Из книги Умберто Эко «Заметки на полях «Имени розы»»:
После выхода «Имени розы» я получаю читательские письма с просьбой объяснить
смысл заключительного латинского гекзаметра и его связь с названием книги.
Отвечаю: цитата взята из поэмы «De contemptu mundi» («О презрении к миру») бенедиктинца Бернарда
Морланского (XII в.). Он разрабатывает тему «ubi sunt» [«Где теперь...» (лат.) - «Где те, которые до нас жили на свете?» - из средневековой студенческой песни
«Gaudeamus igitur» - «Будем веселиться!». Традиционная тема лирической поэзии.]
(откуда впоследствии и
«оu sont les neiges d'antan» [«Но где снега былых времен?» (фр.) - строка из «Баллады о дамах былых времен» Ф.Вийона (1437-1463)].
Но у Бернарда к традиционному топосу
(великие мужи, пышные города, прекрасные принцессы - все превратится в ничто)
добавлена еще одна мысль: что от исчезнувших вещей остаются пустые имена.
Напоминаю - у Абеляра пример «nulla rosa ests» использован для доказательства,
что язык способен описывать и исчезнувшие и несуществующие вещи. Засим предлагаю
читателям делать собственные выводы.
...Заглавие «Имя розы» возникло почти случайно и подошло мне, потому что роза как
символическая фигура до того насыщена смыслами, что смысла у нее почти нет: роза
мистическая (В «Божественной комедии» Данте Алигьери (Рай, XXX- XXXIII) и у средневековых
писателей-мистиков.), и роза нежная жила не дольше розы (Строка из стихотворения (1598) Ф. де Малерба «Утешение г-ну Дюперье» (пер. М.
Квятковской)), война Алой и Белой розы (30-летняя война (1455-1485) за наследство правящих домов Великобритании -
Ланкастерского и Йоркского.),
роза есть роза есть роза есть роза (Строка из стихотворения в прозе (1931) американской писательницы Г.Стайн
«Священная Эмилия»), розенкрейцеры (Члены нем., нидерланд. и итал. тайного общества XVII в., боровшегося за
обновление церкви. Их герб - андреевский крест с четырьмя розами, символами
тайны. Впоследствии розенкрейцеры - одна из высших степеней франкмасонства), роза пахнет розой, хоть
розой назови ее, хоть нет (У. Шекспир, «Ромео и Джульетта»), rosa fresca aulentissima («Роза свежая, благоухающая» (итал.) -
первые слова анонимного
стихотворения-спора «Contrasto» (1231), известного как одно из первых
стихотворений на итальянском языке).
Название, как и
задумано, дезориентирует читателя. Он не может предпочесть какую-то одну
интерпретацию. Даже если он доберется до подразумеваемых номиналистских
толкований последней фразы, он все равно придет к этому только в самом конце,
успев сделать массу других предположений. Название должно запутывать мысли, а не
дисциплинировать их.
РОЗА В ЛЕГЕНДАХ И МИФАХ НАРОДОВ МИРА:
|
Burne Jones «The Heart Of The Rose» 1901 |
|
РОЗА, один из наиболее распространенных мифопоэтических образов. В пределах многообразного и емкого «цветочного» кода роза занимает ведущее место.
Так, Брахма, споривший о цветах с Вишну, отдал предпочтение сначала лотосу, но, увидев розу, показанную ему Вишну, признал свою ошибку и вместе с ней первенство Вишну.
В древности с образом розы связывали радость, позже - тайну, тишину (ср. лат. sub rosa, буквально «под розой» как обозначение тайны), но и любовь.
Последнее значение стало наиболее устойчивым элементом символа розы.
Вместе с тем в Греции, Риме, Китае и позже в ряде германоязычных стран роза стала цветком, связанным с похоронами, со смертью. Нередко ее превращали в цветок загробного царства. Пиндар, Проперций и Тибулл воспевают «розу Елисейских полей».
С другой стороны, розы на могилах мучеников отсылают к идее воскресения.
Более полный набор символических значений розы включает: красоту, совершенство, изящество, радость, любовь, удовольствие, хвалу, славу, пышность, блаженство, аромат, пламенность, гордость, мудрость, молитву, медитацию, тайну, таинство, тишину.
Роза может выступать как символ солнца, звезды, богини любви и красоты (в Древнем Риме роза связана прежде всего с Венерой, по ряду версий она произошла от слез Венеры), женщины (преимущественно красавицы; не случайно большое разнообразие
«розовых» имен: Роза, Розина, Розита, Розетта, Розалия, Розалинда, Розамунда, Розобланка и т.п.).
У арабов роза, напротив, мужской символ, в еврейской каббале роза - образ единства. Роза символизирует число 5, и эта ее особенность отражена в католическом обиходе, где четки и особая молитва по ним называются
«Розарий» (лат. Rosarium, нем. Rosenkranz), причем «Розарий» соотносится с размышлением о трех «пятерицах» - пяти «радостных», пяти «скорбных» и пяти «славных» таинствах жизни девы Марии, которая и сама почитается как Роза или имеет розу своим атрибутом.
Роза в католицизме является также атрибутом Иисуса Христа, святого Георгия, святых - Екатерины, Софии, Доротеи, Терезы и др., часто символизируя церковь вообще.
В христианстве роза обретает особую символическую емкость: милосердие, милость, всепрощение, божественная любовь, мученичество, победа. В средневековом христианском искусстве роза символизирует небесное блаженство (постепенно вытесняя лилию в передаче этого смысла).
Свое символическое значение получают и части розы: ее зелень соотносится с радостью, шипы - с печалью, сам цветок - со славой. Вершиной поэтического и религиозного осмысления этого образа можно считать розу как мистический символ, объединяющий все души праведных, в финале
«Божественной комедии» Данте. В высшем плане неба (Рай XXX-XXXIII) поэт видит огромную пламенеющую розу, лепестки которой - души праведных, а высший из них - богоматерь.
После Данте роза все чаще символизирует духовное избранничество, высокое этическое совершенство, творческий порыв (в итальянском гуманистическом неоплатонизме, философских утопиях розенкрейцеров и масонов и т. д.)
Роза как символ земной чувствительной страсти чрезвычайно популярна в средневековой куртуазной литературе, новоевропейской любовной лирике, эротической аллегорике 16-18 вв. Эволюция образа розы отмечается и в более поздней поэтической и мистической традиции.
Так у немецкого поэта К.Брентано в «Романсах о Розарии» выступают три сестры - Розароза (Алая роза), Розадора (Золотая роза) и Розабланка (Белая роза), которым грозит кровосмесительная связь с братьями, но их спасает вмешательство благодати.
Роза становится стержневым образом-символом в искусстве романтиков (У.Блейк, Д.Г.Россети, А.Штифтер и др.), символистов рубежа 19-20 вв. (С.Малларме, В. де Лиль-Адан, О.Уайльд, кружок французских поэтов - розенкрейцеров и др.), писателей 20 века (например У.Б.Йитс, Дж.Джойс, Т.С.Элиот, П.Целан; в России, в первую очередь - А.А.Блок и О.Э.Мандельштам); в большинстве своем мотивы розы у этих авторов так или иначе восходят к Данте.
Образ розы присутствует во многих произведениях искусства (роза - один из основных и древнейших видов орнамента, мистическая роза на витражах средневековых храмов).
Роза знаменует совершенно «божественную» гармонию мироздания. В Швеции само понятие «народных росписей» обозначается как «rosemalning», то есть «живопись розы».
С 12 века роза вводится в геральдику, став одним из наиболее устойчивых ее знаков. В барочной живописи 17 века (Испания, Фландрия) роза нередко обособляется в самостоятельные символические натюрморты.
Существуют различные версии объяснения цвета розы (розового, красного и т.д.) и происхождения шипов. По одной версии, роза стала красной, когда на ее лепестки упала капля крови с ноги Афродиты, уколовшейся шипом розы во время поисков ею убитого Адониса. Иная мотивировка - белая роза зарделась от удовольствия и стала красной, когда ее поцеловала гуляющая в Эдемском саду Ева. По другой версии, роза
покраснела из-за неосторожности Купидона, уронившего каплю вина на розу. С Купидоном связывают и происхождение шипов розы. Вдыхая благоухание розы, Купидон был ужален пчелой; разгневавшись, он выстрелил в розовый куст стрелой, и она превратилась в шип. По другому варианту, происхождение шипов связано с Вакхом, который преследуя нимфу, оказался перед непреодолимой оградой из терниев и приказал ей стать оградой из роз. Однако позже, увидев, что такая ограда не может удержать нимфу, Вакх снабдил розу шипами. Согласно раннехристианской традиции, до грехопадения роза не имела шипов.
Красный цвет розы объясняется кровью Христа, пролитой на кресте (красные розы нередко связывались с огнем; известен мотов превращения пепла сожженных христианских мучеников в красные розы), а тернии розы соотносились с терновым венцом.
Исключительную роль играет роза в символике иранской литературы и искусства. Традиционен мотив любви соловья к розе: когда ее срывают, соловей вскрикивает; роза красная от крови влюбленного в нее соловья и т.п.
Не менее известен мотив, объединяющий розу и вино. Арабская мусульманская традиция знает образ белой розы - пота, выступившего на Мухаммаде на его пути к небу и упавшего на землю.
В германской традиции розы принадлежат карликам, гномам, феям и находятся под их неусыпной защитой. Символика различных видов розы и ее элементов многообразна. Красная роза - христианский символ земного мира; эмблема Адониса, Афродиты, Венеры, Сафо; знак дома Ланкастеров; восторг, стыдливость, стыд, желание, объятие, страсть, материнство, смерть, мученичество.
Белая роза - чистота, девственность, духовность, абстрактная мысль, тишина; знак дома Йорков. Красная и белая розы - единство, союз. Гирлянда из роз - атрибут эроса, Купидона, святой Цецилии; блаженная душа, небесная радость, утешение в христианской вере; ангельский венец. Роза на кресте - смерть Христа. Шип розы - страдание; христианский символ греха; роза без шипов - неблагодарность. Венок из роз - небесная радость, награда за добродетель. Розовый сад - Новый Иерусалим; Небесная роза - роза дантовского Рая, образ универсума и высшего блаженства.
Золотая роза - роза благославляемая священником и вносимая на празднике в храм; символ церкви, небесного благословения и радости. Серебряная роза - жилище Брахмы. Розетка роз - знак семи имен аллаха в мусульманстве; в буддизме - знание, закон, путь порядка, то есть тройственная истина, символизируемая и лотосом; звезда, круг вселенной. Розовое дерево - убежище, приют.
|