Итак, все было готово, можно было начинать съемки...
|
Вильям Баскервильский (Шон Коннери) |
|
Рассказывает Жан-Жак Анно: «Конечно, это триллер, но такой, что рожден благородным гневом, что необычно
и редко, затрагивающий проблемы деликатные, но глубокие и фундаментальные. Это правда, что фильм... И роман, и фильм имели большой успех
в тоталитарных государствах, потому что эта история была понята на современном уровне. Известно, что правительства, нацистские или коммунистические,
запрещают доступ к определенным областям знаний, точно также, как это в свое время делало христианство. И это правда, что меня это также приводит
в гнев, как и Вильяма Баскервильского. Даже если я подхожу к проблеме с иронией и дистанцированно, все равно в конечном итоге я зол оттого, что от
меня утаили целые пласты знаний. Об этом и идет речь в «Имени розы»...
Времена, в которые разыгрывается наша история, это в большей или меньшей степени времена хаоса. Проще говоря, Европа была многократно поделена.
Италия, какой мы ее знаем сегодня, не была единой страной, а состояла из многих малых государств. Между Францией и другими державами,
находившимися на территории современных Италии, Австрии и Германии, царили сильнейшие раздоры. Европа еще не пришла в себя от все
нарастающего еретичества».
Действие в «Имени розы» происходит в 1327 году от рождества Христова. Уже в течение 20 лет Папа не живет в Ватикане,
а Рим переживает кровопролитную гражданскую войну между приверженцами Папы и сторонниками императора.
Иоанн XXII, Папа времен событий «Имени розы», - бывший епископ Авиньонский, ввел здесь папство. А потом он начинает то, что в Италии
называют «Вавилонским пленом». 5 французских пап правят друг за другом, они возвышают своих многочисленных племянников в саны
кардиналов, массово отлучают от церкви и содержат колоссальную армию. Налоги удваиваются, и жажда наслаждений духовенства достигает
высшей точки. Папство полностью предается роскоши и развлечениям, тогда как Европа находится в доселе еще невиданном кризисе.
Рассказывает Жан-Жак Анно: «Речь идет о периоде крушения, колоссальной экономической разрухи,
много худшей, чем мы переживаем сейчас, современную ситуацию можно назвать щадящей по сравнению с тем временем. Это время перед
вспышкой эпидемии чумы, это означает, что через пару лет на всем континенте умрут двое из каждых троих живущих. Это потрясает. Вся Европа
из-за нехватки элементарной гигиены и разрушенной экономики будет сломлена. Люди голодают и не имеют иммунитета, жилища выглядят ужасно,
и народ находится в таком состоянии, которое срочно требует лидера, но такового нет...»
|
Вильям Баскервильский (Шон Коннери) |
|
Он обладает приятной внешностью, интеллигентен и является человеком рассудка. Это делает его таким притягательным.
Беспокойный, дотошный, Вильям Баскервильский живет в Средневековье, но принадлежит грядущей эпохе Возрождения. Для современников
он уже является не человеком веры, но человеком разума. Он ученик Роджера Бэкона, который погиб в папских застенках за то, что пытался
научно подтвердить вероучение Библии. Ошибка Вильяма: абсолютное отсутствие смирения. Но именно этот грех гордыни делает его личность
такой интересной. Персонаж Вильяма был создан под влиянием образа Шерлока Холмса. Он носит фамилию известнейшего героя приключений
с его участием. И одновременно это смешение с образом средневекового мыслителя, прежде всего Вильгельма Окамского. Этот умный
францисканец учился в Оксфорде и Париже и вскоре начинает учить своих братьев, что, несмотря на то, что все случается по воле Божией,
существует возможность делать из происходящего логические выводы. Обвиненный в ереси и назначенный Иоанном XXII в Авиньон, он смог
сбежать из города и присоединиться к императору. В конце концов, он был отлучен от церкви. «Доктор Ватсон» этой истории, старый рассказчик,
был к моменту повествования молодым послушником Адсо из Мелька. Как младший сын богатого австрийца, он был доверен Вильяму, своему
наставнику, с тем, чтобы тот его обучал.
Рассказывает Жан-Жак Анно: «Умберто мне говорил: «Ты знаешь, Адсо ведь глуп! Он ничего не понимает,
он не понимает своего наставника». Мне это не понравилось. Мне не нравятся глупые персонажи... Я не люблю глупцов. Я не верю, что люди глупы. Я
считаю, что каждый человек наделен красотой и разумом. Я так вижу людей. Честно говоря, я не собирался поучать Умберто по поводу Адсо,
но я с ним об этом говорил. Он говорит: «Ты убедишься в конце концов, что он ничего не понял. Он не внял учению своего наставника». Я ответил
ему: «Я хочу, чтобы в фильме ученик оказался лучше учителя, чтобы он понял то, чего даже Мэтр не разглядел. Я радуюсь тому, что он проявил
великодушие и понимает мир интуиции и любви, который Вильяму, интеллектуалу, недоступен»».
Представления Адсо о церкви классические. Он не пытается сомневаться, чтобы изменить мир, который Господь создал
столь совершенно. Он даже подчас не доверяет своему наставнику, который верит только в науку, и которого он часто не понимает.
Рассказывает Жан-Жак Анно: «Вильям – человек, который надо всем смеется, издевается и многого не любит. А
Адсо имеет счастье познакомиться с любовью и сохранить о ней память. Кто однажды влюбился, остается влюбленным всю жизнь.
Никогда в жизни не познать влюбленность – это, поистине, печально. Таким образом, фильм отличается от романа. В таких моментах, как этот, я взял
из книги элементы, которые мне нравились, и видоизменил их по-своему. Так, что Адсо получился как раз противоположностью глупцу, и в конце своих
изысканий он знает, что самым прекрасным, что ему когда-либо встречалось в жизни, было сердце женщины. Мне это нравится».
Адсо рассказывает об этих событиях в конце своего земного существования, так как они глубоко повлияли на всю его жизнь.
Он понимает, что борьба его наставника была справедливой. И много лет спустя он станет чем-то большим, чем просто копией своего Учителя...
Рассказывает Жан-Жак Анно: «Роман написан от имени Адсо. Он рассказывает историю своего наставника и свою
собственную. Это, конечно, его воспоминания. Я хотел, по крайней мере, сохранить эту концепцию повествования, что очень красиво. Я люблю фильмы,
в которых есть Рассказчик. Иногда говорят: в фильмах нужен рассказчик, если возникли проблемы при монтаже. Да, и так бывает...
Этот стиль интересен тем, что создает дистанцию между текстом и тем, что человек видит, и это действительно здорово. Текст и картинка одно и то же
выражают совсем по-разному. Создается даже настоящий контрапункт, гармония, Ответ, как красиво это называют грегорианцы. Это создает особо
тонкие нюансы, если хотите,
как, например, очень грустная музыка в веселом фильме создает чрезвычайно интересный контрапункт. Здесь примерно то же самое. Закадровый текст
помогает по-другому понимать изображение. И инстинктивно я хочу сохранить это. К тому же этот прием помогает нам преподнести те идеи, которые очень
тяжело преподать в фильме.
Большая разница между кино и литературой в том, что последняя обращается, прежде всего, к интеллекту. С помощью
интеллекта и памяти слова рождается мир. И этот созданный мир, возможно, пробуждает эмоции. В кино все случается абсолютно наоборот. Фильм
передает чувства, которые, возможно, побудят кого-то к размышлениям. Это интересно видеть, что механизмы прямо
противоположны. Но если добавить закадровый текст, то он обращается к интеллекту, как и литература, а картинка на экране обращается к инстинктам,
как и положено в кино».
|