осле фильма «Робин и Мэриан» Шон Коннери ввязался
в абсолютно средний, но очень дорогой фильм «Следующий» (1976).
Фильм был очень плох. Зато его следующий фильм «Слишком далекий мост» (1977) имел большой
успех. Это было эпическое полотно о Второй мировой войне режиссера Ричарда Аттенборо. В
картине приняли участие многие звезды мирового экрана: Дирк Богард, Майкл Кейн, Энтони Хопкинс,
Лоуренс Оливье, Роберт Редфорд и другие.
«Большое ограбление поезда»
Следующие три фильма Коннери - «Метеор» (1979),
«Большое ограбление поезда» (1978) и «Куба» (1979) - пополнили
цепь финансовых и творческих неудач Коннери. «Большое ограбление поезда», правда, стал
одним из десятка фильмов, в которых ему было приятно работать, однако успеха у публики этот
фильм не имел.
После всех последних неудач Коннери решил удалиться от дел. Он спрятался на
своей вилле среди пахучих кустарников и цитрусовых деревьев в своем прекрасном саду, за
которым следила и ухаживала его жена Мишелин. Его могли навещать лишь несколько самых близких
друзей и коллег по гольфу, с которыми он играл в свою любимую игру на местных площадках.
Семья Коннери не очень страдала от его переездов в связи со съемками. Три из
его последних четырех фильмов снимались рядом с его виллой. Шон хотел быть уверен,
что его дети защищены от свиты, которая всегда следовала за ним, как за звездой. Он считал себя
по всем параметрам хорошим отцом. Его сын Джейсон не получал воспитания, типичного для детей
кинозвезд, купавшихся в деньгах и сверх дорогих машинах, предназначенных компенсировать
отсутствие родительского внимания. Коннери выбрал для сына Гордонстоун, строгое и по-спартански
суровое учебное заведение в Шотландии, широко известное своими методами формирования и
воспитания людей с сильными и твердыми характерами. Джейсон после школы не стал учиться
в университете, решив последовать по стопам своего отца и стал актером.
К концу 1980 года Коннери не появлялся перед кинокамерой почти 18 месяцев.
И вот, наконец, Шон поддается на уговоры режиссеров и продюсеров покинуть свое убежище и
выбраться из этой самоизоляции. Два проекта, предложенные Коннери, были необычны. Скорее
всего, ни один из актеров его уровня не согласился бы в них участвовать. Первый проект был
предложен Коннери Терри Гиллиамом. Это была сюрреалистическая фантазия под названием «Бандиты
времени» (1981). В Америке картина попала на первое место в списке лучших и держалась там
целый месяц. Вторым был научно-популярный триллер «Чужая земля» (1981)
режиссера Питера Хайамса.
«Никогда не говори «никогда»»
Закончив работу в фильме Хайамса, Коннери начал переговоры с двумя знаменитыми
режиссерами, жаждущими, заполучить его в свои фильмы. В 1982 году Шон Коннери снялся в фильме
Ричарда Брукса «Неправый прав» и у Фреда Циннемана в картине «Пять дней одного лета».
Летом 1980 года обладатель прав на сценарий «Шаровая молния», Кевин Мак Клори
выиграл свой процесс против Брокколи, «Юнайтед Артистс» и наследников Яна Флеминга. Он уже
давно хотел сделать ремейк фильма «Шаровая молния», теперь он мог начать работу над фильмом.
Продюсером фильма стал Джек Швартцман, который уже решил, что только один актер в мире
способен превратить эти пожелтевшие пыльные листы бумаги в деньги. Этим актером был Коннери.
Он позвонил Шону. Коннери не сказал «нет». Все было решено. Швартцман получил своего героя, а
Коннери согласился надеть парик и стать Джеймсом Бондом в седьмой и «теперь уже точно в
последний раз». Режиссером нового фильма о приключениях Джеймса Бонда стал Ирвин Кершнер.
Фильм назывался «Никогда не говори «никогда»» (1983). Многие с удовольствием отмечали возвращение
настоящего Джеймса Бонда. Все было, как в те давние времена. Снова зрители повалили
в кинотеатры, чтобы следить за приключениями Джеймса Бонда, сыгранного Коннери.
Бонд снова дал Шону Коннери мощный импульс, в успехе не было никакого
сомнения. Шон опять оказался на вершине. Он снова мог назвать свою собственную цену за участие
в следующем бондовском фильме, снова каждый день на его стол ложились все новые и новые
предложения и проекты. Он все отвергал.
После окончания работы над фильмом «Никогда не говори «никогда»» зимой 1982
года Коннери не появлялся перед кинокамерой до лета 1985. Шон играет в гольф в различных
странах, стараясь как можно чаще участвовать в турнирах, проводимых в Шотландии. Его целью
всегда являлась победа. Коннери - один из самых сильных игроков, единственным стремлением
которого было отобрать деньги у проигравших партнеров.
Шон Коннери и его «Оскар»
Наконец Шон Коннери снимается в небольшой роли в культовом фильме Рассела Малкэхи
«Горец».
В 80-е года, когда многие талантливые актеры - ровесники Коннери все реже стали
появляться на экранах и принадлежали уже только истории кинематографа, этот выдающийся мастер
неожиданно для многих зрителей и критиков пережил второй взлет популярности. При этом феномен
заключался в том, что после 1983 года Коннери уже не обращался к образу Джеймса Бонда. Его
успех был связан с ролями иного плана. Прежде всего - с экранизацией детективно-философского
романа итальянского теоретика и писателя Умберто Эко «Имя Розы» (1986),
где Шон Коннери сыграл одну из своих лучших ролей - францисканского монаха Вильяма
Баскервильского, ведущего расследование таинственных убийств в средневековом монастыре. Эта
картина французского режиссера Жан-Жака Анно имела большой фестивальный и зрительский успех у
европейской публики. Американцам пришелся по душе другой герой Коннери в гангстерской
драме Брайана Де Пальмы «Неприкасаемые» (1987). За роль второго плана в этой впечатляющей
картине Коннери заслуженно получил премию «Оскар».
Наконец Коннери был признан как один из самых значительных и популярных
характерных актеров современности. Он снялся в совершенно не похожих ролях в совершенно
разных фильмах, и это стало самым большим испытанием его актерского мастерства. Его творческая
сила, его способности были теперь очевидны для всех. Британский продюсер Тревор Уоллес сказал,
что в 1985 году в восприятии Коннери как актера появились новые моменты. Уоллес говорил:
«Шона стали воспринимать как серьезного актера примерно в это время. Вы знаете, в Голливуде
ему никак не удавалось избавиться от тени Джеймса Бонда. Это было глупо. Затем он однажды
похоронил своего назойливого персонажа и стал снова Шоном Коннери. Несомненно, он замечательный
актер огромного многогранного таланта... Об этом здесь, в Лос-Анджелесе, знают немногие, так
как он всегда был немного загадочной личностью. Совсем мало тех, кто действительно хорошо
знает Коннери. Он никогда не был членом клубов, не любил появляться на банкетах и вечеринках.
Среди продюсеров он приобрел репутацию трудного человека. Живя в Европе, в Голливуде он
оставался немного иностранцем. Итак, как обычно здесь происходит, актеры становятся модными
по какой-то особой причине. В данном случае люди стали видеть в Коннери выдающуюся личность,
с лицом, которое может выражать все - от жестокости и цинизма до благородства и невинности.
Он мог бы быть чьим-то старым немощным отцом и сильным, импозантным человеком. Вспомните
современных крупных актеров, и тогда вы поймете, что Коннери может сыграть такие роли, которые
удались бы немногим их тех, имена которых у всех на слуху».
Шон Коннери сдержан в высказываниях по поводу высокой награды за фильм
«Неприкасаемые» в интервью журналистам. Самое большее, что им удалось услышать от Шона, были
его слова о том, что он получил «Оскар» не только за «Неприкасаемых», но и за все, что он сделал
в кино за долгие годы своей работы в искусстве. Наверное, чтобы доказать что-то миру Голливуда,
а также всей мировой киноиндустрии, наблюдавшей церемонию награждения, он, вызвавший три
минуты непрерывной овации, появился в свете лазерных лучей и сказал: «Меня зовут Коннери,
ШОН КОННЕРИ».