали видные политики, министры, деятели искусств.

После гибели лорда О'Нила Иэн и Энн встретились летом 1945 года в лондонском Гайд-парке. Энн сообщила Флемингу, что намерена выйти замуж за Эсмонда Ротермира (ей было 32 года, жениху - 47) и что она устала ждать, когда Иэн соблаговолит сделать ей предложение. Флеминг промолчал. Позднее Энн призналась одной из подруг, что, если бы Иэн остановил ее, она отменила бы свадьбу. Однако Флеминг боялся женитьбы, которая, как ему казалось, могла покончить с его привычным образом жизни и подвести черту под молодостью и свободой. Понадобилось семь лет, наполненных эмоциональной смутой и преодолением кризиса среднего возраста, чтобы Флеминг решился связать себя законными узами с любовницей. Биограф писателя Эндрю Лайсетт считает страх Флеминга перед женитьбой следствием его личной незрелости. «Одна из подруг Флеминга как-то раз призналась мне, сообщил Лайсетт в интервью авторам этой книги, - что его отношение к женщинам было словно у мальчика школьного возраста. Причем эта дама сыграла в его жизни значительную роль. В этом видится какой-то «мистический элемент», исходящий, скорее всего, от его доминантной матери, в доме которой Флеминг провел юность. Он избегал серьезных привязанностей, ограничиваясь сексуальными отношениями. По сути, на женщин создатель Бонда смотрел глазами Бонда - как на очередной объект обладания, получив который следует переходить к следующему».

В 1951 году виконт Ротермир, прознав, что его жена 14 лет была любовницей Флеминга, подал на развод. Энн получила свободу и сто тысяч фунтов стерлингов компенсации. Открылась дорога к супружеству. Однако Флеминг колебался. Видимо, он принял окончательное решение жениться, только узнав, что Энн беременна. Свадьбу сыграли на Ямайке 24 марта 1952 года в муниципалитете города Порт-Мария. Присутствовавший на торжестве драматург и певец Ноэль Кауард, который подолгу жил на Ямайке, назвал церемонию скромной и элегантной. 12 августа на свет появился единственный сын Флеминга Каспар. Вскоре произошло еще одно знаменательное событие: 18 сентября был завершен роман «Казино Royale». Еще 15 января 1952 года Энн отметила в дневнике: «Этим утром Иэн начал писать книгу». Возможно, отчасти роман обязан своим названием тому обстоятельству, что, решив стать писателем, Флеминг приобрел пишущую машинку золотого цвета марки Royal. Мог ли он знать, что через несколько десятилетий эта машинка будет продана после яростных торгов на аукционе Christie's за 50 тысяч фунтов. Рукопись в 62 тысячи слов Флеминг создал за восемь месяцев, поставив персональный писательский рекорд. Так на свет появился Джеймс Бонд. Впоследствии Флеминг признался, что романы о Бонде стали следствием «шока от женитьбы в 43 года».

Иэн Флеминг.
Иэн Флеминг.
 

ЛИТЕРАТУРНАЯ ЛИХОРАДКА

Роман «Казино Royale» вышел в свет в апреле 1953 года. Флеминг предоставил издательству не только рукопись, но и рисунок для обложки. Надпись на венке, украсившем первую страницу, гласила: «Шепот любви, шепот ненависти», A Whisper of Love, A Whisper of Hate. И конечно, в произведениях Флеминга любовь шептала громче, чем ненависть. За год книга «Казино Royale» разошлось в Британии тиражом семь тысяч экземпляров, вскоре права на роман купило крупное издательство Macmillan.

Первый роман о Бонде понравился Сомерсету Моэму - Флеминг подарил престарелому мэтру экземпляр книги, посетив его на его вилле Moresque на Лазурном берегу. Флеминг был знаком с Моэмом и играл с ним в бридж в лондонском Портланд-клубе, когда маститый писатель наезжал в британскую столицу. Моэм ответил благодарным письмом, в котором отметил способность Флеминга «доводить напряжение действия до максимально возможного предела». Однако когда автор триллера попросил у Моэма разрешения воспользоваться его отзывом для рекламных целей, тот отказал, заявив, что «не разрешил бы этого даже автору книги Бытия». Другой знаменитый писатель, американский корифей детективного жанра Реймонд Чандлер, оказался не столь непреклонным. Флеминг встретил его в доме поэта Стивена Спендера, и Чандлер похвалил «Казино Royale». Тогда Иэн послал коллеге другой свой роман - «Живи, пусть умирают другие». Классик детектива прислал короткий и лестный отзыв, в котором назвал Флеминга, «возможно, самым сильным ведущим автором, работающим в том жанре, который в Англии должен называться триллером», разрешив издателям использовать свой отзыв. В целом первая книга Флеминга получила очень хорошие рецензии в английской прессе. Даже обозреватель элитарного и обычно взыскательного литературного приложения The Times написал: «Мистер Флеминг создал одновременно захватывающую и в высшей степени цивилизованную книгу».

Неожиданно Флеминг и Джеймс Бонд получили широкую рекламу в прессе, когда премьер-министр Великобритании Энтони Иден попросил в ноябре 1956 года разрешения арендовать виллу Goldeneye, чтобы найти убежище от стресса и треволнений, вызванных Суэцким кризисом. Инициатором просьбы выступила Энн Флеминг, дружившая с женой Идена. После национализации президентом Гасаном Абделем Насером принадлежавшего Великобритании Суэцкого канала в Египет вторглись английские, французские и израильские войска. На Лондон давили США, требуя вывода из Египта экспедиционного корпуса, который со скандалом, стоившим Идену премьерства, был в конце концов отозван на родину, - в это время британский премьер уже находился на Ямайке. Биограф Идена Роберт Роудс назвал отдых премьер-министра в Goldeneye «фатальной ошибкой». Но когда в следующем году в свет вышел пятый роман бондианы - «Из России с любовью», - издательство Jonathan Cape Publisher с огромной пользой конвертировало визит Идена в Goldeneye в мощную рекламную компанию, способствовавшую тому, что в короткий срок разошлось более миллиона экземпляров книги.
Иэн Флеминг.

Иэн Флеминг.

Не все книги Флеминга воспринимались восторженно. Критики разругали вышедший в 1958 году роман «Доктор Но»: автора и его героя порицали за высокомерие и сексизм. Характерен заголовок рецензии на роман в популярном журнале New Statesman - «Секс, снобизм и садизм». Автор статьи утверждал, что «у мистера Флеминга отсутствуют литературные способности, структура его книги хаотична, а отдельные эпизоды и ситуации кажутся логически не связанными». Снова выручил Реймонд Чандлер, которого Флеминг попросил написать отклик. Нападкам британской критики американский мастер детектива противопоставил три качества автора, которые он назвал «почти уникальными» для английских писателей: стремление избегать употребления «высоколобого» английского, превосходное знание места действия, обостренное чувство темпа повествования.

О литературных вкусах самого Флеминга и о его взглядах на современную ему действительность можно судить по интервью писателя популярному журналу Queen. Он говорит о намерении создать классический жанр триллера - своего рада «смесь Толстого, Сименона и Кестлера со щепоткой Флеминга». А когда его спросили о повлиявших на него и на британское общество писателях, к первой категории он отнес Грэма Грина («потому что меня как читателя и как литератора интересует каждое написанное им предложение»), Жоржа Сименона и Уильяма Плумера. (Уильям Чарльз Плумер (1903-1973) - родившийся в Южной Африке английский писатель и журналист, автор романов «Турботт Вульф», «Садо», «Бумажный дом». Во время Второй мировой войны служил в британском Адмиралтействе. Редактор нескольких романов Флеминга). Ко второй категории он отнес Мюриэль Спарк и известного публициста Бернарда Левина. (Мюриэль Сара Спарк (1918-2006) - шотландская романистка, новеллистка, поэтесса. Автор многих романов («Утешители», «Мисс Джин Броуди в расцвете лет») и литературных работ. Бернард Левин (1928-2004) - влиятельный консервативный британский публицист и писатель. Сотрудничал с крупнейшими газетами и журналами Великобритании. Среди его книг - «Вверх по Пятой авеню», «Годы маятника», «Если хотите знать, что я думаю»). Говоря о будущем, Флеминг предсказал его в виде смеси реальностей, описанных Джорджем Оруэллом в «1984» и Олдосом Хаксли в книге «О дивный новый мир!», причем жизнь в будущем, по его словам, станет комфортабельнее, но в то же время скучнее и безобразнее.

Возвращаясь в марте 1960 года с Ямайки в Лондон, Флеминг заехал в Вашингтон по приглашению тамошнего корреспондента The Sunday Times Генри Брэндона. Этот визит неожиданно оказался судьбоносным и для самого Флеминга, и для его книг. В Америке шла предвыборная кампания, в разгаре были праймериз, и молодой сенатор от штата Массачусетс Джон Кеннеди боролся за выдвижение своей кандидатуры в президенты от демократической партии. В Вашингтоне Флеминг заглянул в гости к своим давним друзьям Лейтерам. Сотрудник ЦРУ Томми Лейтер под именем Феликса Лейтера выведен Флемингом в нескольких романах, а потом стал и персонажем многих фильмов о Бонде. Его жена Марион хорошо знала Кеннеди. За пять лет до этого, когда сенатор был болен, Кеннеди попросил Марион Лейтер принести ему что-нибудь почитать; она выбрала «Казино Royale». Так случилось, что в день появления Флеминга Марион получила приглашение в дом Кеннеди. Когда она и Флеминг вышли из дома, им повстречался Джон Кеннеди, живший в том же районе, и Марион познакомила писателя и политика. Будущего президента заинтриговал автор английских триллеров, он предложил Флемингу присоединиться к обеду. За столом хозяин и гость говорили о международной ситуации, в частности о коммунистической угрозе. Флеминг рассказал сенатору о содержании своего нового романа (это была «Шаровая молния»). В этой книге глава преступного синдиката Эрнст Ставро Блофельд, шантажируя президента США, угрожал уничтожить Майами с помощью атомной бомбы.

Выяснилось, что застольные разговоры с Джоном Кеннеди принесли серьезные дивиденды. В марте 1961 года журнал Life опубликовал статью, в которой говорилось о десяти любимых книгах новоизбранного президента США. В числе этих произведений, среди которых были и мировая классика вроде книги Стендаля «Красное и черное», под номером десять значился роман Флеминга «Из России с любовью». Конечно, этот список преследовал и популистские цели: демонстрируя разносторонний литературный вкус, президент одновременно давал понять, что его круг чтения совпадает с пристрастиями рядового читателя. Издатели Флеминга воспользовались случаем: они провели в США мощную рекламную кампанию, в результате которой книги о приключениях британского агента 007 вышли на американском рынке в лидеры продаж. На одном из многочисленных рекламных объявлений издательства Signet изображался Белый дом, в котором горело лишь одно окно. Надпись гласила: «Можно поспорить, что он сейчас читает триллер Иэна Флеминга». Генри Брэндон сообщил Флемингу из Вашингтона, что семья Кеннеди бредит Джеймсом Бондом, а сестра президента Юнис Шривер прочла все романы о приключениях агента 007. Флеинг тотчас распорядился отправить Джону Кеннеди и его брату Роберту (генеральному прокурору США) все свои книги с автографами. Известно, что, когда был снят первый фильм о Бонде, «Доктор Но», Кеннеди смотрел его в личном кинотеатре в Белом доме. Сообщалось, что вечером в канун убийства, в ноябре 1963 года, президент читал один из романов Флеминга. По мистической случайности роман Флеминга читал перед тем, как совершить покушение, и убийца JFK Ли Харви Освальд.

Почти все романы Иэна Флеминга невелики по объему: 10-12 глав по 15 или 20 страничек каждая, томик аккурат на пару дней пляжного чтения. Исключение составляет одиннадцатая книга серии, «На секретной службе Ее Величества», почти вдвое превышающая прочие по объему. Однако и в этом случае Флеминг предпочитает почти не отвлекаться на боковые сюжетные линии, концентрируя внимание читателя только на одной, главной истории. Писатель работал быстро, выпуская по роману бондианы в год. Из типографии его книги выходили, точно по расписанию, накануне Пасхи, поскольку издатели посчитали, что в это время люди активнее путешествуют и, значит, в дороге больше читают. Книги Флеминга издавались в мягких обложках, в новом для того времени карманном формате. Их читали в транспорте, на пляже, в парикмахерских салонах, в очереди у кабинета зубного врача и в постели перед сном. Кстати, и теперь английский издательский дом Pan Books выпускает романы об агенте 007 в небольшом формате, все в таком же мягком переплете, на недорогой бумаге и продает по доступной цене.

Художественное качество романов Флеминга неравноценно, однако у этого писателя легкое и изящное перо. Флеминг не боится сочных, броских образов («Она беззвучно кричала, и ее «я» выскользнуло из обугленной шелухи тела»), не чурается рискованных сравнений, но ему почти всегда хватает вкуса сбалансировать излишний мелодраматизм иронией. Писатель не затрудняет внимание читателя длинными описаниями, психологической разработкой характеров, предпочитая яркость образа и выразительность слова. В книгах о Бонде много движения, сюжет развивается с калейдоскопической быстротой. В романах Флеминга трудно отыскать продолжительный диалог; автор не дает скучать, обязательное почти в каждой книге философствование, придающее значимость легковесному сюжету, предлагает в «капсульной» форме: то в виде размышлений 007 перед сном, то в паузе действия, скажем во время полета самолета.

Иэн Флеминг на съемках фильма «Из России с любовью».
Иэн Флеминг на съемках фильма «Из России с любовью».

Исключение среди приключенческих романов Флеминга составляет десятая книга серии о Джеймсе Бонде, «Шпион, который меня любил». Этот неторопливый рассказ, написанный от имени влюбленной в 007 Вивьен Мишель, - практически ничем не замутненная мелодраматическая история, детективные штрихи сюжета которой лишь характеризуют сложность душевного состояния героини и глубину ее безответного чувства. Бонд появляется в середине книги, чтобы спасти Вивьен от опасности и вернуть ей веру в мужское благородство, обстоятельствам потери которой и посвящена, собственно, первая половина романа. Флеминг и не думает скрывать, что рассказывает в этой книге не столько о супершпионе, сколько о супермужчине. Сказочную идеальность Джеймса Бонда нарушает лишь один недостаток, которым наделили его особенности профессии, - холодное сердце, ставящее долг выше любви.

Образ жизни Флеминга, ритм, к которому он привык, дали о себе знать. К началу шестидесятых годов состояние здоровья писателя ухудшилось. Предвестием близкой кончины стал обширный инфаркт, который поразил его в апреле 1961 года прямо на редакционном собрании в The Sunday Times. Флеминга госпитализировали, он месяц пролежал в больнице. Сердечная болезнь превратилась в хроническую, и перед отъездом на Ямайку зимой 1962 года лечащий врач предупредил Флеминга: жить ему осталось от силы лет пять. Это не прибавило оптимизма писателю, и без того страдавшему затяжной депрессией. Ситуацию усугубляли еще и нелады в семье. Каждый из супругов грешил на стороне, и Флеминг прекрасно знал, что многолетним любовником его жены был лидер лейбористской партии Хью Гейтскелл. как-то на обеде у американского посла в Лондоне сидящая рядом с Флемингом дама спросила: «А кто этот импозантный господин в дальнем конце стола?», указывая на Гейтскелла. «Как, вы не знаете? - ответил подвыпивший Флеминг. - Это любовник моей жены».

Феноменальный успех книг и огромные гонорары не радовали Флеминга. И дело было не только в быстро ухудшающемся здоровье и крахе многолетнего брака. У создателя Бонда хватало ума и проницательности понимать: всемирная слава пришла не из-за выдающегося таланта. Причина заключалась в том, что Флемингу удалось сконструировать «литературную машину», способную делать большие деньги. Машина работала бесперебойно: известность и популярность книг Флеминга у читателей росли. В Лондоне и Нью-Йорке с бесчисленных рекламных щитов смотрели лица бонда и Флеминга. Тиражи книг об агенте 007 к началу 60-х достигли в Великобритании семи миллионов, а в США превысили десять миллионов.

В январе 1964 года Флеминг приступил к работе над романом «Человек с золотым пистолетом». Врачи запретили писателю работать больше полутора часов в день, и он решил завершить бондиану. «Это будет последний Бонд, я намерен отрешиться от литературной суеты», сказал Флеминг редактировавшему роман Уильяму Плумеру. 11 августа 1964 года Флеминг с женой ужинали в ресторане отеля Gulford в городке Сэндвич в графстве Кент в обществе старинного друга Майкла Астора. Во время обеда Иэн почувствовал себя плохо и потерял сознание. Вызвали «скорую помощь». Машина доставила Флеминга в больницу в Кентербери в 9.30 вечера, и в течение нескольких часов врачи боролись за жизнь писателя. Однако в 1.30 ночи 12 августа Иэн Флеминг скончался от обширного инфаркта.

По драматическому совпадению обстоятельств это случилось в день рождения сына Флеминга Каспара, которому исполнилось 12 лет. Писателю было 56. Его похоронили на кладбище городка Севенхемптон рядом с церковью Святого Георгия. На похоронах присутствовали около двадцати родственников и друзей покойного. На могиле установлен простой полутораметровый обелиск работы друга Флеминга, художника и дизайнера Робина Айронсайда.

В некрологе в The Times Флеминга назвали «одним из самых успешных и противоречивых авторов триллеров нашего времени». В программе Би-би-си «В мире книг» ведущий сравнил его романы с «Островом сокровищ» и «Похищеным» Роберта Льюиса Стивенсона, добавив, что Флемингу «удалось предложить нам нечто более аллегорическое, чем эти книги, нечто, что сближает романы о Бонде по значимости со «Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда»».

Энн Флеминг пережила мужа на 17 лет, скончавшись от рака в июле 1981 года. За шесть лет до этого в возрасте 23 лет покончил жизнь самоубийством Каспар Флеминг. Еще в юности Каспар, страдая мигренями, начал принимать барбитураты. Со временем у него развилась наркотическая зависимость. Через год после смерти отца в состоянии наркотического опьянения он заплыл далеко в море и попытался утопиться. Тогда его удалось спасти. Долгое время юноша находился под наблюдением врачей, поскольку страдал суицидальными наклонностями. У Каспара Флеминга не сложились ни учеба, ни карьера: он ушел со второго курса Оксфордского университета, собираясь заняться торговлей антиквариатом, но эти намерения так и не были претворены в жизнь. В начале октября 1975 года очередная попытка самоубийства оказалась успешной - причиной стала передозировка наркотиков. Рядом с телом нашли записку: «Если не в этот раз, то попробую в следующий».

Пока был жив Каспар, проблем с наследством Флеминга не возникало: сыну достались вилла на Ямайке и другая недвижимость отца, а также издательские права на его произведения. После смерти Каспара, согласно завещанию писателя, для контроля наиболее доходных активов его наследия учредили специальный фонд, при этом авторские отчисления от фильмов должны были получать дети старшего брата Флеминга Питера. Вдова писателя сама выбрала трех попечителей фонда, одновременно поручив адвокатам оспорить завещание и добиться для себя выплат: «Я бедна как церковная крыса». Незадолго до кончины Флеминг продал за сто тысяч фунтов 51 процент акций своей компании Glidrose Productions (названной по именам двух совладельцев, Джона Глиддона и Нормана Роуза), которой принадлежали права на переиздание книг, издательству Booker Brothers. Авторские гонорары от фильмов поступали в семейный фонд. После смерти в 1995 году племянницы Флеминга Николь две другие дочери его брата, Кейт и Люси, выкупили акции у Booker Brothers и получили полный контроль над доходами от торговой марки «Джеймс Бонд». В 2000 году они учредили инвестиционную компанию Fleming Family & Partners. Потомкам Флеминга принадлежит еще одна компания - Ian Fleming Publications, - которая владеет правами на переиздание его книг. Она получает авторские от изданий книг о Бонде и заказывает писателям новые романы с использованием образа агента 007. Виллу Goldeneye приобрел у наследников Флеминга житель Ямайки Крис Блэквелл; в начале шестидесятых годов пятнадцатилетним парнишкой он был нанят съемочной группой «Доктора Но» для помощи в поисках подходящих для фильма природных красот.

К моменту смерти Флеминга в мире было продано более сорока миллионов его книг. Всего издано двенадцать романов и два сборника рассказов о Джеймсе Бонде. Последний роман, «Человек с золотым пистолетом» (по слухам, законченный Уильямом Плумером), вышел после смерти Флеминга, как и сборник рассказов «Осьминожка». При жизни писателя экранизированы три книги об агенте 007.

Иэн Флеминг пробовал себя не только в жанре шпионского триллера. Осенью 1959 года писатель предпринял кругосветное путешествие, чтобы рассказать о самых интересных, с его точки зрения, городах мира. За месяц он посетил Гонконг, Макао, Токио, Гонолулу, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, Чикаго и Нью-Йорк. Похоже, Флеминг ориентировался на экзотические вкусы Бонда. Или это Бонд выбирал места для подвигов, руководствуясь географическими пристрастиями своего создателя? Впечатление от поездки Флеминг изложил в сборнике эссе «Захватывающие города» (в американское издание вошел короткий рассказ о Бонде «007 в Нью-Йорке»). Заголовок другого небондианского романа говорит сам за себя: «Торговцы алмазами». Еще одна книга с названием из озорной считалки, Chitty Chitty Bang Bang, предназначена детям. Ее сюжет о волшебной машине родился из сказок, которые Флеминг придумывал для маленького в ту пору Каспара.

Но, конечно, классиком популярной мировой литературы Иэна Флеминга сделал Джеймс Бонда. Один из литературных критиков недавно высказал предположение, что создателю агента 007 вряд ли понравилось бы жить в начале XXI века, когда жизненные идеалы, которые отстаивал Флеминг, обесценились, а его литературные идеи и образы подвергаются нападкам из-за отсутствия политкорректности. Наверное, эта мысль верна только отчасти: судя по биографии и литературному наследию Флеминга, его всегда стесняла окружавшая реальность, вот он и расширял ее с помощью художественных фантазий до далеких экзотических горизонтов. И в то же время писатель, а за ним и его герой признавали, что мир вокруг них - прекрасное место, где никогда не поздно начать все заново. Собственно, об этом и поется в девятнадцатой серии кинобондианы:

И целого мира нам мало,
Но этот мир - прекрасное место для того,
Чтобы все начать сначала.
И если у тебя хватит сил,
Мы разобьем этот мир на части.
  

Читать дальше

Источник: Наталья Голицына, Андрей Шарый
«Знак 007: Джеймс Бонд в книгах и на экране».


СТРАНИЦЫ: 1 | 2 | 3 »


 

Все о Джеймсе Бонде на нашем сайте:

О ФИЛЬМАХ С УЧАСТИЕМ ШОНА КОННЕРИ:
Фильм «Доктор Но» (Dr. No) 
Фильм «Из России с любовью» (From Russia with Love) 
Фильм «Голдфингер» (Goldfinger) 
Фильм «Шаровая молния» (Thunderball) 
Фильм «Вы живете только дважды» (You Only Live Twice) 
Фильм «Бриллианты вечны» (Diamonds Are Forever) 
Фильм «Никогда не говори 'никогда'» (Never Say Never Again) 
Видиоигра « James Bond 007: From Russia with Love» 

СТАТЬИ:
Как создавали «Доктора Ноу» 
«Если нельзя доверять швейцарскому банкиру, куда катится мир?», 2012 
«Бонд, Джеймс Бонд. Бессмертная элегантность, достойная подражания», 2012 
«Встряхнуть, но не смешивать», журнал «Итоги» 2012 
«Иэн Флеминг. Живешь только дважды», 2010 
«И целого мира мало. Иэн Флеминг и все книги о Джеймсе Бонде», 2010 
«Кинозвезды. Плата за успех», (отрывок из книги) 2009 
Умберто Эко «Повествовательные структуры в произведениях Иэна Флеминга» 
«Боеголовка / Потерянный Бонд» 2007 
«Агент 007» 2003 
«Как стреляет 007?» 1999 
«Оружие мистера Бонда» 1999 
«Джеймс Бонд / По местам боевой славы. Замок Химэдзи» 2011 

Иэн Флеминг и продюсер бондианы Гарри Зальтцман.
Иэн Флеминг и продюсер бондианы Гарри Зальтцман.

 


К началу страницы вверх

 

При   использовании   материалов   данного   сайта   
ссылка на сайт seanconneryfan.ru обязательна.   


2001-2013 © Irina Kabanova_Anna   
From Russia with Love - seanconneryfan.ru   
UNOFFICIAL Sir Sean Connery fansite in Russia. All Rights Reserved.